Рынок рабочей силы в России: современное состояние, проблемы формирования и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ функционирования рынка рабочей силы в России за 2000-2011 гг. и выявление тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты функционирования рынка рабочей силы;
• Проанализировать динамику рынка рабочей силы в России за 2000-2011 гг.;
• Изучить тенденции развития рынка рабочей силы в России и предложить пути совершенствования его работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1 Определение рынка рабочей силы ,его особенности 5
1.2 Специфичность обращаемого на рынке рабочей силы товара – рабочая сила 6
1.2.1 Условия формирования спроса и предложения на рабочую силу,
эффект замещения и эффект дохода 7
1.3 Структура рынка рабочей силы 10
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РФ 12
2.1 Исследование динамики и структуры занятости населения за 2000-2011г 12
2.2 Закономерности изменений на рынке рабочей силы 22
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 26
3.1 Тенденции развития рынка рабочей силы 26
3.2 Основные направления по повышению эффективности, занятости 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Рынок рабочей силы в России_современное состояние, проблемы формирования и перспективы развития.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Последние данные, опубликованные на сайте Минздравсоцразвития России, говорят о том, что за восемь месяцев 2010 года (данные на сентябрь 2010 года) было создано собственных бизнесов на госсубсидию размером 58 800 рублей 121 500 безработных.

На второй план в 2010 году отошла поддержка организации общественных работ для безработных, а финансирование опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, теперь было увязывано с планами модернизации и развития предприятий.

Позицию руководства  страны озвучил вице-премьер Александр  ЖУКОВ на выездном совещании в  столице Бурятии правительственной  комиссии по ситуации на рынке рабочей силы 17 ноября 2010 года.

Вице-премьер отметил  эффективность стажировки выпускников  образовательных учреждений, имеющих  риск нетрудоустройства. «Молодые люди и в 2011 году смогут пройти стажировку на реальных рабочих местах под руководством наставников и тем самым приобрести необходимый опыт. Планируется создание новых рабочих мест для инвалидов, при этом работодателю будут платить не 30 000 рублей, как в 2010 году, а 50 000 за одно специализированное место. Еще одна перспективная мера регулирования рынка рабочей силы – поддержка маятниковой миграции трудовых ресурсов. Государство продолжит компенсировать расходы тем, кто пожелает переехать в другой регион с целью трудоустройства» - сказал он в своем выступлении [23].

Согласно данным сайта  Минздравсоцразвития, в 2011-2012 гг. новой мерой поддержки россиян будет возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию в 50 000 рублей за каждое рабочее место.

Также было запланировано обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности. Центры занятости населения организуют профессиональную переподготовку для молодых матерей, где они смогут повысить свою квалификацию или получить новую профессию.


По данным Службы Исследований HeadHunter, в марте 2011 года число открытых вакансий и резюме превысило докризисные  показатели 2008 года. Количество вакансий по сравнению с январем 2008 года увеличилось на 35%, а число резюме за аналогичный период — на 156%.

 

Рис. 4. Динамика вакансий и резюме за 2008-2011 гг. [23]

Стоит отметить, что в целом наблюдается медленное  снижение активности соискателей при  этом, наблюдается плавный рост активности среди работодателей. Большая часть работников, «пересидевшая» кризис, начала активные поиски осенью. Число находящихся в активном поиске соискателей достигло пика в октябре 2010 и с тех пор постепенно снижается.

По сравнению с мартом 2010 года, в марте 2011 года наблюдался рост числа вакансий практически во всех профессиональных сферах. При этом наибольший прирост был в сферах:

  • Начало карьеры/Студенты (+106%);
  • Банки/Инвестиции/Лизинг (+75%);
  • Добыча сырья (+69%).

Прирост со знаком «минус» продемонстрировали:

  • Спортивные клубы/Фитнес/Салоны красоты,
  • Медицина/Фармацевтика,
  • Наука/Образование,
  • Туризм/Гостиницы/Рестораны. [15, c.55-62]

В 2011 году увеличение числа вакансий наблюдалось практически во всех профессиональных сферах. Лидерами стали:

  • Добыча сырья (+26%);
  • Высший менеджмент (+23%);
  • Автомобильный бизнес (+20%).

Неизменным  осталось количество вакансий в сферах «Туризм/Гостиницы/Рестораны».

В аутсайдерах  такие сферы, как "Спортивные клубы/Фитнес/Салон красоты" (-17%), "Наука/Образование" (-11%) и "Домашний персонал" (-10%).

Наименьшая  конкуренция среди соискателей  при поиске работы в феврале 2011 года (как и ранее) была отмечена в сфере  «Рабочий персонал» и «Инсталляция и сервис» (на одну вакансию пришлось 1,5 и 1,2 резюме соответственно). Позиции этих профессиональных сфер являются дефицитными для работодателей вследствие ограниченного выбора среди кандидатов.

По-прежнему остается тяжелой ситуация в сферах «Высший  менеджмент» и «Некоммерческие  организации»: на одну позицию в сфере «Высший менеджмент» претендовало порядка 10 кандидатов, а на позицию в сфере «Некоммерческие организации» — более 18 человек [25].

2.2 Закономерности изменений на рынке рабочей силы

Решение проблем  современного рынка рабочей силы и занятости невозможно без анализа такого сложного социально-экономического явления как безработица.

С 2000 г. по 2005 г. численность  безработных, рассчитанная по методологии  МОТ, сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.

Во-первых, реформы в  социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.

Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.

В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения  в статистический учет данных по Чеченской  Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.

Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс  происходил на фоне экономического роста  и, как следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны  скорее с общеэкономической ситуацией и ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы. Ни одна из реорганизаций соответствующих служб и министерств не сопровождалась усилением внимания к проблемам занятости населения. Более того, проводившаяся оценка состояния рынка рабочей силы концентрировалась на анализе зарегистрированной безработицы, а потребности рынка рабочей силы оценивались по тем вакансиям, которые были поданы работодателями. В таких условиях наиболее значительный сегмент рынка рабочей силы развивался вне воздействия государственных органов управления [20. c.32-35].

Преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают как осторожный оптимизм, так и некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой - в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться.

Кроме того, надо учитывать  и обострение в ряде регионов проблем, связанных с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.

На рис. 6. представлена динамика численности безработных в РФ.

Рис.6. Динамика численности безработного населения в РФ в 2006-2009 (июль) гг., млн. чел [9, c.29-31].

Из рис. 6. видно, что количество безработного населения в России в период 2006-2009 г. увеличивалось.

Так, в 2008 году численность  безработных увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,1 млн. человек. По данным на июль 2009 г. количество безработных выросло на 2,3 млн. руб., темп прироста составил 54,8% относительно 2007 г. Рост численности безработных связан с мировым экономическим кризисом. Производители вынуждены были экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

Российский рынок рабочей силы на 2011 г. полностью восстановился после кризиса, уровень безработицы по итогам 2011 года составит 6,2-6,5.

"По году уровень  безработицы составит 6,2-6,5%, скорее  всего. Это полное восстановление  докризисного уровня. Результат  хороший", - сказал Путин на  заседании президиума правительства.

В начале 2011 года уровень безработицы составлял 7,8% экономически активного населения. Согласно приведенным тогда данным, число официально зарегистрированных безработных за 2011 год снизилось на 400 тысяч человек, реальная заработная плата увеличилась на 3,4%, реальные доходы населения выросли на 0,5%.

Росстат итоговую статистику по рынку рабочей силы еще не публиковал. На конец ноября, по данным ведомства, общая безработица в России составляла 4,766 миллиона человек, или 6,3% экономически активного населения. В то же время в государственных учреждениях службы занятости населения в ноябре в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 миллиона человек, в том числе 1 миллион человек получал пособие по безработице [10, c.50-54].

 

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ

                          3.1 Тенденции развития рынка рабочей силы

В настоящее время  на рынке рабочей силы можно отметить следующие тенденции, которые, по мнению, экспертов, сохранятся и продолжат свое развитие в 2012 году:

  • Высокая потребность в профессионалах своего дела.
  • В 2012 году тенденция нехватки квалифицированных кадров сохранится и, возможно, проявится острее.

 Качество подготовки  выпускников вузов оставляет  желать лучшего. Профессионального инженера надо готовить пять-шесть лет, потом он должен приобрести опыт практической работы. А где? Нормальных условий для прохождения стажировки и получения практических знаний выпускниками вузов как не было, так и нет. Нужна совместная работа предприятий и вузов при посредничестве государства. Для смягчения проблемы структурной безработицы необходимо также развернуть бизнес в пользу создания новых рабочих мест, создания привлекательного имиджа рабочих специальностей для молодежи. Каждая из отмеченных задач и целого ряда других требует государственного участия. Поэтому внимание государства к сфере труда не должно ослабевать».

Данные слова подтверждают данные исследования портала Superjob.ru: в рейтинге запросов работодателей, отражающем спрос рынка рабочей силы на представителей определенных профессий и специальностей лидирующие позиции удерживают квалифицированные рабочие и инженеры. В десятку самых востребованных специалистов также попали менеджеры по продажам, продавцы, водители, торговые представители, врачи и бухгалтеры.  
Восстановление спроса на специалистов наиболее пострадавших в кризис отраслей.

Возник интерес к  специалистам, спрос на которых во время кризиса был не очень  высок, к примеру менеджеры по внутрикорпоративным коммуникациям, менеджеры по компенсациям и льготам, ИТ-директора, менеджеры по связям с общественностью и другие специалисты. Кадровое оживление наблюдается в банковской сфере, в инвестиционных и страховых компаниях, а также в торговле.

Сегодня ощущается острая нехватка финансистов, которые, с одной стороны, имеют необходимый багаж общих финансовых знаний и хорошее знание иностранного языка, с другой – были бы задействованы в производственных процессах и в довершение ко всему этому были бы готовы переехать в другой регион, так как очень многие интересные производства расположены за пределами Москвы».

  • Сохранение серьезной конкуренции среди кандидатов.

Это вполне закономерно  в период посткризисного восстановления: работодатели стали рассматривать  кандидатов, имеющих конкретный опыт со значимыми достижениями, а также повысили требования к умениям и навыкам работников, а соискатели в свою очередь стали детально изучать перспективы будущего работодателя и его финансовую стабильность на рынке.

  • Развитие заемного труда.

Одной из тенденций прошлых лет и одним из способов сокращения расходов на персонал и снижения налоговой нагрузки стал заемный труд. Значительная часть российских компаний вывела персонал за штат (аутстаффинг) и осуществила перевод части функций на аутсорсинг. Кризис закончился, но эта тенденция не ослабла: привлечение на временную работу фрилансеров все также популярно. По мнению экспертов кадрового центра «Юнити», в России сегодня около 20 процентов компаний пользуются услугами внештатных специалистов [3. c. 123-131].

  • Региональная экспансия кандидатов.

Работодатели, чьи бизнес-интересы напрямую связаны с регионами, стали  чаще приглашать в столицу (в головной офис компании) на позиции среднего административного и управленческого  персонала кандидатов из регионов. У них хороший местный опыт, большая сеть местных контактов, да и «стоят» такие кандидаты дешевле. В то время как в провинции ждут топ-менеджеров с московским опытом. Последнее связано с тем, что региональные работодатели ищут москвичей на позиции генеральных и коммерческих директоров или директоров по развитию. Запрос рынка таков, что местным управляющим не хватает компетенций в ситуациях, когда необходимо реструктурировать региональный бизнес и вывести его на новый уровень после кризиса.

Информация о работе Рынок рабочей силы в России: современное состояние, проблемы формирования и перспективы развития