Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение
1.1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
1.3. Формы безработицы
1.4. Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда
2.2. Инструменты государственного регулирования.
2.3. Деятельность профсоюзов.
2.4. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.5.
Основные задачи
Можно
выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке
труда: во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Государство
на рынке труда должно осуществлять
систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и
качесвенные аспекты развития и потребления
работников, достижение большего соответствия
их профессиональной подготовки современному
уровню производства. Кроме того, в настоящее
время появились новые противоречия, такие
как противоречия между достигнутым уровнем
образования и квалификации основной
массы работников и невозможностью их
применения в условиях экономического
спада, изменение статуса от «полностью
и всегда занятого» до «возможно безработного»,
возросла конкуренция между отдельными
группами трудоспасобных по полу и возрасту,
положению в иерархической системе российского
общества.
Процессс
регулирования рынка труда государством
предполагает осознанные и планомерные
действия, минимизирующие отрицательные
моменты рыночного механизма. Это обуусловлено
тем, что в России в системе отношений
между работодателями и работниками постоянно
присутствует государство, которое, в
свою очередь, также является крупным
работодателем. В частности, в государственном
секторе занята существенная часть трудоспасобного
населения, государство регулирует условия
найма и увольнения работников в негосударственном
секторе, кроме того, между государством
и населением существуют отношения по
поводу трудоустройства, обучения, перемещения,
социального обеспечения. Воздействие
на воспроизводство и использование трудовых
ресурсов происходит через особые учреждения
(министерства и ведомства), которые наделены
исполнительной властью функциями регулирования
и правом контроля и , кроме того, распоряжаются
определенными финансовыми и материальными
ресурсами.
Можно
выделить два основных направления
деятельности государства на рынке
труда, а именно: социальное и экономическое.
К первому относятся меры, регулирующие
количественные соотношения между
спросом и предложением труда, содержащие
рост безработицы, направленные на изучение
конъюнктуры на рынке труда, а
также трудоустройство
Государственное
регулирование рынка труда
В
общей системе государственного
регулирования рынка труда
Косвенно
воздействуют на рынок труда, изменяя
условия хозяйствования в сторону
стимулирования или торможения экономических
процессов, налоговая, кредитно-денежная
политики, госзакупки, политика в области
амортизации основных фондов, стимулирование,
опытно-конструкторских разработок, бюджетное
субсидирование ряда отраслей. Если прямое
воздействие оказывает влияние в основном
на предложение труда, то косвенное –
на спрос.[2]
2.1.
Политика занятости и
Проводимые
в России преобразования, направлены
на формирование социально ориентированной
рыночной экономики. Одним из важнейших
факторов, обеспечивающих достижение
этой цели является эффективное использование
трудового потенциала страны. Для этого
требуется формирование цивилизованного
рынка труда (что предполагает его государственное
регулирование), системы социальных гарантий
занятости и развитого сектора социальных
услуг, позволяющего подготовить человека
к трудовой деятельности. Пока, к сожалению,
приходится констатировать преобладание
негативных тенденций в динамике количественных
и качественных показателей трудового
потенциала.
До
последнего времени под давлением
объективных и субъективных обстоятельств
проблемы использования трудового потенциала
сводились к сохранению занятости, ограничению
масштабов безработицы и организации
помощи безработным. Решение задач структурной
перестройки, высвобождения внутрипроизводственных
резервов рабочей силы, повышения производительности
труда и в целом более эффективного использования
трудового потенциала общества практически
было отодвинуто на задний план.
Согласно
российскому закону о занятости,
государственная политика занятости
заключается в содействии полной,
продуктивной и свободно избранной
занятости путём обеспечения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождающихся
граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы, повышения
эффективности государственной
службы занятости и реализации других
мер, направленных на обеспечение социальной
защиты граждан на рынке труда.
Формой
реализации государственной политики
занятости на всех уровнях управления
являются федеральные, территориальные
и местные (городские, районные) программы.
В
современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
Особого
внимания заслуживает изучение зависимости
проблем занятости, с одной стороны,
от динамики платежеспособного спроса
предприятий и населения, с другой
- способности производства адекватно
реагировать на этот спрос. Конечно,
платежеспособный спрос может расширяться
лишь постепенно: в зависимости от
увеличения доходов населения, то есть
по мере преодоления кризисной ситуации
в экономике. Но определённые финансовые
ресурсы, достаточные для того, чтобы дать
первые импульсы к экономическому росту,
в России имеются уже сейчас. Это ресурсы
банков и некоторых экспортно ориентированных
отраслей, сбережения населения, а так
же средства, сконцентрированные в теневой
экономике. Назрела необходимость проведения
ряда мер для переключения этих ресурсов
на чисто финансовые сферы (или состояние
консервации) в сферу реальной экономики.
Надо найти способы, чтобы на определённых
условиях возвратить капиталы, ушедшие
за границу, легализовать в общественно
- приемлемой форме средства теневой экономики,
вовлечь их в народохозяйственный оборот.
Тогда (ещё до начала динамического экономического
роста) можно будет рассчитывать на увеличение
спроса как естественного и необходимого
условия развития производства. С точки
зрения макроэкономических пропорций
такой вариант развития не вызывает сомнений.
Предстоит
глубокое реформирование на уровне предприятий,
охватывающее всех занятых на них
работников. Речь идёт о том, чтобы
трудовые коллективы и отдельные
работники существенно повысили
качество своего труда, что в итоге
приведёт к сокращению численности
занятых.
Конечно,
подобные трансформации могут
Современный
рынок труда – это сфера
не столько противостояния предпринимателей
и работников, сколько компромиссов
и договорённостей сторон: продавцов
и покупателей рабочей силы при
посреднической роли государства.
В
“Федеральной целевой программе
содействия занятости населения
РФ на 1998-2000 год” предусмотрена необходимость
обеспечения в ближайшей
Политика
на рынке труда в ближайшем
периоде будет направлена на:
·
обеспечение прогрессивных
·
переориентацию экономически активного
населения на новые формы трудовых
отношений;
·
достижение сбалансированности предложения
рабочей силы и числа рабочих
мест;
·
предупреждение массовой безработицы
на местных рынках труда;
·
создание новых и повышение
·
развитие кадрового потенциала путём
совершенствования системы
·
рост мобильности трудовых ресурсов.
К
ключевым интегрированным направлениям
действий Правительства РФ по решению
проблем занятости относится:
·
преодоление дефицита рабочих мест
посредством проведения сбалансированной
инвестиционной и налоговой политики,
стимулирующей более полное использование
имеющихся рабочих мест, развитие
малых предприятий, направление
капитальных вложений как в перспективные
развивающиеся отрасли, так и в отрасли
традиционной занятости;
·
экономическое стимулирование развития
предпринимательства, малого и среднего
бизнеса, индивидуальной предпринимательской
деятельности, прежде всего, в регионах
с напряжённой ситуацией на рынке
труда;
·
оптимизация масштабов
·
разработка специальной программы
по стабилизации занятости в регионах
с напряжённой ситуацией на рынке
труда;