Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение
1.1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
1.3. Формы безработицы
1.4. Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда
2.2. Инструменты государственного регулирования.
2.3. Деятельность профсоюзов.
2.4. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
·
развитие гибких форм занятости;
·
последовательная стабилизация уровня
жизни, усиление адресной социальной поддержки
населения, направленной в том числе на
снижение потребности в работе, которая
имеется у отдельных социальных групп
населения;
·
дальнейшее развитие системы непрерывного
образования как наиболее прогрессивного
средства формирования высокого качества
рабочей силы;
улучшение
качества рабочей среды, включая
вопросы условий труда, зарплаты
и использования рабочего времени;
·
сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных
работников, эффективное использование
рабочих мест;
·
проведение взвешенной миграционной политики,
направленной на позитивное территориальное
перемещение населения, обустройство
мигрантов, защиту российского рынка
труда;
·
развитие и повышение эффективности
программных услуг, реализуемых
через государственную службу занятости
населения и направленных на предотвращение
безработицы и возвращение лиц,
не имеющих работу, к активному
труду [6].
Кроме
того, федеральными и региональными
органами власти развёрнута большая
работа по созданию действенного механизма
государственной поддержки по созданию
новых рабочих мест.
Целью
программы является проведение активной
политики занятости посредством
изменения структуры занятости
населения РФ на основе формирования
эффективной структуры рабочих
мест и сохранения кадрового потенциала
в регионах и перспективных отраслях
российской экономики. Реализацию программы
предусматривается осуществить
в два этапа в период 1996-2000 годов.
Первый
этап реализации программы в 1996-1997 годах
был сориентирован на создание организационно
– правовых условий для проведения
политики создания и сохранения рабочих
мест. Второй этап (1998-2000 годы) – на конкретные
мероприятия, связанные с разработкой
отраслевых программ создания рабочих
мест.
В
результате проведённых расчётов получена
предварительная оценка общей потребности
в рабочих местах на 1997-2000 годы.
Потребность
в рабочих местах по отраслям народного
хозяйства составляла, по оценке, 66,4
миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году
до 67,0 миллионов. Основными факторами
роста занятости будет
Одним
из интереснейших теоретических
и практических вопросов является разработка
нового инструмента реализации программ
– так называемой Генеральной
схемы создания рабочих мест.
В
состав разработчиков Генеральной
схемы должны входить соответствующие
федеральные органы исполнительной
власти (Министерство труда, Министерство
экономики, Госкомстат, Министерство образования,
ГКРП России и другие заинтересованные
министерства и ведомства) и органы
исполнительной власти субъектов РФ.
Генеральная
схема создания рабочих мест разработана
как на федеральном, так и на региональных
уровнях.
В
понятийном аппарате Генеральной схемы
используется понятие физического
и экономического рабочего места.
Под
физическим рабочим местом (ФРМ) понимается,
как правило, определённая зона, предназначенная
для производства работ или услуг
и оснащённая в этих целях соответствующим
набором орудий труда.
Однако,
для нормального функционирования рабочего
места недостаточно иметь только ФРМ,
необходимо также наличие ряда экономических
условий – в первую очередь, обладание
оборотными средствами, которые способствуют
обеспечению ФРМ предметами труда, энергией,
информацией, зарплатой и т.д. Кроме того,
воспроизводство ФРМ возможно только
при наличии платёжеспособного спроса
на продукцию или услуги, производимые
при помощи ФРМ.
Наличие
этих важнейших условий и
ЭРМ
– это занятость работника
на ФРМ, которая обеспечивает ему
уровень дохода (зарплаты) не ниже соответствующего
(данному региону) прожиточного минимума
при соблюдении установленных
Таким
образом, в рамках Генеральной схемы
создания рабочих мест рассматриваются
прежде всего экономические рабочие места.
В
контексте всего
Государственная
политика занятости неразрывно связана
с регулированием рынка труда.
Задачи
регулирования рынка труда
Стабилизация
на рынке труда требует изменения
подхода к регулированию
Итак,
вопрос номер один регулирования
рынка труда в России – придание
этой проблеме статуса одной из общенациональных
политических задач.
Вопрос
номер два – формирование общегосударственной
системы регулирования рынка
труда,главными субъектами которой были
бы в целом Правительство Российской Федерации,
Министерство экономики, Министерство
финансов, Госкомимущество, Банк России
и другие высшие хозяйственные структуры;
освобождение Министерства труда и социального
развития от обязанностей поддержания
и создания рабочих мест и других непрофильных
функций с концентрацией усилий данного
ведомства в части регулирования сферы
труда на работе с зарегистрированными
незанятыми и безработными, вопросах соблюдения
законодательства о труде и занятости,
проблемах трудовых отношений, оплаты,
условий и охраны труда.
Государственное
регулирование рынка труда
1.
Согласование финансово – кредитной,
структурной, инвестиционной, внешнеэкономических
политик с системой целей регулирования
рынка труда. К этой задаче относятся вопросы
принятия решений о государственных заказах
и закупках продукции, в первую очередь
оборонного, инфраструктурного, экологического
и социального назначения, о государственных
инвестиционных программах, дотациях,
субвенциях, кредитах и налоговых льготах,
направленных на поддержание и развитие
производства в приоритетных отраслях.
Особая задача - регулирование внешнеэкономических
связей в интересах занятости.
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3.
Политика трудоустройства и
На
региональном уровне государственное
регулирование рынка труда в
основном должно осуществляться в тех
же направлениях. Субъектами регулирования
в регионах являются соответственно
органы законодательной и
Политика
трудоустройства и социальной поддержки
незанятого населения в регионах
в целом имеет те же задачи, что
и на федеральном уровне. Поскольку
задачи данного блока в значительной
степени выполняются