Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Микроэкономика".
By Anna Magdeeva
6)Происхождение и сущность денег.основные теории денег.Современные деньги. Деньги - это все то, с помощью чего осуществляется обмен товаров и услуг. Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Согласно эволюционной концепции происхождения денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальным назначением которого является выполнение роли всеобщего эквивалента(способность товара обмениваться на любой другой товар).Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из них функций. Этот тезис сформулировал английский экономист Хикс:Деньги - это то, что используется как деньги.Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные:а) меры стоимости(выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров,стоимость денег-золото);б) средства обращения. Остальные функции денег - средства накопления и средства платежа - являются производными от основных и появились лишь как результат исторического развития товарного обращения вообще и денег - в частности.Деньги как средство обращенияДеньги выступают посредниками обмена товаров (Т-Д-Т). Внутренне единый акт товарного обмена (Т-Т) распадается на два внешне самостоятельных акта: продажа (Т-Д) и купля (Д-Т). Эти акты разделены во времени и пространстве, что обусловливает возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. В качестве форм денег, связанных с функцией денег как средства обращения, выступают бумажные деньги. Это представители золота, замещающие его в обращении. Они не имеют собственной стоимости, являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс.Если выпуск бумажных денег превышает потребности товарооборота в золотых деньгах, то они обесцениваются. Имеет место рост цен. инфляция.
Следовательно, большое значение имеет проблема необходимого для обращения количества денег. Основоположниками так называемой количественной теории денег были Монтескье, Локк и Юм. Однако эволюция денег обусловила и новый подход к определению количества денег в обращении, что нашло свое отражение в неоклассической теории количества денег (Маршалл,Фишер).Согласно этой теории, определяется зависимость уровня цен от денежной массы, которая выражается формулой, получившей название "уравнение обмена Фишера":MV=PQ, где: M - масса денежных единиц;V - скорость обращения денег;P - цена товара;Q - количество товаров, представленных на рынке. Выразить.1) формула товарных цен:2) количество денег, необходимых для обращения Q товаров. Уравнение, позволяющее выразить количественную зависимость между суммой товарных цен и массой обращающихся денег, позволяет нам предварительно объяснить явление инфляции как обесценение денег, сопровождаемое повышением цен товаров.
Согласно марксистской
теории, количество денег, необходимое
для обращения, определяется по формуле:
где КД - количество денег в обращении,
Сц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит;
П - сумма платежей по кредитам, срок который
наступил; В - сумма взаимопогошающихся
платежей;Со - скорость оборота денежной
единицы, выраженная средним числом ее
оборотов.Из функции денег как средства
платежа возникают кредитные деньги -
векселя, банкноты, чеки.Вексель - письменное
долговое обязательство строго установленной
формы, дающее его владельцу бесспорное
право по истечении срока требовать с
должника обозначенную денежную сумму.
Банкноты появляются в результате замены
частных векселей векселями банков.Банкнота
есть не что иное, как вексель на банкира.
Отличие бумажных денег от банкнот:1) бумажные
деньги выполняют функцию средства обращения,
банкнота-средства платежа;2) бумажные
деньги выпускаются государством и для
нужд государства, банкнота - центральным
эмиссионным банком для нужд товарного
обращения;3)бумажные деньги не обеспечены
золотом, банкнота имеет обеспечение золотом
и другими ценностями, частными векселями,
инвалютой, находящимися в распоряжении
банка.Орудие кредитных операций - чек
- это документ, содержащий безусловный
приказ владельца текущего счета банку
о выплате указанной в нем суммы определенному
лицу или предъявителю.Мировые деньги.На
мировом рынке роль денег выполняет золото,
которое принимается по весу.Особенности
мировых денег:Функционируют в качестве
всеобщей меры стоимости;выступают как
всеобщее средство платежа;служат всеобщим
воплощением общественного богатства.Кредитная
карточка объединяет в себе платежно-расчетную
и кредитную функции. Она является своеобразным
именным заменителем чека и выполняет
функцию денег как средства платежа.Виды:1)возобновляемые,
"Виза","Мастер кард", применяются
в основном для расчета в магазинах, ресторанах,имеют
установленный лимит. После погашения
задолженности возобновляется;2) одномесячные-
"Америкен экспресс"- применяются
для расчетов с туристическими фирмами.
По ним лимит не устанавливается, но задолженность
должна быть погашена в конце месяца;3)
фирменные выпускаются отдельными компаниями
("Америкен экспресс"). оплачиваются
различные служебные расходы. Действуют
по типу одномесячных; 4) премиальные, или
"золотые"- "ГоулдМастеркард",
"Премьер кард Виза". выдаются только
клиентам с высоким годовым доходом.преимущества:а)
либо не имеют лимита, либо он очень высок;б)
дают право на кредит по льготной ставке;в)
клиент автоматически приобретает солидную
страховку от несчастных случаев, может
бронировать места в отелях.Дебет-карточеки,
Золотые запасы, государственные и частные, выступают в качестве всеобщего богатства. На рынках золота происходит размен кредитных денег на золото. Огромные масштабы накопления золота - подтверждение роли золота как средства образования сокровищ.
11)Рыночное равновесие. Равновесная цена.
РАВНОВЕСИЕ — это ситуация на рынке, когда предложе¬ние и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Возникает рыночное равновесие в результате взаимодей¬ствия спроса и предложения.Е-равновесная цена(цена продавцов совпад с ценой покупателей).Свойства равновесной цены: 1)Товаров на рынке столько, сколько нужно для потребления. Все затраты на произв окупаются.Наибольшая экономич эффективность! 2)Наиб соц эффект(потребитель получает за рц предельное кол полезностей).3)на рынке нет ни избытка,ни диффицита. Зона избытка(излишнее произв изделий,вздувание цен,низкое кач продуктов), диффицита товаров(мало изделий высокого качества,искусственное сниж цен,доходы населения возраст).При диффиците может возникнуть кризис недопроизв, увел спекуляция.
Реальные издержки произв:различные виды труда,применение капитала;денежные издержки.
Когда цена спроса равна
цене предложения,объем производства
не обнаруживает тенденцию к изменению-налицо
равновесие.С изменением цен происходит
изменение спроса и предложения.Точки
пересечения функций спроса и предложения
отражают разные уровни равновесных цен
и равновесные количества товаров во времени.Равновесие:
8) Структура и инфраструктура рынка
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка
• по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
• по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
• по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
• по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
• по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
9)Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, факторы спроса, эластичность спроса.
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Показывает кол-во товара, которое готов приобрести покупатель по данной цене. Выступает со стороны потребителя (покупателя) и отражает потребности людей. Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. Закон падающего спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Данный закон выражает следующую зависимость: 1)цены имеют тенденцию к снижению; 2)при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот, повышается; 3)но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены; 4)отсюда кривая спроса – убывающая.. Факторы спроса, помимо цены, влияющие на спрос: уровень личных располагаемых доходов потребителей; инфляционные либо дефляционные ценовые ожидания; изменения цен на сопряженные товары; социально-экономические факторы: размер рынка, реклама, вкусы и предпочтения, сезонность, изменения в законодательстве, катаклизмы и т.п. Функция спроса— это функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Товарозаменители(как будет изменятся при изменении цены на какой-нибудь из них), дополняющие (автомобиль и бензин) Эластичность спроса – реакция потребителя на изменения цены или дохода. Э по цене: на ск-ко % изменится спрос при повышении цены на 1%; -точечная эл по цене;
Совершенно неэластичный спрос |
объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). | |
Неэластичный спрос |
когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). | |
Единичная эластичность спроса |
изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса. | |
Эластичный спрос |
объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). | |
Совершенно эластичный спрос |
объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. |
по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.;
Нормальное (полноценное) благо |
Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. | |
Предмет роскоши |
Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. | |
Товар первой необходимости |
Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. | |
Неполноценное (низшее) благо |
Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. | |
Нейтральное благо |
Нет прямой зависимости междупотребление этого блага и изменением дохода. |
перекрестная – на ск-ко чувствителен спрос на продукт А при изменении цены на Б.
Коэф эл=процент роста/процент падения.
10) Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения и его эластичность.
Предложение–товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную(выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения. Закон изменения предложения.На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически.
Кривая предложения— это кривая, показывающая, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"