Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 10:40, шпаргалка

Описание работы

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Файлы: 1 файл

otvety_ieu.docx

— 90.71 Кб (Скачать файл)

Все обоснование существа рассматриваемого процесса - логическое продолжение и "развертывание" исходных постулатов о двойственном характере труда и двух факторах товара.

5. Прибавочная стоимость  лежит в основе доходов владельцев  капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, ибо труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам. Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

15 вопрос. Концепция “национальной экономики” Ф.Листа.

Теоретическая концепция национальной экономии была сформулирована немецким экономистом первой половины ХIХ в. Фридрихом Листом

(Friedrich List) 1789–1846 гг. в работе «Национальная система политиче+

ской экономии» (Das nationale System der politischen Оkonomie, 1841 г.).

Немецкий ученый проводил различие между национальной и кос(

мополитической экономией, «которая учит, как может обеспечить себе

благосостояние весь человеческий род».

1

 Ф. Лист считает, что полит+

экономия классиков является по сути космополитической, предлагаю+

щей универсальные рецепты универсального развития для всех стран.

Ученый вводит в экономическую науку идею национальных особенно+

стей экономики, изучением которых и должна заниматься наука нацио+

нальная экономия.

В своей основной работе немецкий экономист критикует классиков

за то, что они говорили о фритредерской торговой политике как о не+

коем абсолюте. Ф. Лист пытается доказать, что фритредерство годит+

ся лишь для очень развитых стран (как Англия в XIX в.) и для отста+

лых  государств. Страны же среднего уровня развития экономики

нуждаются в протекционистской политике (например, Россия и Гер+

мания). Немецкий ученый излагает интересный вариант развития хо+

зяйства в ведущих государствах (Италии, Нидерландах, Великобри+

тании, Испании, Португалии, Франции, Германии, России, США).

Вместо принципа «экономической свободы» ученый выдвигает

принцип «промышленного воспитания нации». Нация рассматрива+

ется немецким экономистом как целостная система с точки зрения

языка, нравов, исторического развития и государственного устрой+

ства. Экономика является второстепенной составляющей развития

нации. Ф. Лист полагает, что отдельные поколения должны жертво+

вать своим благосостоянием ради развития и сохранения нации. Он

также предлагает возродить протекционистскую политику, защищая

неразвитые отрасли экономики.

Ф. Лист полагает, что нация должна иметь одинаково развитые про+

изводительные силы в сельском хозяйстве, промышленности и внеш+

1

 Цит. по: Кейнс Дж. Н. Предмет и метод политической экономии. М., 1899.

С. 59.

®Национальная экономика

ней  торговле. Необходимо развитие морского и железнодорожного

транспорта, совершенствование технических знаний и умений. Про+

изводительные силы в концепции Ф. Листа занимают более важное

место, нежели потребительские блага, которые могут быть произведе+

ны при заданном уровне производительных сил. Весьма важную роль

играет в его системе индустриализация: «Лист склонен отождествлять

сельское хозяйство с бедностью и низким уровнем культуры, в то время

как промышленность и урбанизация приносят благосостояние и куль+

турные достижения».

1

К производительным силам он относит кроме собственно эконо+

мических учреждений суд присяжных, парламентское правительство,

свободу мысли, совести, печати, контроль администрации.

Ф. Лист полагал, что меркантилистская теоретическая система яв+

ляется более верной, чем классическая теория. Главным недостатком

классической системы является то, что она пропагандирует индиви+

дуализм и космополитизм, оставляя за пределами анализа экономи+

ческие проблемы нации.

Немецкий ученый разработал представление о том, что страна, отста+

лая в экономическом развитии, должна пользоваться не сегодняшним

опытом стран, достигших определенных успехов, а их опытом в прошлом,

когда и их экономика находилась в плачевном состоянии.

Он признает главным фактором возникновения земельной ренты

не различия в плодородии земель, а отдаленность от рынков сбыта.

Различия в экономической политике государств зависят, согласно

Ф. Листу, от их географического положения. Так, Англия за счет сво+

его островного положения, а также того, что ей не требуется большая

армия, нуждается в свободной торговле. Для государства, подобного

Германии, расположенного на континенте, раздробленного на отдель+

ные полунезависимые государства, более полезным является протек+

ционизм.

16 вопрос. Вклад германской исторической школы в развитие экономической науки.

