Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность рынка труда, и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в России.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Необходимо раскрыть понятие рынка труда, его структуру и сущность.
2. Изучить типологию рынка труда.
3.Дать характеристику рынка труда в современной России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...….2
1 Рынок труда: понятие, типология, структура
1.1 Структура и сущность рынка труда в Российской Федерации….......................................3
1.2 Типология рынка труда в российской экономике…….......................................................6
2 Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда.
Особенности и проблемы занятости и безработицы.
2.1. Характеристики рынка труда в современной России….....................................................8
2.2. Место молодежи на рынке труда…………………………………………………………13
2.2.1 Проблемы занятости молодежи …………………………………………………………..13
2.2.2 Безработица среди молодежи……………………………………………………………...15
3 Формы регулирования рынка труда в современных условиях в России
3.1.Повышение эффективности государственного регулирования
рынка труда………………………………………………………………………………………19
3.2. Рекомендации по реформированию процесса трудоустройства
молодёжи в Российской Федерации……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………...………………………..32
Список литературы………………………………………………………....................................33

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время безработица  среди молодежи все больше приобретает  застойный характер. Повсеместно  наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

     Особенности российской  безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

     В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.

     Положительная  реакция молодежи на возможности  активного участия в "свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались18.

     Если существующие  в настоящее время тенденции  в воспроизводстве квалифицированных  кадров не изменятся, то в  ближайшей перспективе можно  ожидать роста безработицы среди  неквалифицированного населения,  и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

     В последнее  время все большее число молодых  людей считает получение полноценного  образования необходимым условием  достижения желаемого социального  статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

     Большое  значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

          По мере развития рыночных  отношений и конкуренции, ускорения  перестройки отраслевой структуры  занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

 

3 Формы регулирования рынка труда в современных условиях

 

3.1. Повышение эффективности государственного регулирования рынка труда  

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, можно сделать вывод, что в 2007-2009годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики  России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).  
     В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2007 - 2009 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.  
     Приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2008 - 2010 годах являются:

1.В области совершенствования  действующего законодательства  в сфере занятости населения19

- обеспечение социальных  гарантий граждан, потерявших  работу, и усиление социальной  защиты неконкурентоспособных на  рынке труда групп населения;  
 - повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;              

- разграничение полномочий, функций в области регулирования  рынка труда и сферы занятости  между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;  
- динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;    

-создание условий  для достижения соответствия  между спросом и предложением  на рабочую силу, в том числе  путем создания рабочих мест  в перспективных отраслях экономики;                                               

- поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;           

-обеспечение регулирования  привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2.В области повышения  качества рабочей силы и конкурентоспособности  граждан на рынке труда:

- обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации

-  разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда20;                  

- разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;         

- создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;         

- развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;       

- улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;  
 - развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;    

- разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию;  
- разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;      

- создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;  
- совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3.В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования  форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:  

- проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;  
- совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;  
- разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест21;  
- разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;  
- проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности;     

- поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;   

-поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;                

- развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда;  
-развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;       

- содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;                 

- организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4.В области развития региональных рынков труда:

- разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;  
- обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда;     

- проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения;       

-обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов;  
-осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел22;  
-расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда;             

-разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций;            

Информация о работе Рынок труда