Рынок труда в России: проблемы становления и формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица практически неизбежное явление общественной жизни

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

В территориальном отношении так и останется перекос в сторону центра. Уже сейчас спрос и предложение сконцентрировано в центральных регионах, а в Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе спрос значительно превышает предложение.

 Стоит ожидать также усиление  движения персонала из компании  в компанию. Данная тенденция прослеживается уже сейчас: на рынке рекрутинга средний срок работы специалиста в компании за последние три года сократился с 2-3 лет до 1 года. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации становится наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает все больший вес. Например, корпоративный автомобиль для менеджера по продажам, работа которого связана с выездами, раньше предлагался исключительно крупными мультинациональными компаниями. Сейчас начинает входить в норму и для российских компаний. Приведу пример из практики: Компания «Tetra Pack» гордится тем, что ее социальный пакет второй год подряд признается лучшим в РФ. В него в частности входят: медицинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа. Разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов.

 Решение проблем нехватки  персонала будет идти по нескольким  направлениям. Например, произойдет  снижение требований к трудовому  стажу сотрудников. Уже сейчас  начинается борьба за выпускников  ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации и российские банки. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение практики и стажировок уже оплачиваться.25

Наличие хорошего знания английского и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные международные компании уже идут на снижение этого требования. Например, Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые должности торговых представителей кандидатам с начальными знаниями английского языка. Однако это характерно не для всех сегментов рынка. Вырисовывается тенденция старения персонала. По позициям, на которые раньше требовались кандидаты «до 35 лет», уже сейчас эта цифра увеличена «до 45 лет». Эта тенденция продолжится. Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер. В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов. При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-менеджеров) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний, планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким.

 

 

2.3. Основные тенденции развития рынка труда в России

 

Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов приобретают сегодня ключевое значение для подъема экономики страны и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, росту ее социальной мобильности, профессионализму.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и один из основных механизмов решения этой проблемы – взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда. Сейчас правительство пытается решить проблему соответствия специальностей, подготавливаемых образовательными учреждениями, и востребованными на рынке труда. В настоящий момент на рынке труда РФ наблюдается явление обратное: искажение структуры рабочей силы вследствие сосредоточения основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. В настоящий момент на рынке труда РФ наблюдается превышенное предложение рабочей силы непроизводственных профессий (экономика, менеджмент, юриспруденция, бухгалтерия и др.), и недостаток людей производственных профессий с профессиональным и среднетехническим образованием.

На основе прочитанной литературы можно выделить следующие возможные пути развития рынка труда РФ:

1. Развитие качества рабочей силы.

Наиболее выгодными в условиях современной экономики становятся инвестиции в развитие «человеческого капитала», то есть в повышение образования, уровня квалификации, умений, опыта работников, а также в улучшение состояния их здоровья.26

Проблема улучшения качества рабочей силы для успешного преобразования российской экономики в настоящий момент действительно актуальна. Авторы работы считают, что совершенствование способностей человека к труду сможет обеспечить рост объемов общественного производства и конкурентоспособности выпускаемых товаров. В доказательство своей позиции приводится следующая оценка Министерства труда РФ: за счет подготовки, переподготовки и совершенствования квалификации практически всех работников действующих предприятий может быть обеспечено до 30 % роста объемов производства и до 50 % повышения производительности труда РФ.

2. Иностранные инвестиции и развитие  рынка труда.

Одним из возможных путей развития рынка труда РФ является расширение привлечения иностранных инвестиций, однако данная взаимосвязь на настоящий момент изучена недостаточно. Инвестиционный путь развития рынка труда является интересным еще и с той точки зрения, что правительство нашей страны, судя по официальным заявлениям и выступлениям, также придерживается мнения о необходимости привлечения иностранных инвестиций, таким образом, весьма вероятно, что такое развитие будет реализовано.

Важным вопросом на сегодняшний день является привлечение масштабных и долгосрочных инвестиций, реализация крупных инновационные проектов, результатом чего станет создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни граждан страны. Основными моментами, которые тормозят привлечение иностранных инвесторов, являются недостаток готовых инвестиционных площадок, низкое качество дорог, логистики, телекоммуникаций, информационной поддержки проектов. Однако увеличение инвестиционной привлекательности РФ выходит за рамки темы настоящей работы, поэтому ограничимся лишь обозначением возможного пути развития рынка труда.

3. Восстановление связи системы образования и рынка труда.

Развитие рынка труда путем восстановления его связи с системой образования, как уже обсуждалось выше, является актуальной современной проблемой. При ее решении необходимо организовать систему образования таким образом, чтобы формируемые рынком труда реальные экономические требования передавались и учитывались в системе профессионального образования. Это означает, что рынок образовательно-квалификационных услуг должен выполнять роль инфраструктурного элемента рынка труда.27

Логично предположить, что реальное развитие рынка труда РФ пойдет не по одному пути, а будет проходить в той или иной степени во всех трех обозначенных направлениях, а так же по возможным путям, нерассмотренным в настоящей работе. Поэтому будем надеяться, что общий синергетический эффект приведет к более быстрому и комплексному развитию рынка труда нашей страны.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы. Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.

Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.

Помимо безработицы российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд других.

Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства.

Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, которая включает в себя выплату пособий по безработице, переподготовка безработных и др.).

Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило, обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; создания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Информация о работе Рынок труда в России: проблемы становления и формирования