Органы исполнительной власти Москвы
и Санкт-Петербурга осуществляют реализацию
этого направления за счёт собственных
средств. В бюджете Санкт-Петербурга для
создания ежегодно не менее 200 специальных
рабочих мест в 2013 году предусмотрено
82,6 млн рублей. В бюджете Москвы в 2013 году
для создания не менее 1,7 тыс. специальных
рабочих мест предусмотрено около 1,5 млрд
рублей.
Всего в региональных бюджетах на финансирование
данного мероприятия в 2013 году предусмотрено
1594,3 млн рублей. [11]
О ходе работы по выполнению
Указа Президента России от 7 мая 2012 года
№597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики» в части разработки
и утверждения профессиональных стандартов.
Правительство доложило о ходе
работы по выполнению Указа Президента
России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики» (подпункт «г» пункта 1).
Правительство, в частности,
сообщает, что Минтрудом России на основе
предложений федеральных органов исполнительной
власти, объединений работодателей и ведущих
профессиональных ассоциаций сформирован
перечень из 805 профессиональных стандартов,
подлежащих разработке в 2013 и 2014 годах.
За счёт средств федерального
бюджета организована разработка 326 профессиональных
стандартов, в том числе для специалистов
в области образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты населения,
информационных технологий, ракетно-космической
промышленности, авиастроения. За счёт
средств профессиональных ассоциаций
и объединений работодателей разрабатывается
26 профессиональных стандартов (например,
в автомобильной промышленности, в сфере
эксплуатации и ремонта лифтов). Перечень
остальных профессиональных стандартов
в настоящее время согласовывается с отраслевыми
объединениями профсоюзов и объединениями
работодателей.
Разработанные профессиональные
стандарты проходят общественное обсуждение,
согласование с отраслевыми федеральными
органами исполнительной власти, а также
рассматриваются экспертным советом при
Минтруде России по профессиональным
стандартам, состоящим из представителей
объединений работодателей, профессиональных
ассоциаций, объединений профсоюзов, ведущих
промышленных предприятий.
В соответствии с планом разработки
профессиональных стандартов на 2012–2015
годы, утверждённым распоряжением Правительства
от 29 ноября 2012 года №2204-р:
- создана
и размещена на официальном сайте Минтруда
общедоступная база данных, включающая
241 профессиональное сообщество с информацией
об их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет;
- в
декабре 2013 года планируется ввести в
эксплуатацию информационный ресурс,
который будет обеспечивать функционирование
системы профессиональных стандартов
и содержать сведения о развитии системы
квалификаций, разработке и утверждении
профессиональных стандартов, а также
о ведении реестра профессиональных стандартов.
[12]
Во исполнение Указа Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики» в 2014 и 2015 годах планируется
обеспечить создание ежегодно не менее
14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Постановлением утверждаются
правила предоставления и распределения
в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на реализацию дополнительных
мероприятий.
Средний размер возмещения
работодателю затрат на создание и оснащение
одного рабочего места составит в 2014 году
69,3 тыс. рублей, в 2015 году – 72,7 тыс. рублей
(в 2013 году средний размер составляет 66,2
тыс. рублей).
Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов» предусмотрены бюджетные
ассигнования на реализацию дополнительных
мероприятий в размерах: в 2014 году – 918,7
млн рублей, в 2015 году – 963,7 млн рублей.
Реализация постановления позволит
в 2014 и 2015 годах ежегодно трудоустраивать
14,2 тыс. инвалидов на специально оборудованные
для них рабочие места, создать условия
для стимулирования работодателей к трудоустройству
инвалидов, способствовать реализации
права людей с ограниченными возможностями
на профессиональную реабилитацию и интеграцию
в общество. [13]
В целях совершенствования
механизма осуществления трудовой деятельности
на территории Российской Федерации иностранными
гражданами и лицами без гражданства (далее
– иностранные граждане) законопроектом
предлагается дополнить Трудовой кодекс
новой статьёй 3513, устанавливающей особенности
регулирования труда указанных лиц.