17 вопрос. Маржиналистская революция в экономической науке.  Смена классической политэкономии на теорию маржинализма, произошедшая в последней трети XIX в., была обусловлена не только исчерпанием творческого потенциала классической политэкономии, но и определенными «внешними» причинами. Одна из них заключалась в изменениях экономических отношений, происходивших в это время. Развитие свободной конкуренции достигло своего апогея в период экономического подъема 60-х гг. XIX в., но затем в 70—80-х гг. наступила фаза спада большого экономического цикла, выражавшегося в длительной депрессии мировой экономики. Выход из депрессии в 1890-е гг. ознаменовался появлением первых монополий, но время теоретического осмысления новой системы монополистической конкуренции пришло позже, а пока в последней трети XIX в. налицо было ужесточение конкуренции. Любой кризис ведет к более пристальному изучению действительности, к переоценке ценностей и восприятию новых идей, которые раньше игнорировались. Такими стали идеи маржиналистского анализа ценообразования. Новая теория соответствовала потребностям предпринимательства, так как теперь вместо вопросов классической политэкономии: «Что представляют собой эти экономические явления?» маржиналисты ставили вопрос: «Как эти явления взаимодействуют?», и следовательно: «Как они могут взаимодействовать наиболее эффективно?» Тезис о взаимодействии выводил на проблему равновесной экономической системы как на микро-, так и на макроуровне (фирма и народное хозяйство). (Наиболее общее, формальное понятие равновесной системы представляет ее как определенное множество взаимосвязанных элементов.) Первый этап «маржиналистской революции» относился к началу 70-х — середине 80-х гг. XIX в. Конечно, здесь надо иметь в виду, что экономисты, разделявшие идеи первого этапа, продолжали жить и работать и в более позднее время. Как уже говорилось, основными теоретиками первого этапа были австриец К. Мен- гер, англичанин У.С. Джевонс и француз Л. Вальрас. Из них широкое признание при жизни получил только Менгер, имевший учеников и последователей, объединяемых понятием «австрийская школа». 
   Маржиналисты первого этапа сохранили идею стоимости как исходной категории, но заменили саму теорию стоимости. Теперь стоимость определялась уже не затратами на производство товара, как в классической политэкономии, а предельной полезностью товара. Соответственно, поменялся предмет изучения. Если раньше главной, первичной сферой экономики считалось производство (предложение), то теперь такой сферой стало потребление (спрос). Поскольку полезность — понятие субъективное, новое теоретическое направление называлось первоначально «субъективным».  Второй этап «маржиналистской революции!» относится ко времени середины 80-х — конца 90-х гг. XIX в. Ведущими теоретиками здесь были англичанин А. Маршалл, американец Д.Б. Кларк и итальянец В. Парето. Они отказались от понятия «стоимость», от принципа исходной категории, от причиїнно-следственной трактовки экономических связей, заменив ее; трактовкой функциональной. В результате они объединили две теории стоимости (определяемой полезностью и определяемой производственными затратами), одновременно отказавшись от самого понятия стоимости и оставив только понятие цены, в равной степени зависящей от спроса и предложения. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли цена полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли листок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц», — писал А. Маршалл. «Отныне можно сказать, — отмечал другой представитель второго этапа В. Парето, — что всякий экономист, ищущий причину стоимости, тем самым обнаруживает полное непонимание синтетического явления равновесия».  На втором этапе «маржиналистской революции» изменился и предмет исследования. Отказ от причинно-следственного подхода означал и отказ от выделения главной, первичной сферы экономики. Теперь предметом стала экономика в целом. Поскольку втом числе предметом исследования снова стала сфера производства (наряду со сферой потребления), маржиналисты второго этапа получили также название «неоклассики». При этом они остались маржиналистами, более того, предельные величины стали использоваться не только применительно к проблемам спроса, но и к проблемам предложения. на рубеже XIX и XX вв. в экономической науке появилось новое теоретическое направление, опирающееся на работы представителей второго этапа «маржиналистской революции» А. Маршалла, Д.Б. Кларка и В. Парето. (Австрийская школа, лидировавшая на первом этапе «маржиналистской революции», отошла на задний план, хотя полностью не исчезла и имела продолжение в лице неоавстрийской школы.) Предметом исследования маржиналистов стала экономика, рассматриваемая как равновесная система с ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов. (Деньги трактовались как нейтральный, связующий их элемент.) Главной задачей исследования стал поиск такого варианта функционирования хозяйственного механизма, который обеспечивал бы оптимальное использование ресурсов с целью максимизации прибыли фирмы (микроэкономика) или общественного благосостояния (макроэкономика). Анализ экономических процессов предполагался только количественный, поэтому качественные (социальные) стороны экономики были вынесены за рамки исследования. Сама экономика в период зарождения маржиналистского направления рассматривалась как рынок совершенной конкуренции, т.е. рынок однородных товаров, продавцы и покупатели на котором действуют рационально, обладают полной экономической информацией и полной свободой действий и передвижения. Другим обязательным условием в теориях маржиналистов рубежа XIX—XX вв. было отождествление равновесия с экономической статикой. Динамика же трактовалась как временное нарушение равновесия, во время которого основные постулаты маржиналистской теории не действуют. 
   Дальнейшее развитие маржиналистского направления в экономической науке заключалось в создании теорий, выходящих за рамки указанных ограничений.

