Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность рынка труда, и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях в России.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Необходимо раскрыть понятие рынка труда, его структуру и сущность.
2. Изучить типологию рынка труда.
3.Дать характеристику рынка труда в современной России;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...….2
1 Рынок труда: понятие, типология, структура
1.1 Структура и сущность рынка труда в Российской Федерации….......................................3
1.2 Типология рынка труда в российской экономике…….......................................................6
2 Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда.
Особенности и проблемы занятости и безработицы.
2.1. Характеристики рынка труда в современной России….....................................................8
2.2. Место молодежи на рынке труда…………………………………………………………13
2.2.1 Проблемы занятости молодежи …………………………………………………………..13
2.2.2 Безработица среди молодежи……………………………………………………………...15
3 Формы регулирования рынка труда в современных условиях в России
3.1.Повышение эффективности государственного регулирования
рынка труда………………………………………………………………………………………19
3.2. Рекомендации по реформированию процесса трудоустройства
молодёжи в Российской Федерации……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………...………………………..32
Список литературы………………………………………………………....................................33

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

- развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения;  
-разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;         

- расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости;

5.В области регулирования трудовой миграции:

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России;       

- создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации23;      

- достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда;       

- совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах;             

- создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России;

6. В области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы;

- реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;  
- создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам24;    

- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;     

- разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;       
 - развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

7. В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:

- консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования;  
- координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;    

- совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг;  
- повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности;       

- совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации;  
- привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению;

8. В области повышения эффективности деятельности органов службы занятости25:

- усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости;  
- развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;      

- совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;  
- введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Рекомендации по реформированию процесса трудоустройства молодежи в Российской Федерации

Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения  дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем  занятости молодёжи в России.

После анализа вынесены следующие проблемы:

1.Отсутствие у выпускников  вузов требуемого работодателями  стажа и опыта работы и сложность  получения этого опыта. 

2.Проблема дискриминации  женщин при приеме на работу.

3.Проблема дисбаланса  между спросом на определенные  специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.

4.Проблема адаптации  на рынке труда выпускников  вузов, являющихся рядовыми запаса  российской армии. 

5.Инфантилизм молодежи  в поиске работы.

6.Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В ходе анализа этих проблем  были выработаны определенные конструктивные предложения.

1.Отсутствие опыта  и стажа работы

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта26.

Решение этой проблемы я вижу в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще  механизм молодежной практики. В настоящее  время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать  на работу человека без опыта для  работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы  создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

2.Проблема дискриминации  женщин при приеме на работу

Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов27.

Изменить ситуацию крайне трудно. Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.

Во-вторых - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

Еще одним решением проблемы может стать в перспективе  предоставление кадровыми агентствами  услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.

Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить  долю женщин в домашней работе и  высвободить время для профессиональной деятельности.

3.Проблема дисбаланса  спроса и предложения на рынке  труда

Проблема заключается  в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности  на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей28.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у  выпускников навыков, позволяющих  быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Другим механизмом адаптации  к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание  механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит  ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.

4.Проблема адаптации  на рынке труда выпускников  вузов, являющихся рядовыми запаса  российской армии.

Проблема "вуз-армия-рынок" состоит в том, что молодые  люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

В качестве возможных  путей решения было предложено разработать  на муниципальном уровне через департамент  занятости населения специальную  программу по адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.

Информация о работе Рынок труда