Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица практически неизбежное явление общественной жизни
Рис. 1.1 – Элементы рынка труда
Примечание: Составлено автором на основании данных
Совокупность указанных компонентов вполне достаточна для становления рынка труда в современных условиях. Важнейшим элементом среди них является рыночный механизм как механизм саморегулирования.
Изучение теоретических источников позволило выявить структурную особенность рынка труда.
По мнению Одегова Ю. Г. элементы функционально-организационной структуры рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости7.
В классическом варианте функционирование рынка труда выглядит следующим образом. Появление дополнительного спроса на определенный вид товара меняет ситуацию, сложившуюся на рынке капиталов (на фондовых биржах). В результате возрастает стоимость акций предприятий, способных изготовить дефицитный товар (удовлетворить возросший спрос на него). Начинается перелив капиталов в перспективное производство. Открытие нового или расширение действующего производства требует дополнительных ресурсов, в том числе и рабочей силы, что и обусловливает рост спроса на нее.
Упрощенный вариант функционирования самого рынка труда с участием его основных субъектов представлен на схеме 1.2.8
Незанятое население из числа экономически
активного, пройдя обучение в соответствующей профессионально-
В случае ухудшения экономического положения предприятия, а также по объективным причинам (например, внедрение новой техники и технологии) снижается потребность предприятия в рабочей силе, и тогда часть "лишних" работников переходит (при их согласии) на режим неполной занятости (неполного рабочего времени), продолжая считаться занятыми, а часть увольняется по сокращению штатов, возвращаясь на рынок труда. Сюда же попадают и все те работники, которые увольняются по причинам текучести (по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины).
В это время на рынке труда возможна такая ситуация, что спроса по прежней специальности не будет и возникает необходимость в переподготовке и поиске работы по новой профессии.
Функционирование рынка труда, складывающаяся на нем ситуация - результат влияния многих факторов, из которых основным можно назвать предложение труда. Каждый трудоспособный гражданин делает свой выбор, определяя свое место по отношению к рынку труда и в отношении занятости: работать или не работать, если не работать, то как долго (кратковременно или в течение длительного времени), если делается выбор в пользу занятости, то это может быть и оплачиваемая работа, и занятость вне рынка труда - учеба, домашнее самообеспечение и т.д. Под влиянием всех этих обстоятельств постоянно меняется и соотношение между экономически активным и экономически неактивным населением. Вот почему важно знать, как формируется у работника решение продавать свою рабочую силу, т.е. предложение труда.
Чтобы понять, как работает рынок труда, следует изучить спрос и предложение на данном рынке. Р.Дж. Эренбергер и Р.С. Смит пишут о том, что исследование рынка труда начинается и заканчивается анализом спроса и предложения и любой результат функционирования рынка труда всегда зависит в той или иной степени от этих составляющих и их взаимодействия.10
Цены на производительные услуги, т.е. услуги труда, капитала и т. д., определяются на основе спроса и предложения.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.
На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (MRPL) сравняется с величиной заработной платы.
Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис. 1.3).11
Рис. 1.3 - Кривая спроса на труд
На оси абсцисс - величина требующегося труда (L), а на оси ординат - ставка заработной платы (w).
Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.
Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Объем предложения труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (а бывает и исключение, как мы увидим в дальнейшем), продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис. 1.4).12
Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработной
платы возрастает величина предложения
труда, а при ее снижении объем предложения
труда уменьшается. Совокупное предложение
труда в обществе зависит от многих факторов,
определяющих количество и качество предлагаемых
услуг труда, среди которых важнейшими
являются общая численность населения
страны и доля в нем экономически активного
населения, средняя продолжительность
рабочего дня, профессионально-
Рис. 1.4 - Кривая предложения труда
Прежде чем объединить оба графика - спроса и предложения труда - остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Действуют они и на рынке труда. Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении труда отдельного индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако не будем торопиться с выводами - в игру вступают эффект замещения и эффект дохода.
Рис. 1.5 - Кривая индивидуального предложения труда
На рис. 1.5 изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, которое согласен отработать конкретный работник при данной величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда, иллюстрирующей ситуацию на национальном или отраслевом рынках труда, эта кривая отличается своей конфигурацией.
Существуют некоторые особенности функционирования рынка труда. Они связаны с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила».
Из пятой особенности вытекают два следствия:
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России на федеральном уровне осуществляется в соответствии со статьями Трудового Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Федеральным законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г., а также рядом подзаконных правовых актов13.
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия:
Информация о работе Рынок труда в России: проблемы становления и формирования