Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 15:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Микроэкономика".
Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Поскольку цена выше предельных издержек (Р > МС), в обществе не достигается аллокативная эффективность.Если спрос на продукцию фирмы очень низок, фирма может нести убытки. Если при этом цена равновесия фирмы покрывает средние переменные издержки, фирма может минимизировать потери, продолжая функционировать и производя продукцию в объеме, при котором МС = МR
Если же спрос совсем мал и цена равновесия не покрывает даже средних переменных издержек, фирма прекращает производить.Поведение монополии в долгосрочном периоде характеризуется следующими особенностями. По мере вхожде¬ния новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касать¬ся кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а, следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена рав¬новесия установилась на уровне средних издержек. т. Е— т долгосрочного равновесия фирмы при мон конк.
Обратим внимание, что точка равновесия не соответствует наи¬меньшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кри¬вая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных сред¬них издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность.
21)Поведение фирмы в условиях чистой монополии
В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает следующим классификационным признакам.1)В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия “фирма” и “отрасль” равнозначны.2)Поскольку произведенная фирмой продукция представляет собой все предложение товаров отрасли, фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами, или рыночной властью. Это означает, что фирма может поднять цены на свою продукцию и не потерять при этом спроса на нее. Такая фирма может считаться ценодателем в отличие от фирмы-ценополучателя при совершенной конкуренции.3)Доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован. Это достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров на пути “чужих” капиталов могут служить:1)патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать данный продукт или применять некоторую технологию;2)государственные лицензии или франшизы, разрешающие данный вид деятельности лишь одной фирме;3)владение редким сырьевым ресурсом. 4)большая капиталоемкость и экономия масштаба. Некоторые виды производства требуют для их начала крупных первоначальных инвестиций и являются рентабельными только при значительных объемах выпуска продукции. 5)Продукт фирмы/отрасли не имеет близких заменителей и в некотором роде уникален. Бриллианты являются наиболее типичным примером.6)Кривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон. Исследуя поведение фирмы-монополиста, сделаем следующие до¬пущения:1)фирма стремится максимизировать прибыль; монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;2)фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потребителям продукция фирмы продается по одной и той же цене;3)фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта предпосылка не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты. Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль.
Кривая спроса и кривая предельного дохода моно-иста
22)Поведение фирмы в условиях олигополии. Модели олигополии
Олигополия-одна из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чист моно¬п. Отличит призна¬ки:1)в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (2-5);2)эти фирмы настолько велики, что V производства каж¬д из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену;-продукт олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным;3)вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;4)кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.2 ключ характеристики:на¬личие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли.
Модель сговора. 2—4 фирмы-олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгод¬ные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, опре¬делив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каж¬дого участника в отраслевом производстве. Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и со¬вместно принимающих решения о ценах и объеме производства, на¬зывается картелем. Тайный сговор:Модель лидерства в ценах:существует достаточно большое кол-во фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Когда отсутствует явный лидер, фирмы могут следовать при це¬нообразовании каким-либо простым общепринятым правилам. Та¬кие правила игры правилами большого пальца.
Отсутствие сговора.:Модель ломаной кривой спроса предполагает, что в случае повы¬шения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее приме¬ру.. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется “излом”.
Модель Курно. одной из первых моделей олигиполии является модель дуополии (2 фирмы в отрасли). предпосылки:1)в отрасли существует лишь 2фирмы;2)каждая фирма воспринимает объем производства другой как данность;3)обе фирмы максимизируют прибыль.
В начальный момент в отрасли есть только одна фирма, производящая весь отраслевой объем про¬дукции. Появляется новая фирма и начинает функционировать, считая, что производство и цена “старой” фирмы остаются пре¬жними. Чтобы пробиться на рынок, новая фирма понижает цену на свой товар и отнимает некоторый сегмент рынка у старой фирмы. Старая фирма воспринимает сложившуюся ситуацию как данность и сокращает выпуск продукции соответственно снизившемуся на нее спросу. Теория игр рассматривает поведение на рынке как игру, в кото¬рой участвуют игроки, принимающие решения; имеются опреде¬ленные правила игры; по результатам игры начисляются призы или штрафы.
23)Равновесие на рынке ресурсов.
Равновесие на рынке факторов производства
Факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы. Фирма может использовать различные комбинации факторов производства.Критерий отбора комбинирования факторов производства — наименьшие издержки производства,
задача выбора наилучшего сочетания факторов производства решается путем сравнения:
а) рыночной цены фактора производства;
б) предельного, дополнительного продукта, который производится с помощью дополнительной единицы этого фактора производства.
Предельный продукт фактора производства — это прирост физического объема продукта при том, что затраченный на его производство дополнительный фактор производства возрос на какую-то минимальную величину (одну единицу).
Для сравнения берется не весь произведенный продукт, а только его прирост (предельный продукт). Это связано с тем, что для определения стратегии и тактики поседения фирмы на рынке факторов производства важно знать изменяющуюся часть (прирост) продукта, а также за счет чего этот прирост можно обеспечивать, на чем можно сэкономить деньги.
Тем самым сравнение величины предельных продуктов, полученных от использования дополнительных единиц различных факторов производства, позволяет предпринимателям добиваться оптимальной организации производства. Если один фактор дороже, его заменяют другим, происходит как бы конкуренция между дополнительными факторами производства за предельный продукт.
В результате такой конкуренции образуется равновесие факторов производства, т. е. их более или менее устойчивое сочетание.
