Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование рынков труда в развитых странах, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ занятости населения и безработицы.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический, графический, метод сбора фактов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Рынок труда как объект государственного регулирования………………….….5
1.1 Понятие, компоненты, механизм и функции рынка труда….....……………..5
1.2 Недостатки и преимущества рынка труда…………………………...…...........6
2 Занятость населения и безработица……………........…………………….……..8
2.1 Понятие занятости населения…………………………………………………..8
2.2 Сущность и виды безработицы………………………………………………..10
3 Государственное регулирование труда………………………..………………..14
3.1 Основные задачи государственного регулирования труда ………………....14
3.2 Современные подходы к регулированию труда в странах Европейского союза………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….. 24
Приложение А Уровень безработицы в различных странах мира……………………………………………………...…...……………………...25
Приложение Б Виды безработицы….………………………..……….…………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

В современных условиях, когда устойчивость экономики определяется ее способностью воспринимать изменения, адаптироваться к ним, а также предвидеть позитивные и негативные тенденции, способствующие или препятствующие развитию, возникает необходимость выработки новых подходов к регулированию социально-экономических процессов, в том числе в сфере занятости и рынка труда. Объединение экономического пространства послужило толчком к формированию целостной политики занятости для государств, входящих в состав ЕС [12]. В 1997 г. на саммите Евросоюза в Люксембурге была выдвинута идея Европейской стратегии в области занятости. Целями этой стратегии стали: обеспечение полной занятости, повышение производительности и качества труда, а также содействие единству и сплоченности. В 2000 г. была принята так называемая Лиссабонская стратегия, предусматривающая реформы экономики, рынка труда и социальной политики, направленные на поддержку экономического роста и роста занятости; она ставила задачи повышения уровня занятости населения, в том числе за счет граждан старших возрастов и молодежи, а также сокращения женской безработицы. Однако эти задачи не были решены.

В последние годы формирование стратегии  занятости в Евросоюзе происходит на основе учета важнейших факторов, оказывающих исключительное влияние  на сферу занятости, - это глобализация, старение населения, присоединение новых государств.

Снижение рождаемости в большинстве  европейских стран (Германия, Испания, Италия, Великобритания и другие) при  росте продолжительности жизни  приводит к старению их населения. С 1960-го по 2000 г. продолжительность жизни в странах Евросоюза повысилась на восемь лет. В новых странах - членах Евросоюза этот показатель ниже: 65 - 72 года - мужчины (по сравнению с 73 - 78 лет в ЕС-15), 75 - 78 лет - женщины (79 - 83 года) [13]. Развитие этих процессов, по мнению экспертов, приведет в скором будущем к изменению структуры и качества трудовых ресурсов этих государств: высокая доля работников в старших возрастах, сокращение доли молодежи, выходящей на рынок труда, снижают трудовую и территориальную мобильность рабочей силы. Вместе с тем с присоединением десяти новых государств-членов в 2004 г. численность населения Евросоюза увеличилась почти на 20%, однако и в этих странах наблюдаются схожие демографические тенденции. Наблюдается растущая тенденция к усилению влияния этнических, культурных и религиозных различий в структуре рабочей силы, которая будет сохраняться, а возможно, и усиливаться из-за сочетания таких факторов, как старение коренного населения, нехватка рабочей силы в отдельных регионах и секторах, безработица среди некоренного населения, бедность.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах Евросоюза и составляющих главные аспекты современной политики занятости:

- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение продолжительности  активной трудовой жизни за  счет стимулирования более раннего  выхода молодежи на рынок труда,  а также удержания людей старших  возрастов в сфере занятости  (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование безработных к  выходу на рынок труда за  счет изменения системы социального  страхования, в том числе страхования  по безработице;

- повышение мобильности рабочей  силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами Евросоюза и другие.

Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии  занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы. При разработке стратегии гибкости была взята за основу датская модель, введение которой в 1993 г. привело к снижению уровня безработицы в этой стране с 12 до 5%, при этом рост номинальной заработной платы составил от 3 до 5% в год.[14]

Основными мерами гибкой политики занятости являются:

- мотивация профессиональной подготовки  работников в течение всей  жизни для повышения квалификации  или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства  при изменении конъюнктуры рынка  труда;

- поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;

- гибкость условий занятости:  организации работы и рабочего  времени, механизмов формирования  заработной платы, мобильности  работников;

- изменение форм трудовых контрактов  с учетом потребностей работодателей  и работников;

- содействие использованию современных  информационных технологий для  реализации гибких форм занятости;

- адаптация систем социальной  защиты для поддержки трудовой  мобильности трудящихся.

Стратегии гибкости требуют широкой  поддержки со стороны работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.

