Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:57, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом заработная плата.
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть понятия рынка труда и заработной платы.
Задачи исследования: Раскрыть понятие рынка труда, спроса и предложения на труд;
Изучить организацию и регулирование заработной платы и ее основные функции;
Проанализировать пути повышения заработков персонала на российских предприятиях.
Введение 4
1 Спрос на труд. Предложение труда. Уровень заработной платы в
условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции 6
2 Организация и регулирование заработной платы 10
3 Пути повышения заработков персонала на российских предприятиях 19
Заключение
Список использованной литературы
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
На унитарных предприятиях присвоение рабочему квалификационного разряда и его изменение производятся администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Делается это после того, как квалификационная комиссия, куда входят представители администрации, профсоюзной организации, а также специалисты по производственно-техническому обучению и технике безопасности, проверит теоретические и практические знания рабочего. Такой порядок присвоения разрядов обеспечивает объективную оценку квалификации, опыта и знаний работника.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты
труда устанавливаются
Бестарифная система оплаты труда – форма организации оплаты труда, в которой не используются гарантированные тарифные ставки и должностные оклады. В основе бестарифных систем лежит долевое распределение заработанных коллективом средств между работниками в соответствии с принятыми коэффициентами в оплате труда разного качества.
Бестарифная система оплаты труда обеспечивает гибкую увязку размеров заработной платы с результатами деятельности предприятия и отдельных работников. По данной системе зарплата всех работников от руководителя до рабочего представляет собой долю работника в фонде оплаты труда (ФОТ) в зависимости от различных критериев.
При этом производится ранжирование
подразделений и каждого
– от квалификационного уровня работника;
– от коэффициента трудового участия;
– от фактически отработанного времени.
Каждому работнику присваивается свой квалификационный уровень. Он определяется как частное от деления фактической зарплаты работника за прошедший период на сложившийся на предприятии минимальный размер зарплаты за тот же период.
В зависимости от квалификационного уровня все работника распределяются по квалификационным группам, количество которых может быть различно.
В основу оценки квалификационного
уровня могут быть положены следующие
критерии: образование, профессиональная
квалификация, деловитость и т.д.
Система квалификационных уровней
создает большие возможности
для материального стимулирован
Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум используется для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.
Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.
Минимальный размер оплаты труда (МТРО) – устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.
В соответствии с ТК Российской Федерации (ст. 133) минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом (ФЗ). На рис.3 показано изменение МРОТ с 2000 года по 2012 год.
Рисунок 3 - изменение МРОТ с 2000 года по 2012 год.
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. Минимальный размер оплаты определяется в размере 40% прожиточного минимума, рассчитанного на душу населения, что предполагает его периодически пересмотр с учетом имения индекса потребительских цен и тарифов на услуги.
Таблица 3 – Средняя зарплата в России в 2012 году
Субъекты Российской Федерации |
Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей |
Российская Федерация |
22,9 |
Центральный федеральный округ |
27,8 |
г. Москва |
44,3 |
Северо-Западный федеральный округ |
24,8 |
Южный федеральный округ |
16,6 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
13,7 |
Приволжский федеральный округ |
16,4 |
Уральский федеральный округ |
26,2 |
Сибирский федеральный округ |
19,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
27,1 |
Таблица 4– Динамика номинальной и реальной среднемесячной начисленной заработной платы в рублях с 2000–2012гг. в экономике России
2000 |
2005 |
2009 |
2010 |
2012 | |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата |
2223 |
8555 |
18638 |
20952 |
26690 |
В % к соответст-вующему периоду предыдущего года |
146,0 |
126,9 |
107,8 |
112,4 |
113,3 |
В % к прожиточ-ному минимуму трудоспособного населения |
168 |
263 |
234 |
341 |
393 |
Реальная начислен-ная среднемесячная заработная плата в % к соответст-вующему периоду |
120,9 |
112,6 |
96,5 |
105,2 |
107,8 |
Рассмотрение дифференциации уровня заработной платы свидетельствует о том, что наиболее высокой оплатой труда отличаются регионы с размещением организаций по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, регионы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Так, самый высокий размер среднемесячной начисленной заработной платы отмечается у работников Ямало-Ненецкого автономного округа, а самый низкий – у работников организаций Республики Дагестан.
Дифференциация заработной платы – явление объективное, связанное социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления и характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния их населения. Проблема России заключается в низких доходах и, соответственно, в низкой оплате труда занятых.
Оценивая современную ситуацию на рынке труда России, экономисты приходят к выводу: если в стране в ближайшие годы значительно не повысятся уровень оплаты труда и реальные доходы населения, то низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке станет мощным препятствием экономического роста.
3 Пути повышения заработков персонала на российских предприятиях
Заработная плата представляет собой элемент дохода наемного работника, форму экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс - труд. Эти средства работник должен получать в обмен на труд в размере, соответствующем достигнутому уровню развития производительных сил общества и воплощающемся в исторически сложившемся наборе потребительских благи услуг, необходимых работнику и членам его семьи.
Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в фазах общественного воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Для рыночной экономики основными функциями заработной платы являются: распределительная, воспроизводственная, стимулирующая, ресурсно-разместительная, функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму, статусная и функция обеспечения социальных накоплений (источника страхования социальных рисков).
Распределительная функция
заключается в установлении дол
работника в созданном
Воспроизводственная функция обеспечивает формирование личных доходов удовлетворения потребностей работников и их семей. Величина заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы определенного качественного уровня. Расходы на воспроизводство рабочей силы зависит от социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей. Они состоит из затрат на питание, одежду, жилье, культурно-бытовые, медицинское обслуживание, образование и профессиональную подготовку, трудоустройство, миграцию работников, производства и научно технического прогресса возрастают и расходы на воспроизводство рабочей силы.
Действие стимулирующей функции заработной платы зависит от первых двух и направлено на поощрение роста производства продукции, повышение ее качества, квалификации работников, рациональности использование ими всех видов ресурсов, закреплении кадров в организации. Данная функция проявляется непосредственно на предприятии через эффективное применение различного рода форм и систем заработной платы, систем премирования, выплат, надбавок, доплат и других рычагов.
Ресурсно-разместительная
функция позволяет эффективно размещать
и использовать трудовые ресурсы
как на уровне отраслей экономики и регионов
страны, так и на предприятии. В условиях,
когда государственное регулирование
в области размещение трудовых ресурсов
сводится к минимуму, а формирование эффективно
функционирующего рынка труда возможно
лишь при наличии свободы у каждого наемного
работника в выборе места приложения своего
труда, стремление к повышению жизненного
уровня обусловливает перемещение работников
с целью нахождения работы, в максимальной
степени удовлетворяющей их потребности.
Воздействие данной функции обеспечивает
перемещение работников в наиболее эффективные
отрасли и сферы производства, удовлетворение
потребностей предприятия в карах определенного
профессионально-
Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму заключается в определении их покупательной способности, что в свою очередь оказывает влияние на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции позволяет при помощи регулирование величины заработной платы устанавливать рациональные пропорции между товарным способом и предложением.
Статусная функция заработной платы предполагает, что ее уровень во многом определяет социальный статус работника, престиж профессии на рынке труда, а так же статус фирмы.