Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:20, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- выявить особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов;
- рассмотреть проблему заработной платы, ее формы и системы (их преимущества и недостатки);
- определить различия в уровне заработной платы;
- выявить роль профсоюзов на рынке труда.
Введение……………………………………………………………………..
1. Рынок труда: содержание и модели. Формирование цены равновесия на рынке труда………………………………………………………………..
2. Основные формы и системы заработной платы…………………………
3. Роль профсоюзов и государства в регулировании заработной платы…
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..
3
5
8
13
18
20
21
В соответствии с частью 1 ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Положения ч. 2 ст. 8 находят свое продолжение в ст. 372 «Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права» ТК РФ, в которой раскрывается процедура учета мнения представительного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинства работников данной организации.
В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые должен принять работодатель, большинство из которых должны быть приняты с учетом мнения представительного органа работников, каковым, как правило, является профсоюзный комитет.
Часть 1 ст. 29 ТК РФ декларирует общее правило представления интересов работников в социальном партнерстве. Представителем работников может быть соответствующий профсоюзный орган или иной представитель, определение которого не приводится.
В части 2 ст. 29 речь идет только об одном уровне социального партнерства - организации (юридическом лице), в которой заключается коллективный договор. Здесь, исходя из общего правила, установленного ч. 1 ст. 29, представителем работников может быть профсоюзный комитет или иной представительный орган.
Естественно возникает вопрос, в каких случаях первичная профсоюзная организация уступает свои представительские права иным представителям, избираемым работниками. Это может произойти только в случаях, предусмотренных ст. 31 «Иные представители работников» ТК РФ: при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
При заключении соглашений согласно ч. 3 представлять интересы работников могут только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Никакие иные представительные органы работников не вправе представлять интересы работников в рамках социального партнерства на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях.
Учитывая сложность и значимость для работников, профсоюзной организации деятельности представителей профкома, ему необходимо постоянно оказывать им поддержку, инструктировать, разъяснять позиции трудового коллектива, профкома по тем или иным вопросам, подробно обосновывать предложения, которые представители профкома должны вносить от его имени. При рассмотрении в органах управления сложных правовых, экономических, социальных и иных вопросов в помощь представителям профкома желательно привлекать экспертов и консультантов, о чем должен позаботиться профком.
Осуществляя руководство текущей деятельностью организации, руководство определенным, часто решающим, образом влияет на распределение чистой прибыли на фонды накопления и потребления, разработку систем, размеров оплаты труда, других видов до-ходов работников, определение позиции руководителя организации при заключении коллективного договора, а также на принятие многих других решений, в которых заинтересованы работники, профком.
«Профком по уполномочию работников вправе иметь (имеет) своих представителей в совете директоров (наблюдательном совете) и правлении (дирекции). Представители профкома отстаивают в этих органах управления права, предусмотренные законодательством для работников и профсоюзов». То есть профсоюзные органы имеют возможность влиять на решения руководства.
Текстом части 2 ст. 135 ТК РФ устанавливается:
«Системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации». Таким образом, работодатель должен установить систему оплаты и стимулирования труда с учетом мнения профсоюза.
Также в ст. 45 ТК РФ приводятся рекомендации по составу взаимных обязательств сторон, включаемых в соглашения.
Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В приложении к настоящей работе приводятся фрагменты раздела II «Доходы, заработная плата и уровень жизни населения» Генерального соглашения, которые могут представлять практический интерес для специалистов и профкомов внебюджетных организаций.
Региональным соглашением устанавливаются общие принципы по регулированию социально-трудовых, отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Определение общих условий оплаты труда, трудовых гарантий и льгот работникам отраслей (отрасли) осуществляется межотраслевым или отраслевым соглашением.
В случаях заключения на федеральном уровне отраслевого соглашения, у руководителя федерального органа исполнительных властей по труду имеется право предлагать работодателям, которые не участвовали в заключении указанного соглашения, присоединиться к нему.
Если в течение 30 календарных дней с момента официально опубликованного предложения о присоединении к соглашению работодателями не было предоставлено письменного мотивированного отказа от присоединения к нему, то такое соглашение следует считать распространенным на данных работодателей с момента официально опубликованного предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений».
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территорий соответствующего муниципального образования.
Основы оплаты труда работников организаций, не финансируемых из бюджетов, закладываются в отраслевых тарифных соглашениях, могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Предусмотренные таким соглашением размеры тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок и т.п. затем корректируются в сторону увеличения или включаются в коллективные договоры, заключаемые в организациях, без изменений.
Соглашения, заключенные сторонами по договоренности, участвуют в коллективных переговорах, имеют возможность быть как двух сторонними, так и трехсторонними.
Иные соглашения - соглашения,
которые могут заключаться
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Порядок действия соглашения определен ст. 48 ТК РФ: «Соглашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглаше-нии, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.
Одним из средств борьбы профсоюзов за установление достойной заработной платы являются масштабные акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы. В ближайшем будущем, по-видимому, избежать полностью коллективных выступлений не удастся, так как главными причинами конфликтов являются требования: индексации сумм заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от результатов работы экономики страны.
Акции протеста профсоюзов
являются организованными и целенаправле
Предъявляя справедливые требования о необходимости увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде.
Заключение
В связи с исследованием проблемы рынка труда в рамках настоящей курсовой работы, можно подвести следующие итоги.
Рынком труда считаются не только двусторонние взаимоотношения между наемной рабочей силой и предпринимателями, которые возникают в результате процесса купли продажи данного труда. На рынок труда оказывают значительное влияние различные субъекты трудовых отношений:
- прежде всего, это профсоюзы, которые отстаивают интересы наемных рабочих;
- государство, которое
поддерживает права и интересы
и рабочих, и предпринимателей
через специализированные
- объединения предпринимателей, которые создаются в противовес к профсоюзам.
Государственная политика на рынке труда, в общем, может иметь результат только в том случае, если ее осуществление является дифференцированным для каждого из его сегментов. Это указывает на недопустимость замыкания на том или ином конкретном сегменте трудового рынка. Для эффективного решения проблем на рынке труда, необходимо, прежде всего, предать реформированию экономическую, политическую и социальную жизнь общества.
Прошедший 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают, что наиболее тягостные последствия кризиса будут ощущаться в начале 2009 года, а улучшения экономической ситуации следует ждать не ранее чем к лету-осени 2009 года.
Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
Количество безработных в России, по прогнозу Минэкономразвития, может увеличиться за 2009 год на 1 миллион человек - с 4,6 миллиона в 2008 году до 5,6 миллиона человек.
Таким образом, доля безработных в экономически активном населении РФ может увеличиться до 7,6% по сравнению с прогнозом в 6,3% в 2008 году.
Число официально зарегистрированных безработных в 2009 году, по прогнозу министерства, может вырасти до 2,8 миллиона человек с 1,65 миллиона человек в 2008 году.
В настоящее время уровень зарплат при приеме на работу новых кандидатов уже снизился, а число работодателей, которые снизили заработки своим сотрудникам (в среднем зарплаты сократились на 19%), в ближайшее время вырастет до 25%, констатируют в агентствах по подбору персонала.
Минэкономики предсказывает снижение средней реальной зарплаты в 2009 году на 2,7%. Основываясь на оценках Международного валютного фонда (МВФ), эксперты МОТ предполагают, что реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1% (ср. с 1,7% в 2008 году), а во многих странах, включая промышленно развитые, этот показатель может снизиться. По прогнозам, рост заработной платы в промышленно развитых странах снизится с 0,8% в 2008 году до - 0,5% в 2009 году.