 

18 вопрос. Австрийская школа. Экономические взгляды К.Менгера, Е.Бем-Баверка и Ф.Визера.

Долгое время австрийская школа рассматривалась в западной экономической литературе лишь как одна из движущих сил маржиналистской революции, которая достигла меньших успехов, чем остальные, поскольку не владела математическим аппаратом. Такая оценка сложилась в середине 30-х годов XX в., когда различные направления маржинализма, казалось, навсегда слились в едином неоклассическом потоке и к тому же были отодвинуты на второй план в результате следующей революции в экономической науке -- кейнсианской. Но в начале 70-х годов в ходе ослабления кейнсианства и возрождения острого интереса к микроэкономическому анализу выяснилось, что могикане австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек (последний получил в 1974 г. Нобелевскую премию) пронесли через все эти годы некоторые важнейшие особенности австрийской школы, не давшие ей слиться полностью с неоклассической парадигмой.

Таким образом, по сравнению с лозаннской и кембриджской (англо-американской) школами маржинализма австрийская школа оказалась наиболее четко очерченной и долговечной. Можно с большой степенью уверенности назвать известных экономистов, принадлежащих к разным поколениям австрийской школы, включая наших современников. Это ее основоположник К. Менгер, его ученики Е. Бём-Баверк и Ф. Визер (хотя слушать лекции К. Менгера в Венском университете им не довелось, оба окончили его незадолго до того, как автор "Оснований политэкономии" получил там профессорскую кафедру), ученики Е. Бём-Баверка Л. Мизес и Й. Шумпетер, ученик Л. Мизеса Ф. Хайек и его ровесники Г. Хаберлер, Ф. Махлуп, О. Моргенштерн (один из основателей теории игр), последователи Л. Мизеса и Ф. Хайека И. Кирцнер, Л. Лахманн, Э. Штрайслер и др. все категории экономической науки австрийцы стремятся вывести только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Как настойчиво подчеркивает Менгер, любые блага сами по себе, с точки зрения экономиста, лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придает им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта.

Так, сущность процента состоит у них в разной оценке субъектом настоящих и будущих благ, издержки производства -- в упущенной пользе, которую, как ожидается, производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены не так, как на самом деле, а иначе, и т. д. При этом субъект у австрийцев не гарантирован от ошибок (он может, к примеру, неверно оценить свои будущие потребности и средства их удовлетворения), и эти его ошибки не будут "отброшены" рынком, а сыграют свою роль, участвуя наравне с более правильными оценками, в определении цены данного блага. австрийцы не употребляют не только математические методы исследования, но даже геометрические иллюстрации своих теоретических положений (как Джевонс и Маршалл). Эта черта австрийской школы бросается в глаза каждому, кто перелистает эту книгу, -- вы не найдете в ней не только дифференциальных уравнений, но и привычных диаграмм с кривыми спроса и предложения. 

19 вопрос. Лозаннская школа. Экономические взгляды Л.Вальраса и В.Парето.

Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX — начала XX века.

Основные представители: Леон Вальрас (1834 - 1910), Вильфредо Парето (1848 - 1923).

Основные работы: Л. Вальрас «Элементы чистой политической экономии» [«Elements d’economie politique pure»] (1874); В. Парето «Учебник политической экономии» [«Manuale di economia politica»] (1906).