Согласно указанной статье
с иностранными гражданами может заключаться
как трудовой договор на неопределённый
срок, так и срочный трудовой договор.
С учётом положений Закона об
иностранных гражданах в новой статье
Трудового кодекса предлагается закрепить:
- необходимость
включения в трудовой договор с иностранными
гражданами дополнительных сведений о
разрешении на работу, патенте, разрешении
на временное проживание или виде на жительство
(далее – разрешительные документы), если
обязанность иметь соответствующие разрешительные
документы предусмотрена законодательством
о правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации;
- обязанность
иностранных граждан предъявлять разрешительные
документы работодателю при заключении
трудового договора;
- обязанность
работодателя отстранить от работы (не
допустить к работе) иностранного работника
в случаях приостановления или окончания
срока действия разрешения на привлечение
и использование иностранных работников,
окончания срока действия разрешительных документов;
- необходимость
прекращения трудового договора в случае
аннулирования, приостановления или окончания
срока действия разрешения на привлечение
и использование иностранных работников,
аннулирования разрешительных документов,
а также окончания срока действия разрешительных
документов, если новые документы не получены в
течение месяца.
В целях обеспечения медицинской
помощью иностранных работников, временно
пребывающих на территории Российской
Федерации, в новой статье Трудового кодекса
предусматривается:
- необходимость
включения в трудовой договор сведений
о договоре (полисе) добровольного медицинского
страхования или договоре работодателя
с медицинской организацией о предоставлении
платных медицинских услуг иностранному
работнику;
- обязанность
иностранных граждан предъявлять договор
(полис) добровольного медицинского страхования
работодателю при заключении трудового
договора (кроме случаев, когда указанный
договор (полис) оформляется за счёт работодателя
или работодателем заключён договор с
медицинской организацией о предоставлении
платных медицинских услуг иностранному
работнику). При этом законопроектом устанавливается,
что указанный договор (полис) добровольного
медицинского страхования или договор
с медицинской организацией должны обеспечивать
оказание медицинской помощи иностранному
работнику в неотложной и экстренной формах
в порядке, установленном программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи;
- обязанность
работодателя отстранить от работы иностранного
работника в случае окончания срока действия
договора (полиса) добровольного медицинского
страхования или договора с медицинской
организацией и необходимость прекращения
трудового договора, если новые документы
не оформлены в течение месяца.
Кроме того, в новой статье Трудового
кодекса предлагается закрепить особенности
временного перевода иностранных работников,
установив, что:
- временный
перевод допускается на срок до одного
месяца один раз в течение рабочего года
при возникновении чрезвычайных обстоятельств
(например, катастрофы природного или
техногенного характера, несчастного
случая на производстве) без учёта вида
трудовой деятельности, определённого разрешением на работу;
- трудовой
договор подлежит прекращению в случае
невозможности предоставления прежней
работы по окончании временного перевода,
а также в случае невозможности временного
перевода при возникновении чрезвычайных
обстоятельств в связи с тем, что ранее
иностранный работник уже переводился
на другую работу в течение рабочего года.
Законопроектом также вносится
ряд уточнений в отдельные статьи Трудового
кодекса, а именно:
- в
статье 65 уточняется, что обязанность
предъявлять при поступлении на работу
работодателю страховое свидетельство
государственного пенсионного страхования
не распространяется на иностранных граждан,
временно пребывающих в Российской Федерации
и заключающих трудовой договор на срок
менее шести месяцев, а обязанность предъявлять
документы воинского учёта не распространяется
на временно пребывающих, временно или
постоянно проживающих иностранных граждан;
- в
статье 83 уточняется, что к обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон, при которых
трудовой договор подлежит прекращению,
относится приведение общей численности
иностранных работников в соответствие
с ограничениями, установленными Правительством
Российской Федерации на основании Закона
об иностранных гражданах.
Принятие законопроекта позволит:
- совершенствовать
регулирование отношений, возникающих
в связи с осуществлением иностранными
гражданами трудовой деятельности на
территории Российской Федерации, с учётом
правоприменительной практики (в части
вопросов заключения и прекращения трудовых
договоров с указанными лицами, временного
перевода иностранных работников);
- решить
вопросы обеспечения медицинской помощью
порядка 3 млн иностранных работников,
временно пребывающих в Российской Федерации
(по оценке Минтруда России).
Законопроект одобрен на заседании
Российской трёхсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.
Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании Правительства Российской
Федерации 14 ноября 2013 года. [14]
Законопроектом предполагается
урегулирование вопроса о разграничении
полномочий между органами власти по установлению
размера возмещения расходов, связанных
со служебными командировками, порядка
их возмещения, а также по установлению
порядка и размеров возмещения расходов
при переезде работника по предварительной
договорённости с работодателем на работу
в другую местность по аналогичным категориям
должностей.
Размеры возмещения расходов,
связанных со служебными командировками
работников других работодателей, и порядок
их возмещения будут определяться коллективным
договором или локальным нормативным
актом.
Принятие законопроекта позволит
распространить нормы Кодекса в части
предоставления гарантий и компенсаций
лицам, работающим вахтовым методом, работающим
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, а также компенсации
расходов, связанных с переездом в другую
местность, на всех работников федеральных
государственных органов и федеральных
государственных учреждений, работников
государственных органов субъектов Российской
Федерации и работников органов местного
самоуправления и муниципальных учреждений.
Законопроект рассмотрен на
заседании Российской трёхсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений.
Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании Правительства Российской
Федерации 14 ноября 2013 года. [15]
В соответствии с постановлением
возможность участия в мероприятии по
трудоустройству безработных граждан
на дополнительные рабочие места распространяется
как на граждан из числа безработных, открывших
собственное дело в рамках региональных
программ по снижению напряжённости на
рынке труда в 2009–2011 годах, так и на тех,
кто открыл собственное дело в рамках
региональных программ по содействию
занятости населения в 2012 году.
В 2009–2011 годах в рамках реализации
региональных программ по снижению напряжённости
на рынке труда субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета оказывалась
финансовая поддержка на содействие самозанятости
безработных граждан и стимулирование
создания гражданами из числа безработных,
открывших собственное дело, дополнительных
рабочих мест для трудоустройства безработных
граждан.
С 1 января 2012 года органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
наделены полномочиями в области содействия
занятости населения, включая финансовое
обеспечение активных мероприятий содействия
занятости населения (в том числе содействие
самозанятости безработных граждан). В
связи с этим в 2012 году содействие самозанятости
безработных граждан осуществлялось в
рамках региональных программ содействия
занятости населения за счёт бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что при подготовке
Правил предоставления в 2013 году субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряжённости на рынке труда, расчёт
и распределение объёма субсидии осуществлялись
с учётом численности граждан, открывших
собственное дело в рамках региональных
программ содействия занятости населения
в 2012 году, принятие постановления не потребует
увеличения бюджетных ассигнований Роструду
на реализацию этого дополнительного
мероприятия.
Также принятие постановления
не потребует изменения распределения
в 2013 году субсидий, предоставляемых из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряжённости на рынке труда, утверждённого
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 декабря 2012 года №2411-р.
Реализация постановления позволит
обеспечить равную доступность получения
финансовой поддержки при трудоустройстве
безработных граждан на дополнительные
рабочие места как гражданам из числа
безработных, открывших собственное дело
в рамках региональных программ по снижению
напряжённости на рынке труда в 2009–2011
годах, так и безработным гражданам, открывшим
собственное дело в рамках региональных
программ по содействию занятости населения
в 2012 году.[16]
Вывод
Рынок труда это не только отношения
между наемными работниками как субъектами
предложения труда и предпринимателями
как субъектами спроса, возникающие по
поводу купли-продажи этого труда. Так
как рынок труда испытывает колоссальное
влияние со стороны различных субъектов
трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие
интересы наемных работников, и государство,
поддерживающее интересы, как работников,
так и работодателей посредством специализированных
организаций и законодательного регулирования
трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам.