Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Введение
1.1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
1.2. Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда
1.3. Формы безработицы
1.4. Российский рынок труда:
особенности формирования, перспективы
1.5. Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.
2.1. Политика занятости и регулирования рынка труда
2.2. Инструменты государственного регулирования.
2.3. Деятельность профсоюзов.
2.4. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
микроуровне регулирование рынка труда
включает законодательное и иное нормативное
регулирование, финансовое, налоговое
стимулирование поведения на рынке труда
предприятий, организаций, индивидуальных
зарегистрированных и незарегистрированных
предпринимателей и домохозяйств.
На
предприятиях осуществляется управление
персоналом, развитие систем отбора и
внутрифирменных перемещений, подготовки
и переподготовки кадров. От успешного
решения предприятиями задач
в сфере управления персоналом зависит
как общая ситуация с занятостью
в стране и регионе, так и рыночная
конкурентоспособность самих
В
домохозяйствах осуществляются основные
функции воспроизводства
Поддержание
в период кризиса и особенно создание
новых, технологически перспективных
рабочих мест в послекризисной перспективе
должно рассматриваться как генеральное
направление регулирование рынка труда
в стране. Но финансирование соответствующих
программ должно в дальнейшем производиться
не из фондов занятости, а из собственных
средств предприятий, за счёт кредитных
ресурсов и, при наличии возможности, из
государственных бюджетов всех уровней
[20].
2.2.
Инструменты государственного
Можно
указать на следующие основные инструменты
государственного регулирования, так
или иначе применяемого во многих
странах с развитой рыночной экономикой.
Во – первых, широкое распространение
общего государственного планирования
с применением целевых установок и ориентированных
показателей. При этом общее государственное
планирование охватывает такие важные
показатели, как национальный доход, динамика
цен, внешняя экономическая деятельность
и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной
экономической политики. Все это спасобствует
более динамичному и поступательному
развитию рыночного хозяйства. Следует
отметить, что современная система национальных
счетов, на которую переходит Россия, основываются
полностью на теоритических выводах неокийнсианцев.
Во-вторых,
среднесрочное финансовое планирование,
которое представляет собой механизм
использования государственного бюджета
в качестве основного инстумента
всей системы государственного регулирования
рыночных отношений. В-третьих, политика
«согласования действий», сутью которой
является достижение согласованности
интересов работодателей, работников
и государства. При этом происходит согласование
размеров прибылей и заработной платы
с учетом общих потребностей рыночной
экономики той или иной страны. В-четвертых,
активное применение такого инструмента,
как государственная кредитно-денежная
политика.
Экономическая
политика российского правительства,
направленная на уменьшение дефицита
госбюджета путем сокращения государственных
расходов, усиливает нестабильность
положения многих российских граждан,
работающих на предприятиях и организациях,
деятельность которых долгое время
была связана с государством как
крупнейшим заказчиком и работодателем.
В этой связи можно привести опят
США 30-х годов, концентрированным
выражением экономической политики
которых является призыв к американской
нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы
во имя собственного спасения», с
которым он обратился к Конгрессу
в 1938 году.
Целенаправленное
воздействие на организационной аспект
фунционирования рынка труда требует
гораздо меньше бюджетных средств, чем
непосредственное поддержание спроса
на труд или связанные с большими расходами
подготовка трудовых ресурсов и обучение
кадров.
Одним
из важнейших направлений
В
России государство выступало и будет
выступать крупнейшим работодателем.
Хотя во многом отраслевая структура государственного
сектора дублирует частный, она не заменяет,
а дополняет деятельность частного капитала,
выполняя те функции, которые общественно
необходимы, но по тем или иным причинам
не являются объектами приложения частного
капитала. Занятость в государственном
секторе не служит гарантией от безработицы.
[2]
Вывод
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод, что конечной целью
рынка труда является:
во-первых,
удовлетворение профессионально-экономических
интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту
и обеспечение народного
во-вторых,
достижение максимально полной и
минимально прерывной занятости, с
учетом потребности в частичной
рабочей неделе, скользящем графике
рабочего дня и т.п.
Так
как рынок труда еще только
формируется, его функционирование
невозможно без государственного регулирования.
Главные, социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня
безработицы, поддержание оптимального
соотношения между спросом и
предложением рабочей силы (а значит,
и косвенное установление ее цены).
Для достижения всех этих целей требуется
создание эффективно работающей инфраструктуры
рынка труда. Ее основными элементами
на государственном уровне является:
определение минимально необходимых
норм и нормативов функционирования
рынка труда, его общих границ.
Государство обеспечивает унификацию
системы социального и
Помимо
использования нормативов прямого
действия, государство осуществляет
косвенное регулирование рынка
труда через налоговую, кредитно-денежную,
амортизационную политику, а также
с помощью других мер общеэкономического
характера, то есть можно говорить о
решающей роли государства в формировании
рынка труда.
