Рынок земли РФ в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятий рынка земли, его специфических особенностей и развития АПК, а так же изучение факторов, влияющих на цену земли и сельскохозяйственную продукцию.
Для достижения вышеизложенной цели поставлены задачи:
Изучить теоретический материал о рынке земли
Проанализировать современную ситуацию на российском земельном рынке сельскохозяйственной продукции
Выявить особенности и проблемы формирования АПК и рынка земли в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЗЕМЛИ 5
1.1ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОНЯТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ 5
1.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ И СПРОС НА ЗЕМЛЮ 7
1.3. ПОНЯТИЕ РЕНТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ 9
2.ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 11
2.1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 11
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ЗЕМЛИ В РФ 15
3.1ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 15
3.2 ТЕПДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА И АПК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

2. Развитие кооперации  и рыночных форм интеграции  мелких и средних предприятий,  как между собой, так и с  крупными сельскохозяйственными  предприятиями. Тенденции развития  сельского хозяйства позволяют  утверждать, что в обозримой перспективе  крестьянские (фермерские) хозяйства  и личные подсобные хозяйства  населения не смогут стать  альтернативой крупным коллективным  сельскохозяйственным предприятиям. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, слабой технической оснащенностью  сельского хозяйства. Во-вторых, потребностью в больших государственных  инвестициях и радикальном изменении  производственного обслуживания. В-третьих,  необходимостью серьезной переподготовки  и психологической перестройки  сельчан. Кроме того, несмотря  на высокую устойчивость хозяйств  населения к воздействию внутренних  и внешних факторов, личный сектор  остается самой простой и низкотоварной  сельскохозяйственной системой. В  связи с этим дальнейшее развитие  малых и средних предприятий  должно осуществляться на основе  кооперации и других форм рыночной интеграции, а также путем создания новых крупных хозяйствующих систем, обладающих в условиях рынка наилучшей устойчивостью и возможностями для саморазвития. 
С этой целью необходимо развивать малое и среднее предпринимательство. Государственную поддержку следует предоставлять кооперативам и другим формам рыночной инфраструктуры, созданных субъектами малого и среднего бизнеса для удовлетворения своих потребностей в материально-технических и кредитно-финансовых ресурсах, реализации продукции и получения прочих услуг. В последние годы динамичное развитие получают сельские кредитные кооперативы для кредитования малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, что позволят расширить сельскохозяйственное производство.

интеграции.

3. Развитие крупных форм  сельскохозяйственных предприятий  как основы аграрного производства  и фундамента аграрных реформ. 
Особую роль в развитии сельскохозяйственных предприятий принадлежит крупным специализированным животноводческим предприятиям. В перспективе именно такие предприятия будут производить большую часть продукции животноводства. В настоящее время большинство крупных сельскохозяйственных предприятий, оказывая помощь личным хозяйствам в обработке приусадебных участков, транспортных услугах, организации зооветеринарного и других видов обслуживания по льготным ценам, несут значительные финансовые потери, что ухудшает условия воспроизводства в общественном секторе. В связи с этим дальнейшее сотрудничество крупных сельскохозяйственных предприятий с личными хозяйствами в сфере производства и обращения должно строиться на договорной основе. Это укрепит связи между ними и позволит более полно использовать трудовые ресурсы.

Главным препятствием для  развития данного направления остается рост долгов, который ведет к отсутствию средств на техническое и технологическое  перевооружение, снижению эффективности  производства. Для исправления ситуации необходима программа финансового  оздоровления организаций и предприятий  агропромышленного комплекса. Государство  при помощи различных целевых  программ должно перераспределять доходы от производства и реализации сельскохозяйственной продукции для субсидирования сельскохозяйственного  производства. Такое предложение  объясняется тем, что производство сельскохозяйственного сырья является убыточным, но в процессе переработки  и реализации приобретает высокую  потребительскую ценность и, соответственно, значительно более высокую стоимость.

4. Интеграцию сельских  товаропроизводителей с агросервисными предприятиями.

Данное направление должно развиваться двумя путями: во-первых, преобразованием имеющихся агросервисных предприятий в акционерные и другие общества, а также государственных предприятий в кооперативные; во-вторых, создавать новые агросервисные предприятия на кооперативной основе за счет паевых взносов сельских товаропроизводителей. Актуальность данного направления связана с тем, что в условиях слабой технической оснащенности сельских товаропроизводителей данные предприятия на кооперативной основе будут принадлежать самим сельским товаропроизводителям.

5. Вертикальную агропромышленную  интеграцию на основе создания  агрофирм, агропромышленных объединений,  холдинговых компаний и промышленно-финансовых  групп.

Опыт работы данных формирований показывает, что они являются «локомотивами» аграрного производства. В большинстве  случаев интеграционные формирования создавались в последние годы перерабатывающими предприятиями  для расширения сырьевой базы. 
Основные задачи этих организационно-хозяйственных формирований вытекают из финансово-экономических проблем аграрного сектора экономики и необходимости обеспечения стартовых финансовых возможностей. Для выхода из кризиса крайне важна финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. 
К числу этих проблем можно отнести:

восстановление утраченной в ходе реформы управляемости  товарными и финансовыми потоками, сокращение совокупных издержек на производство, переработку и реализацию продукции;

создание минимально необходимых  стартовых условий для поэтапного финансового оздоровления предприятий  агропромышленного комплекса, преодоления  убыточности и достижения устойчивой рентабельности производства;

привлечение в аграрный сектор финансово-кредитных ресурсов инвесторов и постепенное восстановление, обновление на этой основе ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий, внедрение  прогрессивных технологий;

перераспределение доходов  от реализации продукции между товаропроизводителями  и перерабатывающими предприятиями  в соответствии с их участием в  производстве и продвижением конечной продукции к потребителю.

Основным преимуществом  данных формирований является возможность  внедрения системных интенсивных  технологий. В настоящее время  даже крупные сельскохозяйственные предприятия, не говоря уже о крестьянских (фермерских) хозяйствах, не охваченные интеграционными процессами, не способны применить инновации в виде технологических систем. В первые годы внедрения новая техника не окупаются и требуют значительных финансовых затрат.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив все особенности  рынка земли и земельных отношений, можно сказать что эта область экономики нашего государства еще до конца не разработана.

Прошло более двадцати лет с начала реформирования сельского  хозяйства России. Многие вопросы  рынка земли в научном плане  требуют еще существенной доработки. Прежде всего, необходимо четко обозначить критерии определения сельского  хозяйства. В этом вопросе следует использовать опыт других стран, где оно развивается успешно.

Заслуживают всестороннего  изучения и решения вопросы ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Ведь цены, по которым крестьяне продают свою продукцию, имеют для них решающее значение. Выявляя объективные факторы, влияющие на цены, на первый план следует поставить рентный фактор.

Проблемы становления  сельского хозяйства в России, как в зеркале, отражаются в низкой товарности производства сельскохозяйственной продукции и в низкой доходности.

Статистика показывает, что  наше сельское хозяйство все больше превращается в полунатуральное. И определенный вклад в этот процесс вносят крестьянские (фермерские) хозяйства.

В области непосредственно  земельных отношений предстоит  экономически реализовать право  частного владения землей, ликвидировать  имеющиеся противоречия между собственниками земельных долей и коллективными  предприятиями. Механизмом дальнейшего  развития земельных отношений в  направлении концентрации земли  у эффективно работающих хозяйств является аренда, расширение рыночного оборота  и ипотеки земель. Работа в этом направлении с введением земельного кадастра, осуществлением экономической оценки земли, созданием механизма ее защиты и рационального землепользования в лучшем случае может быть завершена в предстоящем десятилетии.

Также остро стоит вопрос регулирования земельных отношений, где наиболее спорными элементами являются смешение публично-правовых и частноправовых функций в одном органе государственной власти и организация взаимодействий между системами технического учета и системой государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними.

Основной тенденцией развития сельского хозяйства является создание сельскохозяйственных предприятий, где  сочетаются рыночная организация и  экономический интерес производителя. Здесь очень важны процессы кооперации и интеграции, так как появляется возможность долговременного планирования и реализации производства.

Выявление сильных и слабых сторон земельного рынка поможет  правительству разработать и  осуществить эффективную сельскохозяйственную политику. Ведь сельское хозяйство  является одной из немногих отраслей экономики, подверженных усиленному государственному регулированию. В России необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики, включая фермерство, определяется переплетением общемировых и специфических проблем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституции РФ, от 12.12.1993 г.
  2. Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре"
  3. Анохин Е. И. Понятие, принципы и методы оценки земель сельскохозяйственного назначения / Е. И. Анохин // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 3 (35)
  4. Гафиятов И. З., Лебедева О. И. Земельные отношения в модернизирующейся экономике / И. З. Гафиятов // Проблемы современной экономики. – 2011. - №4 (40)
  5. Масленникова Е. В. Роль земельной реформы в АПК / Е. В. Масленникова // Экономика России: ХХI век. – 2008.- №11

Электронные ресурсы:

  1. Земля сельскохозяйственного назначения потенциал рынка в России // Аналитический отдел компании Grand Terra Agency: http://www.graterra.ru, редакция статьи от 02.2010.

 


Информация о работе Рынок земли РФ в условиях рыночной экономики