Пути достижения гибкости должны быть сбалансированы с учетом интересов  всех групп экономически активного населения - тех, кто конкурентоспособен в настоящий момент, а также граждан, оказавшихся наименее востребованными на рынке труда. Поэтому в странах, реализующих переход к стратегии гибкой занятости, таких, как Франция и Германия, предоставляющих традиционно высокий уровень гарантий в социально-трудовой сфере, реформы, проводимые правительствами, сопровождаются массовыми акциями протеста населения. Примерами таких выступлений являются выступления французских студентов против принятия закона, отменяющего запреты на увольнения молодых специалистов, а также массовые забастовки работников железнодорожного транспорта, вызванные изменениями пенсионной системы, отменяющими множество льгот, а также увеличивающими пенсионный возраст. В Германии работники той же отрасли требовали увеличения минимальной оплаты труда, государственные служащие - отмены решения об увеличении продолжительности рабочего времени с 38,5 до 40 часов, а работники международной торговой корпорации Wal-Mart выступили с требованиями к руководству компании о повышении заработной платы до уровня, определенного в коллективном договоре, обеспечении безопасных условий труда, а также предоставлении медицинской страховки каждому работнику, то есть следовать условиям отраслевых соглашений, действующих в Германии.

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты  рынка труда, а также системы  профессиональной подготовки населения  и социального страхования, ориентированные  на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Необходимость изменения политики занятости обусловлена тем, что  глобализация и технологический  прогресс все более активно влияют на изменение потребностей предприятий  к рабочей силе. Компании вынуждены  оперативно принимать меры по адаптации и развитию не только производственной деятельности, но и своих работников. В то же время работники осознают, что изменения в деятельности организации - неизбежный процесс. Иметь работу сегодня не означает абсолютной защищенности и уверенности в будущем. Поэтому для того, чтобы планировать свою жизнь и карьеру, работникам нужны новые формы поддержки их трудовых возможностей, которые помогут им оставаться в сфере занятости. Эта поддержка должна выходить за рамки конкретной работы и обеспечить уверенный переход на новое рабочее место, который возможен только в том случае, если работник будет обладать конкурентоспособной рабочей силой - знаниями, навыками и умениями, востребованными на рынке труда независимо от структурных и технологических сдвигов в спросе на наемный труд.[15] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Курсовая работа позволяет сделать  следующие выводы:

1) В экономической науке существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ведущими среди них являются неоклассический, монетаристский, кейнсианский, институционалистский и марксистский подходы. Каждая из концепций в отдельности не дает полной и адекватной картины функционирования рынка рабочей силы, хотя и отражает отдельные его элементы.

2) Рынок труда, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения,  представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

3) Современный рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько неконкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест.

4) В изменениях, происходящих в  отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются две важнейшие тенденций: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда, так называемые белые воротнички. Численность работников физического труда сокращается как абсолютно, так и относительно.

5) Безработица выступает как  превышение предложения рабочей  силы над спросом на нее.  В западной экономической науке  превалирует концепция, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др.

6) Среди основных направлений  государственного регулирования  рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию  роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Журавлева Г.П. Экономика: учебник  / Г.П. Журавлева. – Москва: Экономисть, 2005. – с. 201

2 Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А.С. Головачев [ и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева. – 4-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2008. – 606 с. – (Экон. образование).

3 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эк. наук проф. А.С. Булатова. – Москва: Юристь, 1999. – 896 с.

4 Макконел К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: пер. 17-го англ. изд. / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – М.:ИНФРА-М, 2009. – XXVIII – 916 c.

5 Плотницкий М.И. Макроэкономика / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. Москва: Новое издание 2002. – 462 с.

6 Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). / И.М.Лемешевский. – Минск: 2004. – 576 с.

7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school.iot.ru / predmety / geo / nas8 /html#3.

8 Макроэкономика: соц. – экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский.  – 2-изд. перераб. и доп. –  Минск: ФУ Аинформ, 2006. – 544 с.

9 Рынок труда в Европе 2008 [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rhr.ru./index/salary/trend/13326.html.

10 Правовое бюро \ «ПБ Доктор Право» [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: www/doctorpravo.ucoz.ru/prichiny_i_posledstviya_bezrabiticy/0-9.

11 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by/ru/activity/sostojanie/new_url_1961963894.

12 EC-25: будущее соц. политики / Человек и труд. - №3. – 2005.

13 Материалы: Joint employment report 2006 / 2007, Employment in Europe 2007 / Europian Commission, Directorate – General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities.

14 Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.

15 [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.hr-portal.ru/article/.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 2 – Уровень безработицы в различных странах мира



Примечание – Источник: [11]

*1

1*Уровень безработицы приведен на основании интернет-ресурсов: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table&language=en&pcode-=teilm020&tableSelection1&plugin=1




Информация о работе Рынок труда и проблемы его регулирования в развитых странах