Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 05:15, реферат

Описание работы

Каждый человек в процессе своей жизни входит с другими людьми в экономические отношения, большей частью в роли покупателя. Но стоит подметить, что покупателем может стать только тот, кто способен предложить на продажу товар, который пользуется спросом, и получить за него деньги. Если человек не производит материальные блага, которые можно обменять на иные материальные блага, то он может продать как товара свою рабочую силу.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Характеристика рынков труда……………………...………………………....4
2.1 Предпосылки формирование рынка труда………………………………...4
2.1 Элементы и классификации рынка труда………………………..…..........5
2.2 Конкурентный и неконкурентный рынок труда…………………………..6
2.3 Мобильность на рынке труда……….……………………………...............7
2.4 Функции рынка труда……..……………………………………..……..…...8
2.5 Спрос и предложение на труд, цена труда………………………………...9
2.7 Разделение труда…………………………………………………………...10
3. Регулирование рынка труда………………………………………..…...........12
3.1 Роль маркетинга на рынке труда……………………...……...………..….13
4. Особенности рынка труда……………………………………………...........14
5. Заключение…………………………………………………………………....15
6. Список использованной литературы……………………………………......16

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Пермь, 2012 г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Характеристика рынков труда……………………...………………………....4

  2.1 Предпосылки формирование рынка труда………………………………...4

  2.1 Элементы и классификации рынка труда………………………..…..........5

  2.2 Конкурентный и неконкурентный рынок труда…………………………..6

  2.3 Мобильность на рынке труда……….……………………………...............7

  2.4 Функции рынка труда……..……………………………………..……..…...8

  2.5 Спрос и предложение на труд, цена труда………………………………...9

  2.7 Разделение труда…………………………………………………………...10

3. Регулирование рынка труда………………………………………..…...........12

  3.1 Роль маркетинга на рынке труда……………………...……...………..….13       

4.  Особенности рынка труда……………………………………………...........14

5. Заключение…………………………………………………………………....15

6. Список использованной литературы……………………………………......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Каждый человек в процессе своей жизни входит с другими людьми  в экономические отношения, большей частью в роли покупателя. Но стоит подметить, что покупателем может стать только тот, кто способен предложить на продажу товар, который пользуется спросом, и получить за него деньги. Если человек не производит материальные блага, которые можно обменять на иные материальные блага, то он может продать как товара свою рабочую силу.

           Рабочая сила1 – способность человека трудиться, то есть физические и умственные возможности, а так же навыки, которые дают человеку выполнить определенный вид работ, обеспечивая при этом нужный уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

         Рынок, на котором можно продать рабочую силу, называется - рынок труда.

           Рынок труда2 – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.

           Большинство  работающего населения приобретают доход и работу через этот рынок труда. На рынке труда продавцы рабочей силы ведут переговоры с предпринимателями относительно условий труда, заработной платы и трудоустройства.

          Целью работы является рассмотрение современного рынка трудовых ресурсов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть классификации рынка труда, его функции, некоторые его особенностей и другие немало важные аспекты. 

 

 

 

 

 

2. Характеристика рынков  труда

2.1 Предпосылки формирование рынка труда

    Формирование рынка труда сопряжено с образованием для этого экономических, юридических и социальных предпосылок3, то есть неких объективных условий, без которых рыночные отношения в сфере труда невозможны или же возможны не полностью.

    Экономическими предпосылками труда являются:

  • Экономическая свобода, либерализация экономики, у которой в основе лежит право частной собственности на средства производства;
  • Свобода труда, то есть каждый человек в праве самостоятельно определять как, когда и в каком объеме ему трудится. Свобода труда подразумевает запрет принудительного труда, за исключением случаев, когда по законодательству страны человек осужден к лишению свободы;
  • Свобода предпринимательской деятельности, то есть у человека имеется шанс начать собственное дело или принять участие в совместном производстве с другими лицами.

    Юридические предпосылки на рынке труда заключается в существовании системы законов, которые представляют социальную защиту населения страны и экономические свободы. К ним относятся законодательные положения о труде, правах личности, собственности, предпринимательстве, занятости населения, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном обеспечении, социальном партнерстве и др.

    Социальные предпосылки рынка труда состоят в присутствие социального неравенства между людьми по высоте дохода, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам ( физ. сила, красота, выносливость и др.).

2.2 Элементы и классификации рынка труда

 

Элементами рынка труда  являются:4

 

  • Субъекты рынка или стороны рыночных отношений, то есть работодатели и люди, ищущие работу;
  • Соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы и уровень занятости населения;
  • Правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда;
  • Органы службы занятости населения;
  • Инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости и др.);
  • Альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);
  • Система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;
  • Система финансирования политики занятости и служб занятости населения.

 

     Первый и второй из указанных элементов олицетворяют собой необходимое условие для существования рыночных отношений в области труда, они присутствую на любом рынке труда и почти не зависят от его организации. Остальные элементы рынка труда оказывают влияние на степень эффективности отношений на нем.

 

     Классификация рынков труда производится на основе следующих критериев:5

 

  • пространственная сфера

-в государстве с федеральным  типом построения и административным  делением (федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский, рынки труда мегаполисов)

-на межгосударственных социально-трудовых  отношениях (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, страны СНГ)

  • временные параметры (перспективный, прогнозный, текущий)
  • соотношение спроса и предложения (равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос выше предложения), избыточный (предложение выше спроса))
  • этапность (формирующийся, рынок переходного периода, зрелый (развитый))
  • социальные группы (рынок физического труда, рынок умственного труда, рынок творческого труда, рынок крестьянского труда)

 

     Можно отметить квалификации (только в границах указанных социальных групп). Вычленяют высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы рабочих.

