Рынок труда и способы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.

Содержание работы

1. Введение........................................................................................1
2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………4
3. Особенности современного рынка труда………………………………………6
4. Организационно-финансовые основы рынка труда……………………….8
5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды……………………………11
6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………………………..15
7.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………….16
8. Деятельность профсоюзов………………………………………………………….22
8. Вывод……………………………………………………………………………………......23
9. Заключение………………………………………………………………………………...23
10. Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!!! эконом.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

 

8. Деятельность  профсоюзов.

 

Профессиональный  союз(сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза - повышение  заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

- Профсоюзы  могут ограничивать предложение  труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных  барьеров, содействием принятию  законов о максимальном рабочем  дне, увеличением срока учёбы  при подготовке к той или  иной профессии.

- Профсоюзы  могут добиваться повышения ставок  заработной платы, содействуя  установлению ее выше точки  равновесия.

- Профсоюзы  могут вызвать сдвиг вверх  по кривой спроса на труд. При  этом могут использоваться любые  средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы.Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели,как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа.

Такие условия  не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое  новшество. В некоторых случаях  профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором  реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить,что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка - это  попытка отказать фирме в труде  всех членов профсоюзов. Часто успех  подобного рода формы протеста зависит  о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы  возникли как форма институционализации  социальных интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза  своей рабочей силы. Советские  же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих  пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что конечной целью рынка  труда является: во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения,включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Так как рынок  труда еще только формируется, его  функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально  значимые цели регулирования рынка  труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.

Помимо использования  нормативов прямого действия, государство  осуществляет косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современный рынок  труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Вообще,пореформенный российский рынок демонстрирует неожиданную экспертами гибкость и разнообразие приспособительных механизмов, присутствующих, впрочем, во всех постсоциалистических странах, но только в России приобретших такую широкую распространённость, что стало возможным говорить о приближении российского рынка труда к неоклассической модели.

Эти приспособительные  механизмы были выработаны самими участниками рынка, на этапе возникновения проблем. Широкое распространение подобного рода практик, стала возможной только благодаря неявному обоюдному согласию работника и работодателя. В результате в России сформировалась особая модель рынка, отличная от модели стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).

В целом, рынки  ЦВЕ оказались по механизму своего функционирования ближе к западной модели(Испании, Германии, Франции, Швеции и др.), а потому вели себя вполне предсказуемо. Такого рода модель подразумевает высокую степень защиты занятости, широкое распространение коллективных договоров, значительную сегментацию и устойчивую долговременную безработицу. В значительной мере западный путь развития для стран ЦВЕ был предопределён не подлежащей сомненью его ориентации, несмотря на широкий спектр проблем, связанный с механическим копированием институционального каркаса.

Россия с  самого начала вслед за ЦВЕ пыталась импортировать институциональную  организацию западных рынков: была создана система страхования  по безработице, легализована забастовочная деятельность, принят закон об индексации заработных плат в соответствии с темпами инфляции. Ведение подобной «жесткой» политики по отношению к работодателям давало основания предполагать о Восточно-Европейском сценарии, о моментальном сбросе рабочей силы предприятиями, о значительной (до 40%) и продолжительной (более года)безработице. Прогнозы так и не сбылись.

За годы реформ безработица в России так и  не достигла критических 20-25%, её сокращение было явно непропорционально падению объёмов производства ( до 40%) . Характер безработицы не носил взрывной, как в Болгарии или Польше, характер. Сокращение численности занятых носило длительный характер, едва доходя до десяти процентов в самые тяжёлые годы. Стоило вступить России в фазу экономического роста, как снижения безработицы побили рекорды всех других рыночных экономик (с 14,6% в 1999 до7,5% в 2002). Этот показатель, если брать его за основу для оценки благополучия рынка труда, выводит Россию в тройку лидеров, наряду с Венгрией и Чехией.

Характерной чертой российского рынка труда стала  высокая оборачиваемость рабочей  силы,достигавшейся не только за счёт выбытия рабочей силы, но и за счёт приёмов на работу, при абсолютном доминировании практики добровольных увольнений. Порядка60-70% процентов выбывших оставляли работу добровольно. Даже с учётом широкого распространения неформальных практик увольнения, сложно усомниться в значимости этой цифры.

Неэффективность механизмов enforsment’a была вызвана, во-первых,простой  трансляцией западного институционального каркаса на российский рынок труда, а во-вторых, тем, что государство, призванное выступать гарантом соблюдения контрактов, часто само становилось их активным нарушителем (задержка пособий по безработице, бюджетных зарплат).

