Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 10:40, шпаргалка
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?
1 вопрос.
|
2 вопрос. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.
Фома Аквинский стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг.), который в конце IV - начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.
В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались.
Авторы церковных законов (канонов) выступали против презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. В период позднего средневековья товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение. Поэтому поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы и причины социального неравенства.
Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств(ссылки на тексты священных писаний) и морально-этическая характеристика экономических категорий.К этим принципам поздние канонисты прибавили принцип двойственности оценок.
Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из божественного предназначения, то Аквинат уточняет это доказательство: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям».
Разделение труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли).
Богатство рассматривалось ранними канонистами как совокупность материальных благ и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.
«Справедливая цена» - эта категория подменяла понятие «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.
Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск.
Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
3 ВОПРОС. Меркантилизм как направление экономической мысли эпохи первоначального накопления капитала
меркантелизм - направление в буржуазной политической экономии и экономическая политика государств эпохи первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.), которая отражала интересы торгового капитала , когда он был еще соединен с промышленным капиталом. Меркантилисты считали, что прибыль создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах. Поэтому меркантилистская политика была направлена на привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Первые меркантилисты (Стаффорд и др.) настаивали на запрещении всякого вывоза денег из страны. Они ставили своей целью любыми средствами осуществить накопление денег в стране посредством вывоза товаров на внешний рынок. С ростом капиталистических форм хозяйства и расширением внешней торговли становилась очевидной нецелесообразность политики, ставящей своей целью удерживать деньги от обращения. На смену политике активного денежного баланса пришла политика торгового баланса. Ее сторонниками были поздние меркантилисты (Т. Мен, А. Серра и др.). Они считали, что государство должно иметь активное сальдо по торговому балансу, страна не должна ввозить больше товаров, чем вывозить. С этой целью поощрялось развитие промышленности, производящей продукцию на экспорт. Меркантилизм считал источником богатства внешнюю торговлю, а поскольку товары для экспорта поставляются ремеслами, меркантилисты приходили к выводу о необходимости развития ремесленного производства. Капиталистическое производство только что зарождалось, и взгляды меркантилистов были обусловлены уровнем экономического развития того времени. Начиная с середины XVII в. происходит разложение меркантилизма, так как по мере развития капитализма основной формой увеличения богатства становится капиталистическое производство. Меркантилизм, по характеристике Маркса, был предысторией политической экономии. «Подлинная наука современной политической экономии начинается лишь с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства». Для своего времени политика меркантилизма была прогрессивной, она способствовала развитию первых крупных капиталистических предприятий — мануфактур, содействовала развитию производительных сил, победе капитализма над феодализмом. Меркантилизм как течение буржуазной экономической мысли сменяется физиократизмом.
4 ВОПРОС. Экономическая теория физиократов.
Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буа-гильбера. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774). Его основное произведение - "Экономическая таблица" (1758). Вторым важнейшим представителем школы физиократов был Анн Роберт Жак Тюрго(1727-1781). В 1766 г. вышло его основное произведение "Размышления о создании и распределении богатств". Тюрго глубже проник в суть капитализма. Он более четко, чем Кенэ и другие физиократы, определил содержание важнейших экономических категорий'.
Физиократизм (власть природы) достиг своего пика к 60-70-м гг. XVIII в. По своей классовой природе он был выразителем интересов крупного капиталистического фермерства.
Центральное место в экономическом учении физиократов принадлежит проблеме "чистого продукта". Они отвергли меркантилистское представление о богатстве как скоплении драгоценных металлов в стране.
Заслуга физиократов состоит в перенесении вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Однако они ошибочно считали только земледелие той сферой, где создается "чистый продукт" и происходит увеличение богатства. Промышленность они определили как бесплодную сферу, не создающую "чистого продукта". Это различие обеих отраслей состоит в том, что в земледелии, в отличие от промышленности, работает природа, земля. Следовательно, сводили "чистый продукт" к физическому дару природы.
Физиократы ввели в научный оборот понятия "первоначальные авансы" и "ежегодные авансы". (Выражаясь современным языком, речь идет об основном и оборотном капитале). Под первоначальными авансами они понимали затраты на земледельческое оборудование, а под ежегодными авансами - затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы.
Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Этот процесс отражен в "Экономической таблице" Кенэ. Она содержит в себе учение о "чистом продукте", производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества. Кенэ рассматривал процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта не в виде отдельных актов купли-продажи, а как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. В этом состоит его научный подход к теории воспроизводства.
5 ВОПРОС. Классическая политическая экономия.
Классическая политическая экономия — одно из крупнейших
направлений экономической мысли. В его
рамках был разработан ряд экономических
теорий и выведен ряд экономических законов.
Сформулирована важнейшая парадигма экономичес
В классической экономической
теории экономика обладает способностью к саморегулированию
и полному использованию своих ресурсов,
а любое производство организуетс
Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля[1].
Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"