Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:15, реферат
Каждый человек в процессе своей жизни входит с другими людьми в экономические отношения, большей частью в роли покупателя. Но стоит подметить, что покупателем может стать только тот, кто способен предложить на продажу товар, который пользуется спросом, и получить за него деньги. Если человек не производит материальные блага, которые можно обменять на иные материальные блага, то он может продать как товара свою рабочую силу.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Характеристика рынков труда……………………...………………………....4
2.1 Предпосылки формирование рынка труда………………………………...4
2.1 Элементы и классификации рынка труда………………………..…..........5
2.2 Конкурентный и неконкурентный рынок труда…………………………..6
2.3 Мобильность на рынке труда……….……………………………...............7
2.4 Функции рынка труда……..……………………………………..……..…...8
2.5 Спрос и предложение на труд, цена труда………………………………...9
2.7 Разделение труда…………………………………………………………...10
3. Регулирование рынка труда………………………………………..…...........12
3.1 Роль маркетинга на рынке труда……………………...……...………..….13
4. Особенности рынка труда……………………………………………...........14
5. Заключение…………………………………………………………………....15
6. Список использованной литературы……………………………………......16
Пермь, 2012 г.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Характеристика рынков труда……………………...………………………....4
2.1 Предпосылки формирование рынка труда………………………………...4
2.1 Элементы и классификации рынка труда………………………..…..........5
2.2 Конкурентный и неконкурентный рынок труда…………………………..6
2.3 Мобильность на рынке труда……….……………………………..........
2.4 Функции рынка труда……..……………………………………..……..…
2.5 Спрос и предложение на труд, цена труда………………………………...9
2.7 Разделение труда…………………………………………………………...
3. Регулирование рынка труда………………………………………..….......
3.1 Роль маркетинга на рынке
труда……………………...……...………..….13
4. Особенности рынка труда……………………………………………........
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………......
Введение
Каждый человек в процессе своей жизни входит с другими людьми в экономические отношения, большей частью в роли покупателя. Но стоит подметить, что покупателем может стать только тот, кто способен предложить на продажу товар, который пользуется спросом, и получить за него деньги. Если человек не производит материальные блага, которые можно обменять на иные материальные блага, то он может продать как товара свою рабочую силу.
Рабочая сила1 – способность человека трудиться, то есть физические и умственные возможности, а так же навыки, которые дают человеку выполнить определенный вид работ, обеспечивая при этом нужный уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Рынок, на котором можно продать рабочую силу, называется - рынок труда.
Рынок труда2 – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Большинство
работающего населения
Целью работы является рассмотрение современного рынка трудовых ресурсов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть классификации рынка труда, его функции, некоторые его особенностей и другие немало важные аспекты.
2. Характеристика рынков труда
2.1 Предпосылки формирование рынка труда
Формирование рынка труда сопряжено с образованием для этого экономических, юридических и социальных предпосылок3, то есть неких объективных условий, без которых рыночные отношения в сфере труда невозможны или же возможны не полностью.
Экономическими предпосылками труда являются:
Юридические предпосылки на рынке труда заключается в существовании системы законов, которые представляют социальную защиту населения страны и экономические свободы. К ним относятся законодательные положения о труде, правах личности, собственности, предпринимательстве, занятости населения, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном обеспечении, социальном партнерстве и др.
Социальные предпосылки рынка труда состоят в присутствие социального неравенства между людьми по высоте дохода, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам ( физ. сила, красота, выносливость и др.).
2.2 Элементы и классификации рынка труда
Элементами рынка труда являются:4
Первый и второй из указанных элементов олицетворяют собой необходимое условие для существования рыночных отношений в области труда, они присутствую на любом рынке труда и почти не зависят от его организации. Остальные элементы рынка труда оказывают влияние на степень эффективности отношений на нем.
Классификация рынков труда производится на основе следующих критериев:5
-в государстве с федеральным
типом построения и
-на межгосударственных
Можно отметить квалификации (только в границах указанных социальных групп). Вычленяют высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы рабочих.
2.3 Конкурентный и неконкурентный рынок труда
Черты, свойственные конкурентному рынку труда:6
Рынок, на котором нет этих черт или же он имеет противоположные черты, считается неконкурентным.
