Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:20, реферат
Сущность, задачи и функции сбытовой деятельности. Организация сбыта и реализации продукции производственного предприятия. Содержание сбытовой деятельности производственного предприятия. Основные способы совершенствования сбытовой деятельности промышленных предприятий.
1 СБЫТОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Сущность, задачи и функции сбытовой деятельности
Сбыт продукции является связующим звеном между производством, распределением и потреблением. Любая продукция производится, в конечном счете, для потребления, поэтому она должна быть не только изготовлена, но и реализована, т. е. доведена до потребителя и оплачена последним [1, с. 10].
В широком смысле слова сбыт характеризуется как распределение и движение товара от производителя до потребителя. Это деятельность предприятия, направленная на обеспечение доступности товара для покупателя, выполнение всех операций с товаром с момента завершения производства до передачи покупателю. В узком смысле слова под сбытом понимается его заключительный этап - непосредственное общение продавца и покупателя.
Цель сбыта – доведение до конкретного потребителя подготовленного товара определенного количества и качества в установленные сроки.
Основной задачей
сбыта для предприятия в
Содержание сбытовой деятельности определяется совокупностью сбытовых функций. По характеру сбытовые функции делятся на:
Организационно-коммерческие
функции связаны с установление
- установление контактов с посредниками и покупателями;
- подготовка и заключение договоров;
- организация исполнения договорных обязательств.
В состав основных технологических функций входит хранение и распределение готовой продукции. Хранение предполагает разгрузку и погрузку, внутреннее перемещение, укладку на хранение и непосредственное хранение, сортировку и маркировку, комплектацию, упаковку и затаривание. Функции данной группы могут выполняться как при завершении производственной деятельности, так и при последующей реализации по каналам сбыта.
Распределение как функция сбытовой деятельности связано с организацией адресного товародвижения и доставкой товаров потребителям. К основным распределительным функциям относятся формирование партий поставки товаров, отправка и транспортировка потребителям.
Отправка производится двумя различными способами. Если она осуществляется силами и средствами производственного предприятия, то речь идет об отгрузке. Если покупатель самостоятельно получает товары на складе, то в этом случае правомерно использовать понятие отпуска товара.
Транспортировка осуществляется с использованием основных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного. Могут применяться контейнерные перевозки с использованием различных видов транспорта.
Информационные функции связаны с изучением покупателей и посредников для формирования рынка сбыта продукции предприятия и обеспечением информацией производственно-сбытовой деятельности.
Юридические функции обеспечивают юридическое обоснование, заключение и оформление договоров с посредниками и покупателями, правовую защиту при их исполнении.
Функции сервисного обслуживания выполняются при реализации сложной бытовой техники, автомобилей, станков, оборудования. Сервисное обслуживание включает предпродажное и послепродажное обслуживание. Предпродажное обслуживание предполагает предпродажную подготовку продукции, консультирование, комплектацию. Послепродажное обслуживание связано с монтажом, установкой, ремонтом, снабжением запасными частями.
1.2 Организация сбыта и реализации продукции производственного предприятия
1.2.1 Сбытовая система производственного предприятия
Сбытовая система производственного предприятия представляет собой совокупность субъектов сбытовой деятельности с определенными организационно-правовыми и экономическими характеристиками, выполняющими те или иные сбытовые функции. Производственное предприятие может иметь собственную, связанную и независимую систему сбыта [1, с. 169].
Собственная система сбыта предполагает осуществление сбытовых функций субъектами сбыта, которые в экономическом и административном отношениях зависят от предприятия. Она включает:
- отдел сбыта производственного предприятия;
- отделы сбыта подразделений, филиалов, сборочных цехов;
- руководство предприятия, принимающее решения о важнейших условиях сбыта;
- фирменные розничные
и оптово-розничные
- постоянно действующие ярмарки и выставки;
- агенты (полномочные представители предприятия), осуществляющие подготовку контрактов и контроль их исполнения.
Служащие данных органов сбыта входят в штат предприятия, т. е. являются собственным персоналом.
Связанная система сбыта предполагает выполнение сбытовых функций посредниками, имеющими юридическую самостоятельность, но зависимыми в экономическом отношении. Связанные с производителем посредники не являются собственниками товара.
Связанная система сбыта включает следующие виды посредников, деятельность которых осуществляется в рамках договорных отношений.
Торговые представители - самостоятельные торговцы, основную часть вознаграждения которых составляют комиссионные; они действуют от имени производителя, но за свой счет.
Комиссионеры - посредники, которые продают и покупают товары от своего имени, но за счет и по поручению производителя на условиях комиссии. Комиссионер, как правило, имеет собственное или арендуемое складское помещение. Он может осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю.
Консигнаторы - посредники, реализующие товары изготовителя от своего имени за вознаграждение, которое выплачивается по договору консигнации. Консигнатор принимает на себя право собственности на товар и торговый риск. Специфика консигнации состоит в отсрочке платежа на срок, который должен устроить как консигнатора, так и производителя товара.
Брокеры (маклеры) действуют как на товарной бирже, так и вне ее. Это посредники, устанавливающие за соответствующее вознаграждение прямые контакты с поставщиками и покупателями, которые самостоятельно заключают договоры между собой.
Независимая система сбыта предполагает работу производственного предприятия с независимыми в правовом и экономическом отношении посредниками, к которым относятся дилеры, дистрибьюторы, джобберы и франчайзи, а также с оптовыми и розничными торговыми предприятиями.
Участники независимой системы сбыта выполняют комплекс функций:
- покупку товаров за свой счет;
- транспортировку и хранение;
- подсортировку, упаковку;
-рекламное и
консультативно-информационное
- реализацию товаров потребителям.
Специальной формой независимой системы сбыта являются отношения производственного предприятия с дилерами, дистрибьютерами, джобберами и франчайзинг.
Дилер заключает с производителем договор на исключительную поставку его товара, доходы дилера формируются за счет разницы между продажной и покупной ценой товара.
Дистрибьютор имеет обычно центральный склад и разветвленную сеть периферийных складов. Товар приобретается им, как правило, крупными партиями с расчетом на освобождение производителя от функций хранения и складирования и распределяется на значительной территории.
Джоббер не имеет складской сети и работает, как правило, с мелкими партиями товара при условии немедленной перегрузки и перевозки потребителям без промежуточного складирования. Джоббер, чаще всего, работает с товарами индивидуального потребления в качестве посредника между производителем или дистрибьютором, с одной стороны, и розничными торговыми предприятиями или индивидуальными покупателями с другой.
При франчайзинговой системе за определенную плату франчайзи-получатель приобретает возможность продавать определенный ассортимент при использовании имени, товарного знака, оборудования и при поддержке рекламой и мерами стимулирования сбыта со стороны франчайзера.
В Республике Беларусь в качестве элементов независимой системы сбыта функционируют:
- оптовые предприятия и различные объединения (оптово-сбытовые, торгово-закупочные, оптово-розничные), находящиеся в подчинении Министерства торговли;
- районные, межрайонные, областные и республиканские базы Белкоопсоюза;
- оптовые базы министерств и ведомств, имеющих собственную торговую сеть (Министерство связи и др.);
- коммерческие
оптовые и оптово-розничные
- розничные
торговые предприятия
Независимая система сбыта имеет свои преимущества, связанные с услугами торговых организаций:
- основываясь
на уже имеющихся связях с
потребителями, торговые
- торговые организации могут взять на себя оказание сервисных услуг потребителям;
- уменьшаются затраты на сделку, включая затраты на поиск партнера, заключение договора, контроль за его выполнением.
Производственное
предприятие может предусмотрет
Для настоящего времени характерна тенденция к созданию интегрированных сбытовых систем, объединяющих функции оптовой и розничной торговли товарами конечного потребления. Организационной формой таких систем являются крупные торговые пространства (супер- и гипермаркеты) или сети магазинов. В сочетании с системой самообслуживания их конкурентными преимуществами являются:
- низкие закупочные цены;
- небольшая торговая наценка;
- значительные размеры товарооборота;
- формирование
ассортимента наибольшего
- экономия на
масштабе организации и
- удобные для производителя формы и сроки платежей.
Система сбыта при реализации товаров на внешнем рынке значительно сложнее. Она включает следующие элементы:
- собственные
органы сбыта отделы
- полномочные
представители предприятия,
- сбытовые посредники своей страны (экспортные внешнеторговые организации, торговые дома, представители заграничных оптовых покупателей);
- сбытовые посредники
за рубежом (импортирующие
Выбор системы сбыта при экспортных поставках значительно сложнее и определяется целями деятельности предприятия на конкретных зарубежных рынках, масштабами сбытовой деятельности и характером товара.
1.2.2 Методы сбыта
Результативность сбытовой деятельности определяется выбором методов сбыта [1, с. 173]. Выбор зависит от рыночной ситуации, состава посредников и возможностей сотрудничества с ними, степени развития методов продажи товаров, развития информационных систем. В сбытовой деятельности используется три основных метода сбыта:
- прямой или непосредственный;
Информация о работе Сбытовая деятельность производственного предприятия