Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:33, курсовая работа
В условиях перехода нашей страны к рыночным отношениям возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих объектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли, экономики в странах, где уже успешно функционируют рыночные структуры.
1. Введение........................................................................................1
2. Структура и сущность рынка труда………………………………………………4
3. Особенности современного рынка труда………………………………………6
4. Организационно-финансовые основы рынка труда……………………….8
5. Безработица. Проблемы безработицы. Ее виды……………………………11
6. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда……………………………………………………………………………………………..15
7.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………….16
8. Деятельность профсоюзов………………………………………………………….22
8. Вывод……………………………………………………………………………………......23
9. Заключение………………………………………………………………………………...23
10. Список использованной литературы…………………………………………..25
Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах.Однако, заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте н благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.
5. Безработица.Проблемы безработицы. Ее виды.
В реальной жизни в рыночной экономике “полная занятость” постоянно сопровождается безработицей. Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.
Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньше добавочной рабочей силы. Каждый капитал с течением времени изнашивается, и должен быть обновлен, но при этом обновлении(старого капитала) его техническое строение обычно не остается неизменным, оно повышается. Это ведет к абсолютному сокращению спроса, к вытеснению из производства части ранее занятых рабочих.
Образование и
рост безработицы представляет собой
специфический закон
Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.
Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу,становится “излишним” населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Проблемы безработицы
Современная рыночная
экономика нуждается в
Для уменьшения безработицы практикуется “досрочный” выход на пенсию. В США,например, в 80-у годы период трудовой активности был сокращен для 23,2% лиц предпенсионного возраста. В Англии планируется в ближайшем будущем создать 750тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию.
Одним из важнейших
направлений преодоления
В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным. Прежде всего, безработным предоставляется пособие по безработице. Для его получения, как правило, требуется отработать определенное время на основной работе или общественных работах (уход за больными и престарелыми, инвалидами, благоустройство территории и т.п.). В США, например,в 25 штатах практикуются общественные работы для длительно безработных, что дает им возможность вновь получать пособие по истечении установленного срока получения пособия. Помимо того, что для получения пособия необходимо платить страховой взнос, размер которого варьируется в зависимости от заработка.Пособие по безработице строго ограничено сроками его выплаты. Максимальный срок получения пособия в США составляет 26-30 недель, в Японии — 40 недель, ФРГ —104 недели.
В некоторых
странах наряду с пособием по безработице
выплачивается еще и
Трудовые ресурсы в РФ в 1991 году составляли 86,8 млн. человек. Это около60% общей численности населения. Но занятыми из них были только 73,6 млн.человек. Причем на государственный сектор приходилось 77% общей численности занятых в народном хозяйстве. Доля тех, кто формирует новые рыночные структуры,была весьма незначительной и составляла по числу занятых всего 2,3%. При таком раскладе на формирование только основ рынка уйдут десятки лет.
В Российской Федерации
безработных учитывает и
Думается, что
в ближайшем будущем ситуацию
с занятостью в России будут определять
не столько чисто рыночные факторы
(скорее можно ожидать даже некоторого
снижения их роли в среднесрочном
периоде из-за трудностей разукрупнения монополистически
6. Основные
задачи государственного
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых,достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма.Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство,которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения,государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения,социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы,направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное
регулирование рынка труда
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели,месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют
на рынок труда, изменяя условия
хозяйствования в сторону стимулирования
или торможения экономических процессов,
налоговая, кредитно-денежная политики,
госзакупки,политика в области амортизации
основных фондов, стимулирование,опытно-
Инструменты государственного регулирования.
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.
Во-первых,широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход,динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов,концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Одним из важнейших
направлений организационной
В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.