Рынок труда и проблемы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА
1.1 Рынок труда и его особенности
1.2 Роль рынка труда
1.3 Регулирование рынка труда
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Занятость в системе рыночных отношений
2.2 Основные задачи государственного регулирования занятости
2.3 Причины и формы безработицы
3. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Состояние уровня занятости и безработицы в условиях кризиса
3.2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОАО «Строймехмонтаж»
3.3 Перспективы и пути развития российского рынка труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

макроэкономика рынок труда (5).docx

— 85.38 Кб (Скачать файл)

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

2. вести учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3. информировать обращающихся  работников и работодателей о  возможности получения работы  и обеспечения рабочей силы;

4. оказывать гражданам  помощь в подборе подходящей  работы, а работодателям - в подборе  необходимых работников;

5. организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  заведениях службы занятости  и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги в  профессиональной ориентации и  трудоустройстве, высвобождаемым работником  и другим категориям населения;

7. регистрировать безработных  и оказывать им помощь в  пределах своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения  об использовании труда иностранных  работников, привлекаемых на основе  межправительственных соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии  с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки  с учетом иждивенцев и других  обстоятельств;

12. публиковать статистические  данные о состоянии рынка труда .

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда занятости направляются на:

1. оплату расходов по  профессиональной ориентации, профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных, включая выплату им  стипендий;

2. организацию общественных  работ;

3. выплату пособий по  безработице и материальной помощи;

4. возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

5. мероприятия по созданию  и сохранению рабочих мест;

6. расходы по анализу  рынка труда, разработке программ  занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской  деятельности и на содержание  органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях .

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

 

    1. Причины и формы безработицы

 

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики.

Причины данного явления разнообразны:

- структурные сдвиги в  экономике, выражающиеся в том, что  внедрение новых технологий, оборудования  приводит к сокращению излишней  рабочей силы;

- экономический спад или  депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

- политика правительства  и профсоюзов в области оплаты  труда: повышение минимального размера  заработной платы увеличивает  издержки производства и тем  самым снижает спрос на рабочую  силу;

- сезонные изменения в  уровне производства в отдельных  отраслях экономики;

- изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в  трудоспособном возрасте увеличивает  спрос на труд и, возрастает  вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска". Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала.

Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.

Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.

Наблюдается тенденция к увеличению числа безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызвано большим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах. Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованности полученных знаний.

Тем не менее, процент безработных с высшим образованием ниже чем со средне-специальным или неполным средним.

 

  1. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

3.1 Состояние уровня  занятости и безработицы в  условиях кризиса

 

В 2008 году произошли существенные изменения на рынке труда квалифицированных специалистов и менеджеров. Дефицит специалистов, о котором так много говорили в 2007 и начале 2008 года, сменился переизбытком и сокращением числа вакансий. Постоянный рост зарплат прекратился, а в некоторых специальностях наблюдалось уменьшение средних зарплат.

Наиболее пострадавшие в кризис отрасли – это управление персоналом, административный персонал, начало карьеры, банки и инвестиции. В этих профессиональных областях по сравнению с докризисным периодом количество вакансий сократилось. В октябре-ноябре количество еженедельно публикуемых вакансий составляло лишь 25-40% от уровня августа. Число еженедельно поступающих резюме увеличилось. Например, в профессиональной области административный персонал число резюме увеличилось на 30-60% по сравнению с августом, банки и инвестиции – 15-20%, в управление персоналом – на 20-40% .

Как следствие увеличения числа резюме и сокращения числа вакансий с начала сентября наблюдается рост индекса HeadHunter. Индекс HeadHunter показывает соотношение спроса и предложения на рынке труда. По сравнению с началом года индекс HeadHunter почти по всем отраслям вырос в 2 – 5 раз. Только в производстве индекс HeadHunter вырос незначительно - лишь в полтора раза. Значительнее всего индекс HeadHunter увеличился в следующих профессиональных областях: начало карьеры и студенты, высший менеджмент, управление персоналом.

Наиболее резко по сравнению с началом года изменилась ситуация по следующим специализациям: архитекторы и рекрутеры. Архитекторы и рекрутеры в начале этого года были одними из самых дефицитных специалистов. А по данным на октябрь-ноябрь наблюдался переизбыток этих специалистов из-за резкого падения спроса на них и увеличения количества резюме этих специалистов. Сохранился дефицит на менеджеров по продажам. По-прежнему сохраняется некоторый дефицит на IT – специалистов, специалистов в страховании. Увеличился дефицит специалистов из сферы медицина и фармацевтика. Эта отрасль выделяется на фоне других. Осенью этого года во всех отраслях наблюдалась убыль вакансий, лишь в медицине и фармацевтике наблюдался прирост.

Наиболее высокооплачиваемыми специалистами на конец 2008 года были: финансовый контроллер, бренд – менеджер, аудитор, адвокат, менеджер проектов в IT –сфере и строительстве.

По сравнению с началом года в конце 2008 зарплаты специалистов и менеджеров среднего звена почти не выросли. Рост средних зарплат был у менеджеров проектов в строительстве, медицинских представителей, специалистов по маркетингу и PR, маркетинговых аналитиков также у рекрутеров и специалистов по закупкам. Увеличение составило 25-30%. Сократились зарплаты у финансовых менеджеров, тестировщиков, IT – аналитиков.

В IT – сфере в конце года наблюдался рост Индекса HeadHunter по всем позициям. На конец года самые дефицитные специалисты в IT –сфере - по-прежнему тестировщики, web- дизайнеры и web – мастера, инженеры и программисты. По этим позициям индекс колеблется в пределах 1-1,5, что говорит о том, что этих специалистов по-прежнему не хватает. Число резюме менеджеров проектов, аналитиков и системных администраторов наоборот значительно больше, чем число вакансий (примерно в 3-4 раза).

Однозначного сокращения предлагаемых заработных плат по всем специализациям не произошло. Наиболее резко сократились заработные платы IT – аналитиков. Сокращение составило 20%. Также незначительно сократились зарплаты тестировщиков и web- мастеров. По всем остальным позициям зарплаты по сравнению с началом года выросли.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования