Рынок труда становится важнейшим звеном
национальной и мировой рыночной цивилизации,
на нем формируются трудовые ресурсы творческого
типа, осуществляющие повседневную эволюцию
общества. Речь идет о той или иной форме
инициативы, производственной самостоятельности,
стремлении к совершенствованию технологии
и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее время
в той или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным образованием,
административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников
услуг.
Инфраструктура рынка труда
представляет собой часть рыночной инфраструктуры
и обслуживает конкретный рынок, являясь
его составным элементом. Понятие инфраструктуры
применительно к рынку труда в отечественной
литературе впервые появилось в 1992 голу.
И. Маслова рассматривала ее в качестве
важного критерия оценки рынка труда и
определяла как «наличие специальных
институциональных структур для организации
взаимодействия работодателей и наемных
работников ». Инфраструктура рынка труда,
в настоящий момент рассматривается как
одна из главных составных частей рыночного
механизма регулирования занятости. Определение
инфраструктуры рынка труда чаще всего
основывается на указании объектов входящих
в его состав и выявлении их функционального
назначения. Например, «инфраструктура
рынка труда - совокупность учреждений
и институтов содействия занятости в единстве
с нормативно-правовой средой их деятельности,
призванные обеспечить наиболее эффективный
путь сбалансированности спроса и предложения
рабочей силы, и реализацию права людей
на труд и социальную защиту» или «инфраструктура
рынка труда - это его важная часть, представляющая
собой систему институтов, состоящую из
государственных и негосударственных
структур содействия занятости, служб
персонала предприятий, общественных
организаций и фондов, а также создаваемые
ими правовые, финансово - экономические
и информационные механизмы, под действием
которых формируются благоприятные экономические,
социальные, психологические и прочие
условия для функционирования рынка труда».
Определение совокупности объектов
включаемых в состав инфраструктуры рынка
труда, является важной стороной в исследованиях
по данному вопросу. Окончательных критериев
отнесения тех или иных элементов к инфраструктуре
рынка труда еще не выработано. На наш
взгляд в качестве основного критерия
отнесения объектов, действующих на рынке
труда, к его инфраструктуре, необходимо
рассматривать деятельность по трудоустройству
граждан и по созданию условий, облегчающих
это трудоустройство.
На основе такого подхода в
число объектов инфраструктуры рынка
труда могут быть отнесены:
министерство труда и социального
развития, государственная служба занятости, Федеральный
фонд занятости, их региональные подразделения
и низовые службы;
система учебных заведений
по профессиональной подготовке, переподготовке
по повышению квалификации работников;
организации способствующие географической мобильности работников, в частности Федеральная миграционная служба;
кадровые службы предприятий,
организаций и учреждений;
негосударственные коммерческие и некоммерческие
структуры способствующие трудоустройству
населения, профессиональной подготовке
и переподготовке.
В числе основных функций, которые,
выполняют объекты инфраструктуры рынка
труда следует выделять:
обеспечение взаимодействия
работодателей и работников;
оказание информационных услуг работникам и работодателям,
сбор и анализ информации о
рынке труда, прогнозирование его развития;
обеспечение социальной поддержки
незанятого населения и работников, находящихся под угрозой потери работы;
разработка и реализация специальных программ на рынке труда,
организация подготовки и переподготовки
работников;
оказание содействия в создании условий для более эффективной работы предприятий.
В настоящее время на рынке
труда идут активные процессы по формированию
соответствующей его современному состоянию
инфраструктуры. Однако развитая сеть
объектов инфраструктуры еще не сложилась,
о чем свидетельствует низкая степень
охвата незанятого населения (по различным
оценкам не более трети безработных обращается
за помощью в службы занятости), низкий
уровень информационных, консультационных,
профориентационных услуг. В результате
складывается ситуация несоответствия
спроса и предложения на услуги инфраструктуры
рынка труда. Эффективность функционирования
инфраструктуры рынка труда будет во многом
определять конечный результат проводимой
государством политики на рынке труда.
В переходных условиях развития
экономики важная роль должна отводится
государственным объектам инфраструктуры
рынка труда, что связывается с необходимостью
общего укрепления экономических и социальных
функций государства в этот период. Ожидающееся
превращение, пока еще сохраняющей значительные
масштабы, скрытой безработицы в открытую,
массовое высвобождение работников может
привести к значительному сужению возможностей
самостоятельного поиска работы. В этих
условиях произойдет значительное повышение
объемов нагрузки на государственные
объекты инфраструктуры рынка труда, так
как только они в состоянии оказывать
масштабную социальную поддержку незанятого
населения. В силу этого особую актуальность
приобретает скорейшее институциональное
оформление государственных участников
инфраструктуры рынка труда, предоставление
им приоритетного развития в переходный
период. Необходимость предоставления
приоритета, а развитии государственных
объектов инфраструктуры рынка труда
подтверждается теми преимуществами,
которые они могут дать в переходный период:
наличие государственной поддержки и возможность разработки и реализации масштабных
программ развития;
предоставление материальной поддержки населения
на период вынужденной незанятости:
бесплатность предоставляемых
услуг;
доступность для населения
на веек территории страны;
оказание помощи всем категориям
граждан;
широкий круг выполняемых функций.
Очевидно, что политика на рынке
труда должна быть поддержана разветвленной
и хорошо организованной в техническом
и методическом плане сервисной сетью.
Роль государства и его объектов должна
заключатся в координации развития всей
инфраструктуры рынка труда, в проведении
целенаправленной политики занятости.
1.3 Занятость в
системе рыночных отношений и
ее регулирование
Достижение высокого уровня
занятости - одна из основных целей макроэкономической
политики государства. Экономическая
система, создающая дополнительное количество
рабочих мест, ставит задачу увеличить
количество общественного продукта и
тем самым в большей степени удовлетворить
материальные потребности населения.
При неполном использовании имеющихся
ресурсов рабочей силы система работает,
не достигая границы своих производственных
возможностей. Немалый урон безработица
наносит и жизненным интересам людей,
не давая им приложить свое умение в том
роде деятельности, в каком человек может
наибольшим образом проявить себя, или
же лишая их таковой возможности, из-за
чего люди переносят серьезный психологический
стресс. Можно сделать вывод, что показатель
безработицы является одним из ключевых
показателей для определения общего состояния
экономики, для оценки ее эффективности.
Сложность и неоднозначность ситуации
с безработицей в России и повлияли на
выбор мной данной темы для курсовой работы.
Занятость представляет собой
важный сектор социально-экономического
развития общества, соединяющий в себе
экономические и социальные результаты
функционирования всей экономической
системы. Большинство социальных, демографических,
экономический явлений в той или иной
степени выступает в качестве факторов
или результатов процессов, происходящих
в сфере занятости.
Рассматривая занятость как
индикатор результативности проводимых
реформ, следует отметить, что совокупное
влияние на состояние занятости преобразований
в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический
отношениях, социальной сфере и др. оказалось
незначительным. Занятость сохраняет
нерыночный характер.
Причин современного состояния
занятости несколько. Во-первых, значительно
сложнее реформировать социально-трудовые
отношения, чем общие макроэкономические
условия развития. Занятость – это прежде
всего отношения между людьми по поводу
удовлетворения личных и общественных
потребностей и получения заработка, личный
интерес и личные мотивы составляют важнейший
стимул к эффективному производству. Поэтому
практически для каждого человека реформы
условий занятости сопряжены с необходимостью
приспосабливаться и менять экономические,
социальные и психологические стереотипы,
которые складывались порой не одно десятилетие.
Во-вторых, к началу реформ преобладало
упрощённое понимание занятости населения.
Все проблемы сводились к безработице.
Главная же цель политики занятости сводилась
к созданию механизмов согласования спроса
и предложения рабочей силы, т.е. рынка
труда. Таким проблемам использования
трудового потенциала на макроуровне,
как формирование его экономической активности,
трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные
структуры, перераспределение рабочей
силы между отраслями и видами деятельности
уделялось недостаточно внимания и в научных
исследованиях, и в деятельности центральных
экономических ведомств.
В эффективной рыночной экономике
занятость – это картинка, которая отражает
степень отлаженности механизма по балансированию
спроса и предложения рабочей силы. Таким
образом, через рынок труда регулируются
все составляющие занятости, включая воспроизводство,
использование и распределение людских
ресурсов. При этом механизмы регулирования
рынка труда действуют в условиях определённой
политики занятости, элементы которой
охватывают все уровни управления экономикой.
Основные черты занятости в
социально ориентированной экономике
следующие:
- сбалансированное сочетание полной и
эффективной занятости;
- добровольность труда и гармонизация
прав и обязанностей человека в трудовой
сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность
гражданина и государства за возможность
иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;
- свободный перелив рабочей силы между
сферами приложения труда, отраслями, профессиями
и территориями;
- новая трудовая мотивация, предприимчивость
и высокая заинтересованность работников в результатах труда как основа
улучшения условий жизни;
- социальная защищённость в сфере занятости,
призванная адаптировать работников к требованиям
рынка и смягчать отрицательные последствия
рыночной экономики на предложение трудящихся.
Характеризуют эффективность
занятости показатели, отражающие идеологию
государственного развития. Они формируются
под воздействием динамики производительности
общественного труда.
Во-первых, это пропорции распределения
ресурсов труда общества по характеру
их участия в общественно полезной деятельности.
Они показывают, при каком уровне производительности
труда удовлетворяется потребность населения
в работе и какими путями достигается
полная занятость.
Во-вторых, это уровень занятости
трудоспособного населения в общественном
хозяйстве. Статистически он выражается
отношением населения, занятого профессиональным
трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному
населению. Экономически этот показатель
отражает либо потребность общественного
хозяйства в работниках, либо уровень
доходов населения.
В-третьих, важной характеристикой
эффективности занятости является структура
распределения работающих по отраслям
народного хозяйства, которая представляет
собой пропорции распределения трудового
потенциала по видам занятий.
В-четвёртых, это профессионально-квалификационная
структура работающих, которая отражает
степень сбалансированности системы работающих,
которая отражает степень сбалансированности
системы подготовки кадров с потребностью
экономики в квалифицированных работниках.
2. Рынок труда
в России и его роль в
движении занятости
2.1 Анализ рынка труда
в России (2009-2013 гг.)
По Кировской области процент
безработных значительно снизился, так,
например, в 2011 он составлял 8,3%, а в 2013-5,6%.
Минтруд продолжает мониторинг
рынка труда в разрезе субъектов Российской
Федерации, который базируется на официальной
информации, представляемой работодателями
в органы службы занятости населения,
о планируемых увольнениях работников
в связи с ликвидацией организаций либо
сокращением численности или штата работников.
По состоянию на конец июня
в органах службы занятости населения
было зарегистрировано порядка 955 тыс.
безработных.
С 26 июня по 24 июля 2013 года численность
безработных граждан, зарегистрированных
в органах службы занятости, снизилась
на 2,4%, или 22 644 человека, и по состоянию
на 24 июля 2013 года составила 955 453 человека.
Это минимальное значение с 2009 года.
За этот период безработица
снизилась в 79 регионах. Наибольшее снижение
отмечено в Ямало-Ненецком, Чукотском
автономных округах, Тюменской области,
Республике Тыва, Камчатском крае и Чувашской
Республике.
Перечень моногородов, актуализированный
Минрегионом, включает 342 населённых пункта
(в 2012 году – 333 населённых пункта).
По состоянию на 1 июля 2013 года
среднероссийский уровень регистрируемой
безработицы составил 1,3%. Численность
безработных граждан, зарегистрированных
в органах службы занятости моногородов,
по сравнению с началом 2013 года снизилась
с 103,4 тыс. до 92,7 тыс. человек.