Рынок труда и уровень заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом заработная плата.
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятия рынка труда и заработной платы.
Задачи исследования: Раскрыть понятие рынка труда, спроса и предложения на труд;
Изучить организацию и регулирование заработной платы и ее основные функции;
Проанализировать пути повышения заработков персонала на российских предприятиях.

Содержание работы

Введение 4
1 Спрос на труд. Предложение труда. Уровень заработной платы в
условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции 6
2 Организация и регулирование заработной платы 10
3 Пути повышения заработков персонала на российских предприятиях 19
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Рынок труда и уровень заработной платы.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Итак, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и при этом выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции.

Изучение занятости  населения является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Анализ тенденции в изменениях занятости населения позволяет судить насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Необходимость более детального анализа положения на региональном рынке труда в период преобразований придает актуальность проведению данного исследования.

Численность занятых в экономики – это показатель, характеризующий спрос на рабочую силу на рынке труда. Чем выше спрос на рабочую силу, тем выше показатель занятости в экономике. Каждая экономика стремится к показателям полной занятости населения.

В нашей стране для  расчета общей по регионам численности  занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма № 1-Т «Отчет по труду» (месячная, квартальная, годовая). Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета: № 1-МП «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за год.                Численность занятых в экономике РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Численность экономически активного населения, занятых и безработных (по субъектам Российской Федерации)

 

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

В том числе

Уровень безработицы,  процентов 

занятые в экономике

безработные

Российская Федерация

       

2000

72770

65070

7700

10,6

2005

73432

68169

5263

7,2

2006

74167

68855

5312

7,2

2007

75159

70570

4589

6,1

2008

75757

70965

4791

6,3

2009

75658

69285

6373

8,4

2010

75440

69804

5636

7,5

2011

75752

70732

5020

6,6


 

          Анализируя таблицу можно отметить, что численность занятых в экономике РФ в 2011 значительно изменилась в сторону увеличения по сравнению с 2000 годом, но она снизилась по сравнению с 2008 годом.

Динамика спроса и  предложения рабочей силы, являясь  основополагающей характеристикой рынка труда, не только обусловлена происходящими процессами, но и сама оказывает активное влияние на них. Конкретное соотношение спроса и предложения непосредственно отражает спрос и предложение рабочей силы, а их тенденции оказывают воздействие на формирование перспективной, соответствующее потребностям экономики профессионально – квалификационной структуры рабочих кадров.

Таблица 2 – Динамика основных макроэкономических показателей в 2007–2012 гг., (в % к предыдущему году) 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность занятых  в экономике 

102,4 

99,7 

98,1 

100,7 

101,3 

100,9

Численность безработных 

89,2

98,0 

141,1 

74,0

89,1

85,3

Численность зарегистрированных безработных   

101,1 

102,2

99,6

100,4

76,3 

80,1


             

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного  населения в среднем за 2012 год  составила 75,6 млн. человек или более 53% от общей численности населения  страны. В экономике страны в 2012 году было занято 71,3 млн. человек, что на 0,6 млн. человек больше, чем в 2011 году.

Рисунок 2 – Уровень общей безработицы в 2008 – 2012 гг. (по кварталам)

В среднем за 2012 год  численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила,  по данным обследования населения по проблемам занятости, 4,3 млн. человек или 5,7% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2011 году. В декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,3 процента. Данный уровень безработицы является рекордно низким за период с 1999 года. Снижению численности безработных способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке  рынка труда.

Рынок труда, используя  механизм спроса и предложения, выполняет  важные функции не только обеспечения  занятости населения, но с установления взаимосвязи между функционированием производства и сферой образования, повышая эффективность экономики и перераспределяя рабочую силу в пользу наиболее прогрессивных и динамично развивающихся производств.

Для того чтобы повысить численность занятых в экономике нужно эффективно использовать рынок труда. Рынок труда, используя механизм спроса и предложения, выполняет важные функции не только обеспечения занятости населения, но с установления взаимосвязи между функционированием производства и сферой образования, повышая эффективность экономики и перераспределяя рабочую силу в пользу наиболее прогрессивных и динамично развивающихся производств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация и регулирование заработной платы

 

В условиях  рыночной экономики практическое осуществление  мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство  рабочей силы, законе стоимости.

 «Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация  оплаты труда  предполагает:

–определение форм и систем оплаты труда работников  предприятия;

– разработку критериев и определение размеров  доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;

– разработку системы должностных окладов служащих и специалистов;

– обоснование показателей и системы премирования сотрудников» .

Из требований экономических  законов может быть сформулирована система принципов организации  оплаты труда, включающие:

– принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации  оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям  современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам  труда, а не только по затратам;

–   принцип  повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких ______________________________

4 Фролова Т.А.Экономика предприятия: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2005

экономических законов, как закон повышающейся производительности  труда, закон возвышения потребностей.

           Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

– принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

– принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда  и закона стоимости.

Тарифная система –  форма оплаты труда, основанная на совокупности нормативно установленных ставок и тарифных коэффициентов, в соответствии с которыми устанавливается и изменяется уровень заработной платы работников.

Согласно законодательству РФ, "тарифные системы оплаты труда  – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий".

В РФ тарифная система  используется для регулирования  уровня заработной платы работников бюджетной сферы.

Тарифная система является связующим звеном между нормированием труда и зарплатой. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование зарплаты в зависимости от сложности, условий труда, народнохозяйственной значимости и особенностей труда.

Тарифная система позволяет  соизмерять разнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия  выполнения.

Тарифная система включает в себя:

– тарифную сетку;

– тарифную ставку;

– тарифные коэффициенты;

– тарифно-квалификационные справочники;

– надбавки, доплаты к тарифным ставкам и окладам;

– районные коэффициенты.

Тарифно-квалификационный справочник содержит перечень производств  и профессий отраслей производства с характеристикой каждой профессии. С помощью справочника определяют содержание и разряд работы и требования к ее исполнителю.

Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих  тарифных разрядов и соответствующих  им тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент  показывает во сколько раз уровень  оплаты работ данного разряда выше уровня оплаты работ первого разряда.

Тарифная ставка –  это выраженный в денежной форме  абсолютный размер оплаты труда в  единицу рабочего времени. Тарифные ставки могут быть часовыми, дневными и месячными. Тарифная ставка I разряда  не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного государством.

Правительством РФ утверждена Единая тарифная система (ЕТС) для учреждений и организаций бюджетной сферы (таблица 1). За пределами бюджетной  сферы в организациях и фирмах применяют различные размеры диапазона разрядов работников (таблица 2).

Таблица 3 – Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Показатели

 

Разряды

1

2

3

4

5

6

 7

8

9

Тарифные коэффициенты

1,0

1,36

1,69

1,91

2,16

2,44

2,76

3,12

3,53

Разряды

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные коэффициенты

3,99

4,51

5,10

5,76

6,51

7,36

8,17

9,07

10,07


 

 

Таблица 2 Пример тарифной сетки рабочих предприятия

Показатели

Разряды

1

2

3

4

5

6

7

8

Тарифные коэффициенты

1,0

1,09

1,21

1,33

1,50

1,71

1,98

2,34


 

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Рынок труда и уровень заработной платы