Рынок труда и способы его регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.

Содержание работы

1. Введение........................................................................................1
2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………4
3. Особенности современного рынка труда………………………………………6
4. Организационно-финансовые основы рынка труда……………………….8
5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды……………………………11
6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………………………..15
7.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………….16
8. Деятельность профсоюзов………………………………………………………….22
8. Вывод……………………………………………………………………………………......23
9. Заключение………………………………………………………………………………...23
10. Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!!! эконом.doc

— 448.50 Кб (Скачать файл)

Зарплата, как  мы видим, составляет небольшую «оперативную»  часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и  развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах.Однако, заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте н благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.

 

5. Безработица.Проблемы  безработицы. Ее виды.

В реальной жизни  в рыночной экономике “полная  занятость” постоянно сопровождается безработицей. Безработица — это  часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.

Спрос на рабочую силу зависит  от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное  сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньше добавочной рабочей силы. Каждый капитал с течением времени изнашивается, и должен быть обновлен, но при этом обновлении(старого капитала) его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.

Образование и  рост безработицы представляет собой  специфический закон народонаселения. Суть закона народонаселения состоит  в том, что наемная рабочая сила, способствуя росту прибыли, создает источник для накопления капитала,последний через механизм роста технического строения капитала — порождает промышленную армию безработных. В этой связи безработные представляют собой относительное перенаселение. Рабочая сила становится избыточной по отношению к спросу, предъявленному на нее. Это вовсе не означает, что имеется абсолютный избыток населения.

Коренная причина  образования безработицы — рост технического строения капитала.

Безработица —  это когда часть активного  населения не может найти работу,становится “излишним” населением — резервной  армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Проблемы безработицы 

Современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных  работниках, способных творчески  подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей. В последние годы безработица носит устойчивый и массивный характер в странах с полноценной рыночной экономикой: США, Великобритания,Япония. Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества.Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей дохода,снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, повышению смертности, числа психических заболеваний. В целях смягчения этой серьезной социальной проблемы государством предпринимается ряд мер. Прежде всего,государственными субсидиями поощряются частичная занятость или работа неполную неделю. В середине 80-х годов частичная занятость составляла 21,2% в Великобритании; 15-19% — в США; 10% — в Японии. В качестве средства сокращения“избыточного” населения используется метод “разделения рабочих мест”, когда одно и то же рабочее место предоставляется двум рабочим с понижением заработной платы. Компании, применяющие такой вид занятости, пользуются налоговыми льготами.

Для уменьшения безработицы практикуется “досрочный”  выход на пенсию. В США,например, в 80-у годы период трудовой активности был сокращен для 23,2% лиц предпенсионного  возраста. В Англии планируется в ближайшем будущем создать 750тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию.

Одним из важнейших  направлений преодоления относительного перенаселения является создание и  расширение программ профессиональной подготовки и трудоустройства безработных. В частности, в Англии функционируют различные программы: для длительно безработных, для безработной молодежи, отдельно для безработных старше 30 лет, и старше 45, по подготовке специалистов в наукоемких отраслях промышленности и др. Открываются специальные клубы для безработных, где оказывают различные услуги, дают рекомендации безработным, как проходить собеседование при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест,предоставляют бесплатные канцелярские принадлежности, телефон и т.п. для поиска работы.

В промышленно  развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным. Прежде всего, безработным предоставляется  пособие по безработице. Для его  получения, как правило, требуется  отработать определенное время на основной работе или общественных работах (уход за больными и престарелыми, инвалидами, благоустройство территории и т.п.). В США, например,в 25 штатах практикуются общественные работы для длительно безработных, что дает им возможность вновь получать пособие по истечении установленного срока получения пособия. Помимо того, что для получения пособия необходимо платить страховой взнос, размер которого варьируется в зависимости от заработка.Пособие по безработице строго ограничено сроками его выплаты. Максимальный срок получения пособия в США составляет 26-30 недель, в Японии — 40 недель, ФРГ —104 недели.

В некоторых  странах наряду с пособием по безработице  выплачивается еще и дополнительное пособие, которое предоставляется  только после проверки на“нуждаемость”. В Англии такое пособие в 1987 г. превышало пособие по безработице почти на 50%, его получали 61,4% безработных мужчин и 44% безработных женщин.

Трудовые ресурсы  в РФ в 1991 году составляли 86,8 млн. человек. Это около60% общей численности  населения. Но занятыми из них были только 73,6 млн.человек. Причем на государственный сектор приходилось 77% общей численности занятых в народном хозяйстве. Доля тех, кто формирует новые рыночные структуры,была весьма незначительной и составляла по числу занятых всего 2,3%. При таком раскладе на формирование только основ рынка уйдут десятки лет.

В Российской Федерации  безработных учитывает и регистрирует Государственная служба занятости. По состоянию на 1 января 1992 года этой службой зарегистрировано 60 тыс. безработных, пособие по безработице получали 12 тыс.человек (это 20% от числа безработных). Демографическая структура безработных была такова: женщины составляли примерно 75%, мужчины — около 25%. С точки зрения критерия проживания городские жители составили около 90% от общего числа безработных. Следует отметить, что в 1991 году спрос на рабочую силу опережал ее предложение. В среднем за месяц в службу занятости поступали заявки от предприятий и организаций на 800-900 тыс. работников, а к поискам работы обращались только 110 тыс. человек.

Думается, что  в ближайшем будущем ситуацию с занятостью в России будут определять не столько чисто рыночные факторы (скорее можно ожидать даже некоторого снижения их роли в среднесрочном  периоде из-за трудностей разукрупнения монополистических структур, ухудшения благоприятных условий в сфере бизнеса и т.д.), сколько демографические, медико-гигиенические и другие.Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов влияние и фактора технического прогресса, который уже не одно пятилетие “буксует”, и в ближайшей перспективе трудно ожидать какого-либо чуда по неожиданному появлению в структуре народного хозяйства преимущественно капиталосберегающих и трудосберегающих отраслей. Так что и индустриальный фактор в целом не будет способствовать быстрому наращиванию армии безработных; катастрофическое состояние окружающей среды также требует при данном развитии техники и технологии больших масс ручного и первичного механизированного труда для ликвидации последствий многих экологических бедствий, хотя бы и ценой некоторого снижения общего жизненного уровня населения.

6. Основные  задачи государственного регулирования  на рынке труда.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие  перед государством на рынке труда. Во-первых,достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма.Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство,которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения,государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а  именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между  спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы,направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономки, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе  государственного регулирования рынка  труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели,месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия  хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки,политика в области амортизации  основных фондов, стимулирование,опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

 

Инструменты государственного регулирования.

 

Можно указать  на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Во-первых,широкое  распространение общего государственного планирования с применением целевых  установок и ориентированных  показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход,динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных  расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов,концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Целенаправленное  воздействие на организационной  аспект функционирования рынка труда  требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших  направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб  трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство  выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

Информация о работе Рынок труда и способы его регулирования