Рынок труда и способы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.

Содержание работы

1. Введение........................................................................................1
2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………4
3. Особенности современного рынка труда………………………………………6
4. Организационно-финансовые основы рынка труда……………………….8
5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды……………………………11
6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………………………..15
7.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………….16
8. Деятельность профсоюзов………………………………………………………….22
8. Вывод……………………………………………………………………………………......23
9. Заключение………………………………………………………………………………...23
10. Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!!! эконом.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ  РОССИИ

 

 

 

21-я линия, д.2

Санкт-Петербург, 199106, Россия

 

 

 

21st Line, 2

Saint-Petersburg, 199106, Russia


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ГОРНЫЙ»

Курсовой  проект

Кафедра Экономики

 

 

Тема: «Рынок труда и способы его регулирования»

 

                                             

                                              Выполнил: студент группы АПМ-10-1  Губарь А.С             

                                              Проверил: доцент  Голицын В.А.

 

 

 

Санкт-Петербург

ПЛАН:

1. Введение........................................................................................1

2. Структура  и сущность рынка труда………………………………………………4

3. Особенности  современного рынка труда………………………………………6

4. Организационно-финансовые  основы рынка труда……………………….8

5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды……………………………11

6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………………………..15

7.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………….16

8. Деятельность  профсоюзов………………………………………………………….22

8. Вывод……………………………………………………………………………………......23

9. Заключение………………………………………………………………………………...23

10. Список использованной литературы…………………………………………..25

Введение.

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.

Все экономические  проблемы, в том числе инфляция,безработица, бедность, так или иначе связаны  с ограничением ресурсов.

“Экономикс ” — это наука об использовании редких, ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека. Изучение курса “экономикс” помогает любому интересующемуся экономическими вопросами понять, как формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад производства,безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство, добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами и др. При исследовании экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности и определяют, как будет развиваться данное явление. Конечным результатом является теория, создаваемая на основе обобщения фактов, выявления присущих им закономерностей.

Макроэкономика  дает представление о состоянии, об экономическом “здоровье” страны в целом; она исследует такие совокупные величины, как национальный продукт, общий уровень цен и т.п. Основными макроэкономическими проблемами в стране являются объем производства,экономический рост, занятость, инфляция, кризисы и др.

Занятость — важный показатель в макроэкономике.Не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поиске ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Одни хотят, вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют, четвертые находятся в поисках рабочего места, то есть происходит нормальное, объективное движение рабочей силы, часть которой остается без работы на какой-то промежуток времени.

Переходная  экономика 90-х годов является объектом нашего изучения и в последующем  будем использовать термин без временной характеристики — переходная экономика. Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 года в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Переходная экономика — это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.

Цель переходной экономики — экономическая свобода  и создание на этой основе социально  ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достаточный уровень благосостояния граждан страны, преодолев отставание от других стран. По мнению экономистов, рыночная экономика создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности,способствует ускорению НТП.

Переход, который  требуется осуществить, состоит  в том, что на смену командной  системе должны прийти свобода деятельности и ответственность каждого человека за свое благосостояние, и благосостояние общества.

Чтобы выйти  из этого состояния, необходимо бороться за создание социально ориентированной  экономики через усиление государственной  власти, не допускающей увеличение пропасти между богатыми и бедными.

В начале 1998 года в Минэкономики РФ были разработаны прогнозы функционирования экономики России на период до 2001 года.

Россия должна и может совершить прорыв к  экономическому росту и решению  социальных задач.

Первый  этап — трехлетний период 1999-2001 гг., в течение которого мог быть обеспечен переход к экономическому росту и, прежде всего в обрабатывающей промышленности.

Второй  этап — период 2002-2005 гг., в ходе которого экономический рост обретает новое содержание. Он будет происходить за счет технологических сдвигов в реальном секторе экономики, повышения конкурентоспособности производства.

Чтобы обеспечить экономический рост в будущем,необходимо решить сегодняшние проблемы российской экономики.

Первая  проблема — избавиться от дефицита финансового (денежного)капитала. Он возник в ходе гиперинфляции 1992-1994 и 1998 гг. и уничтожил сбережения населения и оборотный капитал реального сектора. Отсюда — чрезмерно высокая цена кредитов, неплатежи в реальном секторе, низкий платежеспособный спрос.

Вторая  проблема — обеспечить эффективность значительной части производства и, как результат, укрепить трудовой, материальный,институциональный, природный потенциалы России.

Проблема макроэкономического  равновесия — это проблема выбора, устраивающего всех в обществе, при  котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда)для создания различных товаров и их распределения между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: а) производства и потребления; б) ресурсов и их использования; в) спроса и предложения; г) факторов производства и его результатов.

В условиях становления  экономики, встает проблема регулирования  рынка рабочей силы.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компонентами рынка труда являются:  
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;  
- стоимость рабочей силы;  
- цена рабочей силы;  
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Субъектами  рынка труда выступают:  
- работодатели и их представители (союзы);  
- работники и их представители (профсоюзы);  
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения,департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Различают внешние  и внутренние, открытые и скрытые  рынки труда.

 

2.Структура  и сущность рынка труда.

Функционально- организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему;фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

На рынке  труда встречаются продавец и  покупатель, как при любой сделке купли - продажи.Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность  к труду),а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке  труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

На рынке  труда происходит жестокий, беспощадный  отбор наиболее способных,предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая  ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной,основанной на частной  собственности экономики и демократических  общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает  возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы,обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль  получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально -квалификационного состава, но и  определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке  труда реализуется возможность:

- свободного  выбора профессии, отрасли и  места деятельности, поощеряемого  приоритетными предложениями (уровень  оплаты труда, возможности реализации  творческих замыслов и т. д.);

- найма и  увольнения при соблюдении норм  трудового законодательства, защищающего  интересы граждан в плане гарантий  занятости, условий труда, его  оплаты;

- независимой  и вместе с тем экономически  поощряемой миграции трудовых  ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

- свободного  движения заработной платы и  других доходов при сохранении  приоритета квалификации и образования,  соблюдении установленного законом  гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно- рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в  обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят,скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики(материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы,обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

Рабочая сила- товар  особого рода еще и потому, что  она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные,особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей  силы и ее потребителей - экономики  и государства - является важнейшей  социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики,постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Информация о работе Рынок труда и способы его регулирования