Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование рынков труда в развитых странах, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ занятости населения и безработицы.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………….….5
1.1 Понятие, компоненты, механизм и функции рынка труда….....……………..5
1.2 Недостатки и преимущества рынка труда…………………………...…...........6
2 Занятость населения и безработица……………........…………………….……..8
2.1 Понятие занятости населения…………………………………………………..8
2.2 Сущность и виды безработицы………………………………………………..10
3 Государственное регулирование труда………………………..………………..14
3.1 Основные задачи государственного регулирования труда ………………....14
3.2 Современные подходы к регулированию труда в странах Европейского союза………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….. 24
Приложение А Уровень безработицы в различных странах мира……………………………………………………...…...……………………...25
Приложение Б Виды безработицы….………………………..……….…………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

С точки  зрения активной борьбы с безработицей наиболее важными представляются те действия государства, которые направлены на стабилизацию спроса на труд. Поскольку спрос на труд зависит от спроса на товары и услуги, то государство может стимулировать производство как таковое. Хотя, на первый взгляд, большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их взаимодействия на рынок труда очень велика. Изменение масштабов и структуры производства всегда влечет за собой изменения в количестве и качестве рабочих мест, как на национальном рынке труда в целом, так и в его территориальных и отраслевых подсистемах. К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд, можно отнести:

1) программы  общественных работ;

2) субсидирование занятости;

3) финансово - кредитное воздействие  на рынок труда.

Несколько иной характер носят меры государственного регулирования, направленные на корректировку предложения труда. Естественной основой масштабов  предложения труда является численность трудовых ресурсов общества, которая формируется под влиянием процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения. Однако даже самый прогрессивный мировой опыт разработки и осуществления демографической политики свидетельствует об иных целях и приоритетах, чем наращивание численности именно трудовых ресурсов. Возможно, причиной этого является продолжительный временной шаг между мерами, направленными на повышение (или сокращение) уровня рождаемости и вступлением в трудоспособный возраст тех людей, чье рождение явилось реакцией их родителей на меры демографической политики. Что же касается попыток снижения уровня смертности населения, особенно в дорабочем и рабочем возрасте, то решение этой проблемы лежит за пределами демографической политики как таковой, потому что причины, порождающие высокий уровень смертности населения, формируются на макроуровне.

В современных условиях государство  реально воздействует на формирование структуры предложения труда  путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Особое внимание при этом уделяется безработной молодежи.

Предусмотрено участие самого безработного в выборе типа, содержания и программы  обучения. Эти успешные программы  профессионального обучения безработных  охватывают следующие направления:

Устранение недостатка мастерства;

Трудовая адаптация для безработных  в течение длительного периода  времени;

Возвращение на работу, т.е. специальные  программы для женщин, желающих вернуться  к работе после перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка;

Обучение граждан из социально  уязвимых групп населения.

Особое значение в системе государственного регулирования рынка труда играют виды и формы материальной поддержки безработных. Помимо того, что выплачивая пособия по безработице, государство реализует свой социальные функции на рынке труда, оно одновременно регулирует масштабы предложения рабочей силы. Поэтому решая вопрос о праве на получение пособия, его размерах и сроках получения, правительство каждой страны должно учитывать конкретную ситуацию на национальном рынке труда. Одновременно именно через механизм выплаты пособий по безработице государство осуществляет меры по социальной защите граждан.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие противоречия , как между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка труда  государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления  деятельности государства на рынке  труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка  труда должно развиваться как  экстенсивно, так и интенсивно. Под  экстенсивными методами подразумеваются  занятость в государственном  секторе экономики и влияние  на занятость на негосударственных  предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер. Заключается в организации общественных работ, в стимулировании создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, в развитии системы производственного обучения и переподготовки, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании развития производства в тех или иных регионах, в регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, в организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок  труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, государственные закупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

 

3.2 Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского союза

Многие зарубежные страны формируют  новые подходы к регулированию  национальных рынков труда и сферы  занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. Поэтому  для России, являющейся активным участником мирового экономического сообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области и, в частности, европейских государств, применяющих помимо традиционных, сложившихся в течение всей истории развития рыночной экономики, совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.

Европейские страны отличаются большим  разнообразием в подходах к регулированию  сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государства в области занятости в таких странах, как Швеция и Норвегия, делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку  менее прибыльных предприятий  и сдерживание прибыли высокодоходных  компаний для снижения инфляционной  конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) политику солидарности в заработной  плате, которая преследует цель  достижения равной оплаты за  равный труд независимо от  финансового положения предпринимателя  или отраслевой принадлежности  фирмы;

3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) селективную (выборочную) поддержку  в секторах экономики, имеющих  низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих  решение важных социальных задач.

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется в Ирландии, США, Канаде, Австралии и других. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию новых рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.

Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах