Рынок труда, его инфраструктура и роль в движении занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 12:26, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение рынка труда, его инфраструктуры и роли в движении занятости.
Задачи:
раскрыть структуру и сущность рынка труда;
раскрыть роль рынка труда и его инфраструктуру;
проанализировать рынок труда 2009-2013 гг.

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 150.48 Кб (Скачать файл)

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

Инфраструктура рынка труда представляет собой часть рыночной инфраструктуры и обслуживает конкретный рынок, являясь его составным элементом. Понятие инфраструктуры применительно к рынку труда в отечественной литературе впервые появилось в 1992 голу. И. Маслова рассматривала ее в качестве важного критерия оценки рынка труда и определяла как «наличие специальных институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников ». Инфраструктура рынка труда, в настоящий момент рассматривается как одна из главных составных частей рыночного механизма регулирования занятости. Определение инфраструктуры рынка труда чаще всего основывается на указании объектов входящих в его состав и выявлении их функционального назначения. Например, «инфраструктура рынка труда - совокупность учреждений и институтов содействия занятости в единстве с нормативно-правовой средой их деятельности, призванные обеспечить наиболее эффективный путь сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, и реализацию права людей на труд и социальную защиту» или «инфраструктура рынка труда - это его важная часть, представляющая собой систему институтов, состоящую из государственных и негосударственных структур содействия занятости, служб персонала предприятий, общественных организаций и фондов, а также создаваемые ими правовые, финансово - экономические и информационные механизмы, под действием которых формируются благоприятные экономические, социальные, психологические и прочие условия для функционирования рынка труда».

Определение совокупности объектов включаемых в состав инфраструктуры рынка труда, является важной стороной в исследованиях по данному вопросу. Окончательных критериев отнесения тех или иных элементов к инфраструктуре рынка труда еще не выработано. На наш взгляд в качестве основного критерия отнесения объектов, действующих на рынке труда, к его инфраструктуре, необходимо рассматривать деятельность по трудоустройству граждан и по созданию условий, облегчающих это трудоустройство.

На основе такого подхода в число объектов инфраструктуры рынка труда могут быть отнесены:

  • министерство труда и социального развития, государственная служба занятости, Федеральный фонд занятости, их региональные подразделения и низовые службы;

  • система учебных заведений по профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации работников;

  • организации способствующие географической мобильности работников, в частности Федеральная миграционная служба;

  • кадровые службы предприятий, организаций и учреждений;

  • негосударственные коммерческие и некоммерческие структуры способствующие трудоустройству населения, профессиональной подготовке и переподготовке.

В числе основных функций, которые, выполняют объекты инфраструктуры рынка труда следует выделять:

  • обеспечение взаимодействия работодателей и работников;

  • оказание информационных услуг работникам и работодателям,

  • сбор и анализ информации о рынке труда, прогнозирование его развития;

  • обеспечение социальной поддержки незанятого населения и работников, находящихся под угрозой потери работы;

  • разработка и реализация специальных программ на рынке труда,

  • организация подготовки и переподготовки работников;

  • оказание содействия в создании условий для более эффективной работы предприятий.

В настоящее время на рынке труда идут активные процессы по формированию соответствующей его современному состоянию инфраструктуры. Однако развитая сеть объектов инфраструктуры еще не сложилась, о чем свидетельствует низкая степень охвата незанятого населения (по различным оценкам не более трети безработных обращается за помощью в службы занятости), низкий уровень информационных, консультационных, профориентационных услуг. В результате складывается ситуация несоответствия спроса и предложения на услуги инфраструктуры рынка труда. Эффективность функционирования инфраструктуры рынка труда будет во многом определять конечный результат проводимой государством политики на рынке труда.

В переходных условиях развития экономики важная роль должна отводится государственным объектам инфраструктуры рынка труда, что связывается с необходимостью общего укрепления экономических и социальных функций государства в этот период. Ожидающееся превращение, пока еще сохраняющей значительные масштабы, скрытой безработицы в открытую, массовое высвобождение работников может привести к значительному сужению возможностей самостоятельного поиска работы. В этих условиях произойдет значительное повышение объемов нагрузки на государственные объекты инфраструктуры рынка труда, так как только они в состоянии оказывать масштабную социальную поддержку незанятого населения. В силу этого особую актуальность приобретает скорейшее институциональное оформление государственных участников инфраструктуры рынка труда, предоставление им приоритетного развития в переходный период. Необходимость предоставления приоритета, а развитии государственных объектов инфраструктуры рынка труда подтверждается теми преимуществами, которые они могут дать в переходный период:

  • наличие государственной поддержки и возможность разработки и реализации масштабных программ развития;

  • предоставление материальной поддержки населения на период вынужденной незанятости:

  • бесплатность предоставляемых услуг;

  • доступность для населения на веек территории страны;

  • оказание помощи всем категориям граждан;

  • широкий круг выполняемых функций.

Очевидно, что политика на рынке труда должна быть поддержана разветвленной и хорошо организованной в техническом и методическом плане сервисной сетью. Роль государства и его объектов должна заключатся в координации развития всей инфраструктуры рынка труда, в проведении целенаправленной политики занятости.

 

1.3 Занятость в  системе рыночных отношений и  ее регулирование

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.

Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость сохраняет нерыночный характер.

Причин современного состояния занятости несколько. Во-первых, значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость – это прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и общественных потребностей и получения заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены с необходимостью приспосабливаться и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые складывались порой не одно десятилетие.

Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание занятости населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная же цель политики занятости сводилась к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.

В эффективной рыночной экономике занятость – это картинка, которая отражает степень отлаженности механизма по балансированию спроса и предложения рабочей силы. Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определённой политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.

Основные черты занятости в социально ориентированной экономике следующие:

  • сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости;
  • добровольность труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;
  • свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями;
  • новая трудовая мотивация, предприимчивость и высокая заинтересованность работников в результатах труда как основа улучшения условий жизни;
  • социальная защищённость в сфере занятости, призванная адаптировать работников к требованиям рынка и смягчать отрицательные последствия рыночной экономики на предложение трудящихся.

Характеризуют эффективность занятости показатели, отражающие идеологию государственного развития. Они формируются под воздействием динамики производительности общественного труда.

Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

Во-вторых, это уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Статистически он выражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает либо потребность общественного хозяйства в работниках, либо уровень доходов населения.

В-третьих, важной характеристикой эффективности занятости является структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства, которая представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий.

В-четвёртых, это профессионально-квалификационная структура работающих, которая отражает степень сбалансированности системы работающих, которая отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

 

2. Рынок труда  в России и его роль в  движении занятости

 

2.1 Анализ рынка труда  в России (2009-2013 гг.)

 

По Кировской области процент безработных значительно снизился, так, например, в 2011 он составлял 8,3%, а в 2013-5,6%.

Минтруд продолжает мониторинг рынка труда в разрезе субъектов Российской Федерации, который базируется на официальной информации, представляемой работодателями в органы службы занятости населения, о планируемых увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников.

По состоянию на конец июня в органах службы занятости населения было зарегистрировано порядка 955 тыс. безработных.

С 26 июня по 24 июля 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 2,4%, или 22 644 человека, и по состоянию на 24 июля 2013 года составила 955 453 человека. Это минимальное значение с 2009 года.

За этот период безработица снизилась в 79 регионах. Наибольшее снижение отмечено в Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Тюменской области, Республике Тыва, Камчатском крае и Чувашской Республике.

Перечень моногородов, актуализированный Минрегионом, включает 342 населённых пункта (в 2012 году – 333 населённых пункта).

По состоянию на 1 июля 2013 года среднероссийский уровень регистрируемой безработицы составил 1,3%. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости моногородов, по сравнению с началом 2013 года снизилась с 103,4 тыс. до 92,7 тыс. человек.

Информация о работе Рынок труда, его инфраструктура и роль в движении занятости