2.4 Мобильность на рынке труда.
Мобильность на рынке труда7 – это процесс перемещение рабочей силы на новые рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться преображением вида занятости (профессии), территории, работодателя.
Виды мобильности на рынке труда:8
2.5 Функции рынка труда
Главной задачей рынка труда
является обеспечение удовлетворения
спроса на труд и его предложения. Достижение
этой задачи осуществляется через исполнение
рынком труда ряда функций:9
Социальная функция состоит
в гарантирование нормального уровня
доходов и благосостояния людей.
Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет выделить размещающую и селективную функции.
Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Образование этой сети размещения является основой управления рынка труда. Эффективность экономики зависит от того, приемлемо ли происходит процесс функционирования системы рынка труда или нет.
Селективная функция отображается в выборе рабочей силы,
опираясь на спрос и предложение, а
также исходя из профессионально-
Стимулирующая функция способствует повышению конкуренции между участниками рынка, росту увлеченности в высокоэффективном труде, увеличению квалификации и перемены профессии.
2.6 Спрос и предложение на труд, цена труда
Регулирование на рынке труда производится при помощи спроса и предложения рабочей силы.
Спрос на труд10 – потребность работодателя в рабочей силе для расширения производства.
Факторы, которые определяют спрос на труд:
-производительность труда;
-применение современных технологий;
-состояние экономики и ее отдельных отраслей;
-спрос на потребительские
Предложение на труд11 – экономически активное население, которое предлагает свою рабочую силу на рынке труда.
Факторы, которые определяют предложение на труд:
-численность населения и его трудоспособной части;
-степень квалификации;
-уровень и структура
-социальная и налоговая
При взаимодействии спроса и предложения на рынке труда фиксируется равновесная цена рабочей силы и складывается уровень занятости в экономике.
Занятость12 – деятельность людей, которая связана с утоленьем их потребностей и приносящая им трудовой доход.
При изменении заработной
платы на выбор работника
Заработная плата13 – форма материального вознаграждения за труд.
Размер зарплаты обуславливается некоторыми факторами: стоимость жизненных благ, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы; минимальный уровень оплаты труда (прожиточный минимум); уровень квалификации; спрос и предложение на рынке труда.
Прожиточный минимум14 – уровень доходов, который необходим для приобретения продуктов питания и удовлетворения потребностей на необходимом уровне (одежда, обувь, транспорт, коммунальные услуги). Другими словами это нижняя черта заработной платы.
Рост заработной платы увеличивает предложение труда до определенного момента, после достижения высшего уровня - предложение на труд сокращается. Все потому что высокий доход стимулирует более длительный досуг, а не работу. Увеличении заработной платы приводит и к увеличению, и к сокращению предложения труда.
2.7 Разделение труда
Разделение труда15 – обособление качественного нового вида деятельности по определенным принципaм (профессиональному и функциональному)
Разделение трудa прошло ряд этапов, после которых отделилиcь основные виды деятельности в самостоятельные отрасли. (таблица 1.1.)
Таблица 1.1. | ||
Этапы |
Содержание | |
Отрасль, которая выделилась в самостоятельную |
Возникшие классы и социальные группы | |
1. |
Сельское хозяйство ( выделилось в результате отделения земледелия от собирательства, охоты и скотоводства) |
Крестьянство
|
2. |
Промышленость (выделилась в результате отделения ремесла от сельского хозяйства) |
Ремесленники |
3. |
Торговля (выделилась из земледелия и ремесла) |
Купечество
|
4. |
Финансы, банковское дело |
Ростовщики |
5. |
Управление, менеджмент |
Технократия (власть технической интеллигенции, специалистов) |
Виды разделения труда: -подетальное; -профессиональное; -поузловое; -внутризаводское; -международное; -межрегиональное; -межотраслевое; -межфирменное.
Разделение труда охватывает в себя кооперацию и специализацию. Кооперация16 – форма организации трудовой активности, при которой большее число людей совместно участвует в одном и том же процессе труда или в разных, однако связанных между собой. Специализация17 – приобретение специальных навыков в какой-либо области, сосредоточение деятельности на определенном занятии, разделение труда на отдельные операции. |