Демонстрируемая гибкость рынком труда, к сожалению, не является признаком успешных преобразований в экономике – это показывает экономический анализ проведённый  Р.И.Капелюшниковым. Оборачиваемость  на рынке труда может характеризоваться  двумя параметрами: текучестью рабочей силы и оборачиваемостью рабочих мест (закрытие неэффективных и открытие эффективных рабочих мест). Пересечение этих двух оснований даёт четыре группы рынков труда, из которых российский относится к модели «волчка», который характеризуется высокой текучестью рабочей силы(сменой рабочих мест) и почти полным отсутствием реструктуризации собственно рабочих мест. Получается, что сохранение в экономике неэффективных рабочих мест сводит на нет экономический эффект от пластичности рынка труда.

Важной особенностью рынка труда Парадоксально, но в условиях экономического спада девяностых годов, предприятия не стремились избавляться от излишков рабочей силы, предпочитая использовать иные механизмы приспособления. Р.И. Капелюшников предлагает объяснительную модель, идущую в разрез с банальными предположениями о российском патернализме, контроле коллективов над предприятиями. Данный автор связывает трудоизбыточность с теорией человеческого капитала и динамическими моделями спроса на труд. Это предполагает сравнение издержек увольнения сотрудников и издержек по набору работников и «введению» их в производственный процесс. При краткосрочном экономическом спаде, «придерживание» рабочей силы является скрытой «страховкой» на случай экономического роста (роста спроса на продукцию фирмы). В долгосрочном же периоде, Р.И. Капелюшников предлагает учитывать ожидания фирмы и патерналистское поведение работников, предоставляющих своего рода услугу работодателю и собственно работодателя. Остаётся завидовать десятилетнему запасу оптимизма российских промышленников, испытавших «цепочку экономических шоков», в результате которых трудоизбыточность и достигла 10% уровня.

Интересно, что  феномен трудоизбыточности на микроуровне  отмечался экономистами ещё в  начале80-х годов в размере 10-15%(!). К. Саймон рассматривает эту проблему в несколько ином теоретическом контексте. Для этого автора представляет интерес диссонанс существовавший между дефицитом рабочей силы на макроуровне (сравним с неожиданно низким уровнем безработицы в и её дефицитом на микроуровне.Объяснение этот автор находит в недостатках системы планирования и неспособности местных руководителей организовать непрерывный производственный процесс.

Когда трудоизбыточность  носит краткосрочный характер, вполне приемлема динамическая модель спроса на труд. Если трудоизбыточность носит долгосрочный характер, в стабильном обществе, вполне приемлема вторая объяснительная модель. Если же и в условиях нестабильного общества долгосрочно сохраняется трудоизбыточность, то видимо стоит искать более глубокие структурные расстройства, например, в глубинной институциональной структуре, как у О.Э. Бессоновой, или же в структуралистских парадигмах.

Трудоизбыточностью  в российской экономике характеризуется  и сельский рынок труда. В данном случае автор объясняет трудоизбыточность достаточно узким набором возможных занятий, усугубившимся общероссийским экономическим кризисом. Среди других отличительных особенностей сельского рынка труда О.П. Фадеева называет:

Несмотря на схожесть некоторых ключевых характеристик, в связи с большой пространственной протяжённостью, рынок труда достаточно сильно сегментирован по текущей ситуации. В стране достаточно чётко выделяется четыре класса регионов,различающихся по своему трудовому благополучию, причём ситуация варьируется от вполне благополучной (Москва) до катастрофичной (Калмыкия, Дагестан, Алтай).Так, если в Москве на одну вакансию приходится 0,9 человек, то в последнем классе уже 74.

Кроме региональной сегментации, имеет смысл говорить о гендерной сегметации, с перекосом в сторону женщин. По некоторым регионам, соотношение мужской и женской безработицы в 2000 году, составило 3,6. Главная причина такого перекоса, заключается по мнению Л.В.Корель и И.И.Корель в разрушении традицонно мужских сфер занятости: армии, флота, ВПК, наукоёмких производств. На мой взгляд, помимо указанного фактора, значительное влияние привносит в усиление этого типа неравенства и «эффект отчаявшегося работника». Женщинам в нашей культуре намного легче мужчин при неудачной попытке найти работу(средний срок поиска работы составляет 9 месяцев) признать себя домохозяйкой и отказаться от оплачиваемого труда чем мужчине.

Российский  рынок труда на сегодняшний день представляет собой сверхсегментированное  социальное поле, с неравным доступом к реализации прав работника, обусловленное институциональной слабостью общества. Наряду с негативными эффектами,распространённость неформальных практик обусловила исключительную гибкость и подвижность рынка труда, превратившись в «мечту неоклассика». Однако именно эта гибкость, обуславливает отсутствие необходимости инвестиций в человеческий капитал, низкий уровень производительности. Амортизация экономических шоков, с одной стороны, способствует стабилизации, с другой препятствует реструктуризации и развитию в долгосрочном периоде. Какой должна быть стратегия государства? Каким обернуть институциональную историю рынка на пользу людям, обойдя все заблуждения? Вопросы для изучения специфики рынка труда остаются по-прежнему актуальными.

Информация о работе Рынок труда и способы его регулирования