 

2.3 Конкурентный и неконкурентный рынок труда

 

    Черты, свойственные конкурентному рынку труда:6

  1. Огромное число покупателей и продавцов услуг труда.
  2. Услуги труда являются однородными, то есть работники этой профессии имеют одинаковую квалификацию и производительность труда.
  3. Ни покупатели, ни продавцы трудовых услуг не могут подействовать на ставку заработной платы.
  4. Работники и предприниматели имеют свободу в решении входить на данный рынок труда или выходить с него. Работники могут легко сменить своего работодателя.
  5. Наемники и работодатели имеют все сведенья о спросе, предложении трудовых услуг и ставках зарплаты.

 

     Рынок, на котором  нет этих черт или же он  имеет противоположные черты,  считается неконкурентным.

 

2.4 Мобильность на рынке труда.

 

     Мобильность  на рынке труда7 – это процесс перемещение рабочей силы на новые рабочие места. Переход на новое рабочее место может сопровождаться преображением вида занятости (профессии), территории, работодателя.

 

Виды мобильности на рынке труда:8

    • Изменение рабочего места без изменения вида занятости и местоположения (внутри- или межфирменная мобильность).
    • Изменение рабочего места и вида занятости без изменения местоположения (внутри- или межфирменная мобильность).
    • Изменение рабочего места и местоположения без изменения вида занятости ( территориальная мобильность).
    • Изменение рабочего места, вида занятости и местоположения (территориальная мобильность)

 

2.5 Функции рынка труда

    Главной задачей рынка труда является обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через исполнение рынком труда ряда функций:9 
    Социальная функция состоит в гарантирование нормального уровня доходов и благосостояния людей.

    Экономическая функция рынка труда заключается в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет выделить размещающую и селективную функции.

     Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Образование этой сети размещения является основой управления рынка труда. Эффективность экономики зависит от того, приемлемо ли происходит процесс функционирования системы рынка труда или нет.

    Селективная функция отображается в выборе рабочей силы, опираясь на  спрос и предложение, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы.

   Стимулирующая функция способствует повышению конкуренции между участниками рынка, росту увлеченности в высокоэффективном труде, увеличению квалификации и перемены профессии.

2.6 Спрос и предложение на труд, цена труда

 

    Регулирование на рынке труда производится при помощи спроса и предложения рабочей силы.

    Спрос на труд10 – потребность работодателя в рабочей силе для расширения производства.

    Факторы, которые определяют спрос на труд:

-производительность труда;

-применение современных технологий;

-состояние экономики и ее  отдельных отраслей;

-спрос на потребительские товары, которые необходимы обществу.

    Предложение на труд11 – экономически активное население, которое предлагает свою рабочую силу на рынке труда.

    Факторы, которые определяют предложение на труд:

-численность населения и его трудоспособной части;

-степень квалификации;

-уровень и структура заработной  платы;

-социальная и налоговая политика  государства.

    При взаимодействии спроса  и предложения на рынке труда  фиксируется равновесная цена  рабочей силы и складывается  уровень занятости в экономике.

    Занятость12 – деятельность людей, которая связана с утоленьем их потребностей и приносящая им трудовой доход.

    При изменении заработной  платы на выбор работника действуют эффект дохода и эффект замещения.

    Заработная плата13 – форма материального вознаграждения за труд.

    Размер зарплаты обуславливается некоторыми факторами: стоимость жизненных благ, которые необходимы для воспроизводства рабочей силы; минимальный уровень оплаты труда (прожиточный минимум); уровень квалификации; спрос и предложение на рынке труда.

    Прожиточный минимум14 – уровень доходов, который необходим для приобретения продуктов питания и удовлетворения потребностей на необходимом уровне (одежда, обувь, транспорт, коммунальные услуги). Другими словами это нижняя черта заработной платы.

    Рост заработной платы увеличивает предложение труда до определенного момента, после достижения высшего уровня - предложение на труд сокращается. Все потому что высокий доход стимулирует более длительный досуг, а не работу. Увеличении заработной платы приводит и к увеличению, и к сокращению предложения труда.

 

2.7 Разделение труда

 

Разделение труда15 – обособление качественного нового вида деятельности по определенным принципaм (профессиональному и функциональному)

Разделение трудa прошло ряд этапов, после которых отделилиcь основные виды деятельности в самостоятельные отрасли. (таблица 1.1.)

 

Таблица 1.1.

 

  Этапы

                            Содержание

 Отрасль, которая выделилась в самостоятельную

 Возникшие классы и  социальные группы

 

     1.

Сельское хозяйство ( выделилось в результате отделения земледелия от собирательства, охоты и скотоводства)

  Крестьянство

 

    

      2.

Промышленость (выделилась в результате отделения ремесла  от сельского хозяйства)

Ремесленники

 

      3.

Торговля (выделилась из земледелия и ремесла)

Купечество

 

                

      4.

Финансы, банковское дело

Ростовщики

 

     5.

Управление, менеджмент

Технократия (власть технической  интеллигенции, специалистов)

    

Виды разделения труда:

-подетальное;

-профессиональное;

-поузловое;

-внутризаводское;

-международное;

-межрегиональное;

-межотраслевое;

-межфирменное.

 

      Разделение труда охватывает в себя кооперацию и специализацию.

      Кооперация16 – форма организации трудовой активности, при которой большее число людей совместно участвует в одном и том же процессе труда или в разных, однако связанных между собой.

    Специализация17 – приобретение специальных навыков в какой-либо области, сосредоточение деятельности на определенном занятии, разделение труда на отдельные операции.

Информация о работе Рынок труда