Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Микроэкономика".
По теории Маркса капитал бывает постоянный – он воплощен в средствах труда, его стоимость не меняется в процессе произв-ва, а передается готовому продукту; и переменный – он воплощен в раб. силе. Т.к. работник способен создать стоимость больше, чем стоимость собственной раб. силы, то прибыль капиталиста складывается из этого избытка (прибавочной стоимости).
Процент на рынке капитала формируется как равновесная цена спроса и предложения капитала. При капитализме процент составляет лишь часть прибыли, кот. делится на процент, и предпринимательский доход. Процент принимает форму цены капитала как товара, при потреблении кот. его стоимость и полезность сохраняются и даже увеличиваются. Ставка процента – отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
27) Оценка эффективности инвестиционных
проектов Ограниченность инвестиционных
ресурсов вызывает необходимость их эффективного
использования. При этом могут быть две
постановки задачи рационального использования
инвестиций: 1)если объем инвестиций для
осуществления проекта задан, то следует
стремиться получить максимально возможный
эффект от их использования;2)если задан
результат, который надо получить за счет
вложения капитала, необходимо искать
пути минимизации расхода инвестиционных
ресурсов. Экономическая эффективность
инвестиционного проекта — это категория,
отражающая соответствие инвестиционного
проекта целям и интересам его участников.
оценивать следующие виды эффективности
проекта.1. Эффективность проекта в целом.
Оценка эффективности инвестиционного
проекта в целом обычно производится с
общественной и коммерческой позиций,
причем оба вида эффективности рассматриваются
с точки зрения единственного участника,
реализующего проект за счет собственных
средств. Цели оценки эффективности
проекта в целом: определение потенциальной
привлекательности проекта для возможных
участников; поиск источников финансирования.
.2. Эффективность участия в проекте. Участниками
проекта могут быть предприятие, реализующее
проект, и его акционеры; банки, осуществляющие
кредитование проекта; лизинговая компания,
предоставляющая оборудование для проекта,
и т.д. Проект может затрагивать интересы
структур более высокого порядка (отрасль,
регион и т.п.), которые способны весьма
существенно повлиять на его реализацию.
Проект может быть общественно значимым
и требовать поддержки федерального, регионального
или местного бюджетов .Наличие нескольких
участников инвестиционного проекта предопределяет
несовпадение их интересов, разное отношение
к приоритетности различных проектов.
Для каждого участника характерно формирование
специфических потоков денежных средств
для расчета показателей эффективности
и, как следствие, возможное несовпадение
результатов оценки и решения об участии
в проекте. Поэтому следует определить
эффективность проекта для каждого непосредственного
участника. .Эффективность участия в проекте
включает:э ффективность участия предприятий
в проекте (эффективность инвестиционного
проекта отдельно для каждого предприятия-участника);
28)Причины неравенства доходов и благосостояния.Кривая Лоренца,коэффициент Джинни. Личный доход – доход домохозяйства в денежной и др. форме в течение определенного периода времени. Личный располагаемый доход – личный доход за вычетом воздействия инфляции и налогов. Основные причины неравенства доходов:
Графическим представлением степени неравенства в распределении дохода явл кривая Лоренца.
Показывает реальное распределение дохода по разным группам населения. Если каждая группа населения будет получать равную долю дохода (на 20% семей приходится 20% дохода), то это отразится в виде прямой абсолютного равенства - ОА.
Кривая Лоренца отражает фактическое распределение дохода. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерного распределения дохода. Чем больше вогнутость кривой Лоренца, тем более неравномерно распределены доходы. Если 1% всего населения будет получать весь доход, то это выразится в виде кривой абсолютного неравенства, которая образует прямой угол с осью доли семей. Кривая Лоренца используется для анализа распределения дохода в разные периоды времени, в определенных странах, между различными группами.
Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини, кот рассчитывается как отношение площади заштрихованного сегмента к площади треугольника ОАВ.
Децильный коэффициент неравенства доходов - отношение средней величины доходов 10% наиболее состоятельной части населения (ДДСН) к среднедушевому доходу 10% беднейшей части (ДДБН).
ДКНД = ДДСН / ДДБН
29)Провалы рынка.Основные
причины и случаи,
ФИАСКО РЫНКА – случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы.
Существует несколько факторов возникновения фиаско рынка:
.Внешние эффекты.Они заключаются в неспособности рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки успешно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров или услуг. Обыкновенно цены отражают хотя бы примерную величину альтернативной стоимости. Производители товара или услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости. В противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, когда действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в этой сделке ни продавцами, ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц, и никак не отражаемые в ценах, известны под названием внешних эффектов. Классическим примером внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Если не принимать его во внимание, как ограниченный фактор производства, и не включать в цену товара, при производстве которого она так или иначе пострадала, то в скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом.
Общественные блага.
Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:
* Лицо, осуществляющее предложение, может решить, что одним людям оно будет предлагать свой товар, а другим - нет, - это называется свойством исключения.
* Использование
единицы товара одним лицом
ограничивает возможность
Однако ряд товаров не обладает свойствами исключения и соперничества. Их называют общественными благами. Не обладающие свойствами исключения, они не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их сразу всем другим. Не обладающие свойством соперничества, они, будучи однажды предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим, без каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Если какая либо группа людей заплатила за оборону страны, все остальные не захотят делать взносы в то, чем можно пользоваться, но за что можно и не платить (проблема "зайцев"). Поэтому все захотят стать "зайцами" и национальная оборона не будет профинансирована вообще.
.Недостаточная конкуренция.
В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование, вплоть до истощения, ограниченных факторов производства.
Гиперинфляция.
При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической безработице.
30)Внешние эффекты,их
В рыночной экономике все отношения происходят между двумя сторонами – покупателем и продавцом. Но часто сделки затрагивают интересы третьих лиц. Это явление и называется внешними эффектами (или экстерналиями) – это издержки или выгоды, кот. распространяются на людей, непосредственно не осуществляющих матер. или денежных затрат, но использующих побочные результаты деят-сти других. Внешние эффекты могут быть положительными или отрицательными, быть связаны с произв-вом или потреблением.
Отрицательные внешние эффекты:
1. Внешние издержки произв-ва: MSC=MPC+MEC (где MSC – предельные обществ. изд.; MPC – предельные частные изд.; MEC – предельные внешние изд.). Если MSC>MPC, то внешний эффект отрицательный. Оптимум общества: MSC=MSB или MSC=P; оптимум производителя: MPC=MPB или MPC=P (где MSB – предельные соц. выгоды; MPB – предельные частные выгоды; P – цена).
2. Внешние издержки потребления (при MSB<MPB): MPB=MSB+MEB (где MEB – предельные внешние выгоды). Оптимум потребления: MPB=MPC. Оптимум общества: MSB=MSC.
Положительные внешние эффекты:
1 Внешние выгоды произв-ва: MSC<MPC. Оптимум производителя: MPC-MPB или MPC=P. Оптимум общества: MSC=MSB и MSC=P.
2. Внешние выгоды потребления: MSB>MPB. Оптимум потребителя: MPB=MPC или MPB=P. Оптимум общества: MSB=MSC или MSB=P.
Вывод: рыночная экономика поощряет произв-во и потребление, дающие отрицательные внешние эффекты, и не стимулирует произв-во и потребление с положительными внешними эффектами.
Теорема Коуза: если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат (максимизирующий ценность произв-ва) не зависит от изменений в распределении прав собственности. Суть в том, что проблема внешних эффектов может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами без вмешательства гос-ва. Условия достижения соглашения: четкое определение прав собственности; относительно невысокая стоимость соглашения, в кот. участвует небольшое кол-во лиц.
2)Предмет эк теории: различные подходы
Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.
В ее развитии можно выделить три этапа: экономия, полит. экономия и экономикс.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве. Её целью было воспитание достоиных граждан.
Становление капитализма предупредило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. В центре её внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем ее интересов стала первая школа полит экономии – меркантилизм.
Цель меркантилизма: поиск источников богатства, объектом наблюдений стала капитал. торговля, а предметом пристального внимания становится движение денег между странами.
Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсах. Основой предмета "экономикс" служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке.
Направления Экономикс:
Неоклассическое направление А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.
Кейнсианство. Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.
Монетаризм. Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.
Новая классическая экономика. Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.
Теория общественного выбора. Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.
Институционализм. Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.
Методы экономической теории:
1) Диалектического материализма – изучение какого-либо предмета или явления по его составным частям и в исследовании каждой из частей в отдельности (анализ), а затем в соединении частей в единое целое (синтез).
2) Метод научных абстракций – позволяет исследовать часть предмета, не принимая во внимание другие составляющие.
3) Рационалистическая методология- анализ объективной реальности в постоянной динамике, включая анализ внутренних связей, законов произв-ва, распределения, обмена и потребления.
4) Исторический метод – способ научного познания, представляющий исследование эк. Явлений и процессов в присущей им последовательности исторического развития.
5) Логический метод – способ научного познания, предполагающий всестороннее и углубленное исследование причинно-следственных связей между явлениями.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"