Процесс замещения одного фактора другим прекращается по достижении состояния равновесия, когда на 1 рубль любого фактора производства получается равный предельный продукт и равный доход после его продажи.
Любое предприятие (фирма) на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда и капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.
Главный интерес фирмы как продавца в соответствии с законом предложения — продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.
На рынке факторов производства предприятия выступают как носители спроса и стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса; больше покупок ресурсов по более низким ценам.
Купив факторы производства и организовав процесс изготовления товара, предприниматель впоследствии получит доход от продажи готовых изделий. Доход этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента — от величины стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль — от величины приведенного в действие капитала.
Именно производство (величина издержек производства) определяет и структуру покупок факторов производства
24)Особенности формирования цен на рынке труда. Заработная плата.
Рынок труда – система экономич. механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство раб. силы и ее использование. Труд – целесообразная деят-сть человека, реализация его умственных и физических возможностей в процессе произв-ва; это процесс потребления раб. силы; он отличается осознанностью действий, направлен на достижение опред. результата.
На рынке труда работник продает не свой труд, а способность к труду – раб. силу, причем на время. По теории К. Маркса труд не может быть товаром, т.к. не существует до начала произв-ва, и не имеет стоимости, т.к. стоимость сама определяется по затратам труда. Раб. сила – товар, имеющий опред. стоимость (цену) и потребительную стоимость (полезность). Стоимость раб. силы определяется общественно необходимым временем на воспроизв-во раб. силы и стоимостью жизненных средств, необходимых для воспроизв-ва. Обеспечение нормального воспроизв-ва раб. силы составляет экономическую функцию з/п. Специфика полезности раб. силы как товара: раб. сила способна производить стоимость больше, чем собственная. Эта разница составляет прибавочную стоимость.
В основе теории з/п лежит вопрос о вознаграждении за труд. Заработная плата – цена услуг труда, факторный доход наемного работника. Номинальная з/п – сумма денежных средств, полученных работником за отработанное время. Реальная з/п – кол-во товаров и услуг (экономич. благ), кот. можно приобрести за номинальную з/п. Объем реальной з/п зависит от объема номинальной з/п, уровня цен, уровня инфляции. основные формы з/п: сдельная – определяется величиной выполненной работы (кол-вом выпущенной продукции) и сдельными расценками за единицу продукции; повременная – размер з/п устанавливается в зависимости от отработанного раб. времени.
25)Особенности формирования цен на землю. Земельная рента. Арендная плата и цена на землю.
К понятию земля относятся не только географические территории, но и все заключенное в недрах земли, леса, гидроресурсы. Из-за современных экологических проблем значение земли как ресурса и места проживания возрастает. Хозяйство на земле в большинстве стран организовано на рыночных (капиталистических) началах. Здесь сталкиваются интересы земельных собственников, капиталистов-арендаторов и наемных рабочих. Формируются 2 вида монополии: монополия частной собственности на землю и монополия на землю как объект хоз-ва. Специфика рынка земли в том, что в рамках нац. экономики предложение земли и природных ресурсов абсолютно неэластично в краткосрочном периоде.
Типичная ситуация: предприниматель берет участок земли в аренду и исп. наемный труд. По теории Маркса созданная рабочими прибавочная стоимость делится на 2 части: одна образует прибыль арендатора, другая выплачивается земельному собственнику в качестве ренты. Т.о. земельная рента – экономич. форма реализации частной земельной собственности; это плата за исп. земли и др. природных ресурсов, предложение кот. ограничено.
Капиталистическая земельная рента существует в двух основных формах. Дифференциальная з.р. получается из дифференциальной избыточной прибыли из-за монополии на землю как объект хоз-ва. Количественно она равна разности между обществ. и индивидуальной ценами произв-ва. Ее особенность в том, что до истечения срока аренды дифференциальную прибыль получает арендатор, а после – землевладелец. Абсолютная з.р. – рента, уплачиваемая со всех без исключения участков за право ведения на них хоз-ва. Возникает из-за монополии частной собственности на землю. Количественно она равна разности между всей массой прибавочной стоимости и средней прибылью или разности между обществ. стоимостью и обществ. ценой произв-ва.
Арендная плата – определенная договором сумма денег, уплачиваемая арендатором землевладельцу. Она складывается из самой земельной ренты, ссудного процента за пользование строениями и сооружениями на участке земли, амортизационных отчислений.
Владение землей сопряжено с опред. выгодами и затратами. Предельный доход землевладения связан с получаемой рентой, а предельные издержки – с рыночной ставкой ссудного процента. Т.о. цена земли=(годовая рента / ставка ссудного процента)*100%. Цена земли – это капитализированная земельная рента. Она показывает, какую сумму денег надо положить в банк, чтобы при действующей рыночной ставке процента получать доход, равный данной земельной ренте.
26)Капитал и прибыль. Процент как цена капитала.
Понятие капитала неразрывно связано с понятием прибыли. Капитал не расходуется окончательно и пускается в оборот с тем, чтобы вернуться к владельцу и принести доход в виде прибыли. Капитал – это ценность, приносящая доход ( ценные бумаги, человеческий капитал, земля, производственные фонды); это все произведенные ранее блага и средства произв-ва. Физический капитал: строения, машины и оборудование, сырье и материалы. Нефизический капитал: человеческий капитал, «доброе имя» фирмы, научный потенциал.
Все трактовки обязательно подчеркивают существование капитала во времени. С ходом времени капитал может обесцениваться (амортизироваться). С другой стороны, стоимость капитала может возрастать благодаря инвестициям, источником кот. является прибыль – разность между общей выручкой и общими затратами.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"