Вальрас был первым, кто разработал теорию общего экономического равновесия. Общее экономическое равновесие — это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый хозяйствующий субъект максимизирует свою целевую функцию полезности при заданных бюджетных ограничениях. Вальрас делит все народное хозяйство на четыре рынка: рынок предметов потребления, рынок факторов производства, рынок денежных капиталов и рынок денег как средства обращения — и находит условия равновесия (системы уравнений) на каждом из них Рынок денег Вальрас характеризует следующим образом: «Цена фактора денежных знаков повышается или понижается в зависимости от соответствия желаемой кассовой наличности реальному количеству денег». 
 
В то же время Вальрас доказал, что экономика стремится к общему равновесию, но никогда его окончательно не достигает. 
В своей модели общего экономического равновесия Вальрас скорее сформулировал проблему, но окончательно математически не решил ее. В последующий период целый ряд ученых, начиная с исследований А. Вальда (1936) и кончая моделью Эрроу— Дебре (1954), продолжали ее математически совершенствовать. Если Вальрас рассматривал модель общего экономического равновесия только для условий совершенной конкуренции, то Парето рассматривает эту проблему для трех типов экономики. В первом случае потребители и производители принимают свободные рыночные цены как данное и пытаются достигнуть своих целей, приспосабливаясь к этим ценам. В отличие от марксистов, утверждавших в начале XX в., что при социализме не будет товарно-денежных отношений, а будет прямое распределение продуктов, Парето доказывал, что для достижения общего экономического равновесия и при социализме необходимо соблюдение стоимостных пропорций. «...Если бы социалистическое государство подавило всякую возможность обмена... цены, несмотря на это, не исчезли бы, оставаясь как минимум счетным средством в распределении товаров». 
 
Таким образом, Парето делает вывод, что, если предположить, что государство способно рассчитать равновесные цены, «чистая экономика не дает нам решающего критерия для выбора между организацией общества, основанной на частной собственности, и социалистической организацией. Эту проблему можно решить лишь с учетом других составляющих данного феномена».

20 вопрос. АЛЬФРЕД МАРШАЛ.Крупнейший представитель неоклассического направления Альфред Маршалл (1842—1924) известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Большую часть жизни он преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете. В 1890 г. вышел его главный труд «Принципы экономической науки», который выдержал много изданий и в течение нескольких десятилетий служил основным учебником в США, Англии и других странах. Равновесная цена, по Маршаллу, это та максимальная цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из субъективной оценки полезности товара), и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласенпродать товар (исходя из уровня издержек на его производство). Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». А. Маршалл не ограничился только моделью «мгновенного равновесия», а исследовал, что произойдет со спросом, если изменятся такие факторы, как вкусы потребителей и их доходы, число потребителей, цены на товары-заменители («субституты») и взаимодополняющие («комплементарные») товары. Аналогичным образом ученый исследовал факторы, влияющие на предложение (среди них — технология производства, цены на ресурсы, налоги и субсидии и т. п.).

Маршалл пришел к выводу, что под влиянием названных факторов происходит смещение кривых на графиках, а следовательно, меняется и уровень равновесной цены. Создание теории цены равновесия принесло А. Маршаллу титул «величайшего экономиста XIX века». Во всяком случае, так называл А. Маршалла его самый знаменитый ученик — создатель теории регулируемого капитализма Джон М. Кейнс.

ВОПРОС 21. ТЕОРИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПИГУ. А.Пигу (1877—1959), книга которого “Экономическая теория благосостояния” вышла в свет в 1924 г. Целью своего исследования Пигу поставил разработку практического инструментария для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теории убывающей предельной полезности, субъективно-психологического подхода в оценке благ и принципа утилитаризма. Можно с полным правом сказать, что Пигу завершил создание неоклассической теории благосостояния.

В центре теории Пигу стоит понятие национального дивиденда, или национального дохода, рассматриваемого как чистый продукт общества, как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги. И этот показатель Пигу считает не только мерой эффективности производства, но и мерой общественного благосостояния*1*. Как видим, подход Пигу к проблеме благосостояния предполагает взгляд с позиции всего общества, а не индивида. Но, что любопытно, этот подход применяется с использованием таких понятий, как индивидуальная функция удовлетворения, частная выгода от производства и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"