2.3.
Деятельность профсоюзов.
Профессиональный
союз (сокращенно профсоюз) – массовая
общественная организация, объединяющая
на добровольных началах рабочих
и служащих по профессиональному
признаку. Они обладают широкими полномочиями:
осуществляют контроль за исполнением
трудового законодательства, за состоянием
техники безопасности на предприятиях,
заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые
споры.
Но
основная задача деятельности профсоюза
– повышение заработной платы. В
связи с этим видный американский
экономист П. Самуэльсон выделяет 3
основных метода, которыми пользуются
профсоюзы для достижения этой цели.
Ü
Профсоюзы могут ограничивать предложение
труда. Это достигается, например, введением
высоких иммиграционных барьеров, содействием
принятию законов о максимальном
рабочем дне, увеличением срока
учёбы при подготовке к той
или иной профессии.
Ü
Профсоюзы могут добиваться повышения
ставок заработной платы, содействуя установлению
ее выше точки равновесия.
Ü
Профсоюзы могут вызвать сдвиг
вверх по кривой спроса на труд. При
этом могут использоваться любые
средства, повышающие спрос на труд,
например, содействие установлению высоких
протекционистских таможенных тарифов.
Эти меры вызовут увеличение спроса
на труд внутри данной страны, в результате
чего увеличится количество используемого
труда и возрастет заработная
плата.
Для
анализа регулирующей деятельности
профсоюзов на рынке труда уместно
обратиться к опыту США, где как
ни в одной другой стране с развитой
рыночной экономикой сильно профсоюзное
движение. Там профсоюзы сначала
обратились к политике повышения
спроса на конечный продукт, выступая
за введение протекционистские таможенные
тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения
выступали за принятие законов, по которым
импортируемые в США автомобили
должны состоять из определенного минимума
деталей, произведенных в США.
Профсоюзы
также пытались использовать законодательство
для достижения такой своей стратегической
цели, как увеличение издержек на другие
ресурсы, которые являются потенциальными
заменителями труда работников. Некоторые
профсоюзы работников транспорта добились
гарантии минимального размера экипажа.
Такие условия не позволяют работодателям
заменять труд работника на какое-либо
техническое новшество.
В
некоторых случаях профсоюз и
работодатель могут прийти к такому
соглашению, в котором реальная заработная
плата возрастает в обмен на согласие
профсоюза вносить определенные
изменения в производственный процесс,
которые могут привести к увеличению
производительности труда. Если такое
соглашение открыто увязано с условиями
увеличения производительности труда,
то принято говорить, что такие переговоры
являются переговорами о производительности.
Более типичными являются такие случаи,
когда профсоюзы добиваются уступок у
руководства фирм, когда могут вынудить
его принять дополнительные издержки.
Эти издержки обычно принимают форму так
называемой работы по правилам или же
забастовки.
Забастовка
– это попытка отказать фирме
в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста
зависит о целого ряда факторов, как-то:
прибыльности фирмы и ее возможности повысить
цены, не потеряв при этом свой рынок; от
финансовых ресурсов фирмы, которые позволили
бы ей компенсировать убытки, нанесенные
забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав
потери рабочих связанные с забастовкой.
Западные
профсоюзы возникли как форма
институционализации социальных интересов
наемных работников, их ведущая функция
– улучшение рыночной ситуации продажи
членами профсоюза своей
В
посткоммунистический период монолитность
профсоюзов, универсальность форм их организации
и содержания деятельности исчезли. Однако
до сих пор большинство профсоюзов являются
частью системы менеджмента, выполняющей
жизненно важные для работников социальные
функции.[2]
2.4.
Основные факторы и тенденции
формирования рынков труда
В
России прослеживаются признаки качественно
новой ситуации - становления рынка
труда. Это означает формирование такой
системы экономических
Происходящие
экономические реформы
Не
вызывает сомнений тот факт, что
между обеспеченностью
Действие
второго фактора в настоящее
время проявляется довольно слабо,
поскольку заметных изменений численности
трудоспособного населения за последние
годы (1992-97г.г.) не произошло. Однако структурные
подвижки в составе населения
обещает во второй половине 90-х годов
некоторое увеличение численности
трудоспособного населения. В России
существуют собственные локальные
зоны “демографического взрыва”; где
темпы прироста населения десятилетиями
превышают темпы создания рабочих
мест - Это, главным образом, национальные
республики Северного Кавказа. Кроме
того, в ближайшие годы Россия будет
страной относительно массовой иммиграции,
причем проблемы социальной и трудовой
адаптации мигрантов, в первую очередь,
зарегистрированных беженцев, будет
стоять достаточно остро.