Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:57, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом заработная плата.
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятия рынка труда и заработной платы.
Задачи исследования: Раскрыть понятие рынка труда, спроса и предложения на труд;
Изучить организацию и регулирование заработной платы и ее основные функции;
Проанализировать пути повышения заработков персонала на российских предприятиях.
Введение 4
1 Спрос на труд. Предложение труда. Уровень заработной платы в
условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции 6
2 Организация и регулирование заработной платы 10
3 Пути повышения заработков персонала на российских предприятиях 19
Заключение
Список использованной литературы
Итак, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции.
Изучение занятости населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Необходимость более детального анализа положения на региональном рынке труда в период преобразований придает актуальность проведению данного исследования.
Численность занятых в экономики – это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям полной занятости населения.
В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за год. Численность занятых в экономике РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Численность экономически активного населения, занятых и безработных (по субъектам Российской Федерации)
Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек |
В том числе |
Уровень безработицы, процентов | ||
занятые в экономике |
безработные | |||
Российская Федерация |
||||
2000 |
72770 |
65070 |
7700 |
10,6 |
2005 |
73432 |
68169 |
5263 |
7,2 |
2006 |
74167 |
68855 |
5312 |
7,2 |
2007 |
75159 |
70570 |
4589 |
6,1 |
2008 |
75757 |
70965 |
4791 |
6,3 |
2009 |
75658 |
69285 |
6373 |
8,4 |
2010 |
75440 |
69804 |
5636 |
7,5 |
2011 |
75752 |
70732 |
5020 |
6,6 |
Анализируя таблицу можно отметить, что численность занятых в экономике РФ в 2011 значительно изменилась в сторону увеличения по сравнению с 2000 годом, но она снизилась по сравнению с 2008 годом.
Динамика спроса и предложения рабочей силы, являясь основополагающей характеристикой рынка труда, не только обусловлена происходящими процессами, но и сама оказывает активное влияние на них. Конкретное соотношение спроса и предложения непосредственно отражает спрос и предложение рабочей силы, а их тенденции оказывают воздействие на формирование перспективной, соответствующее потребностям экономики профессионально – квалификационной структуры рабочих кадров.
Таблица 2 – Динамика основных макроэкономических показателей в 2007–2012 гг., (в % к предыдущему году)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Численность занятых в экономике |
102,4 |
99,7 |
98,1 |
100,7 |
101,3 |
100,9 |
Численность безработных |
89,2 |
98,0 |
141,1 |
74,0 |
89,1 |
85,3 |
Численность зарегистрированных безработных |
101,1 |
102,2 |
99,6 |
100,4 |
76,3 |
80,1 |
По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 75,6 млн. человек или более 53% от общей численности населения страны. В экономике страны в 2012 году было занято 71,3 млн. человек, что на 0,6 млн. человек больше, чем в 2011 году.
Рисунок 2 – Уровень общей безработицы в 2008 – 2012 гг. (по кварталам)
В среднем за 2012 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила, по данным обследования населения по проблемам занятости, 4,3 млн. человек или 5,7% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2011 году. В декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,3 процента. Данный уровень безработицы является рекордно низким за период с 1999 года. Снижению численности безработных способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке рынка труда.
Рынок труда, используя механизм спроса и предложения, выполняет важные функции не только обеспечения занятости населения, но с установления взаимосвязи между функционированием производства и сферой образования, повышая эффективность экономики и перераспределяя рабочую силу в пользу наиболее прогрессивных и динамично развивающихся производств.
Для того чтобы повысить
численность занятых в экономик
2 Организация и регулирование заработной платы
В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости.
«Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.
Организация оплаты труда предполагает:
–определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
– разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
– разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;
– обоснование показателей и системы премирования сотрудников» .
Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:
– принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;
– принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких ______________________________
4 Фролова Т.А.Экономика предприятия: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2005
экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей.
Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;
– принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;
– принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости.
Тарифная система – форма оплаты труда, основанная на совокупности нормативно установленных ставок и тарифных коэффициентов, в соответствии с которыми устанавливается и изменяется уровень заработной платы работников.
Согласно законодательству РФ, "тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий".
В РФ тарифная система используется для регулирования уровня заработной платы работников бюджетной сферы.
Тарифная система является связующим звеном между нормированием труда и зарплатой. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование зарплаты в зависимости от сложности, условий труда, народнохозяйственной значимости и особенностей труда.
Тарифная система позволяет соизмерять разнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения.
Тарифная система включает в себя:
– тарифную сетку;
– тарифную ставку;
– тарифные коэффициенты;
– тарифно-квалификационные справочники;
– надбавки, доплаты к тарифным ставкам и окладам;
– районные коэффициенты.
Тарифно-квалификационный
справочник содержит перечень производств
и профессий отраслей производства
с характеристикой каждой профессии.
С помощью справочника
Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Тарифный коэффициент показывает во сколько раз уровень оплаты работ данного разряда выше уровня оплаты работ первого разряда.
Тарифная ставка – это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Тарифные ставки могут быть часовыми, дневными и месячными. Тарифная ставка I разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного государством.
Правительством РФ утверждена Единая тарифная система (ЕТС) для учреждений и организаций бюджетной сферы (таблица 1). За пределами бюджетной сферы в организациях и фирмах применяют различные размеры диапазона разрядов работников (таблица 2).
Таблица 3 – Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
Показатели |
|||||||||
Разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,36 |
1,69 |
1,91 |
2,16 |
2,44 |
2,76 |
3,12 |
3,53 |
Разряды |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Тарифные коэффициенты |
3,99 |
4,51 |
5,10 |
5,76 |
6,51 |
7,36 |
8,17 |
9,07 |
10,07 |
Таблица 2 Пример тарифной сетки рабочих предприятия
Показатели |
Разряды | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Тарифные коэффициенты |
1,0 |
1,09 |
1,21 |
1,33 |
1,50 |
1,71 |
1,98 |
2,34 |
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение
тарифных разрядов работникам производятся
с учетом единого тарифно-