Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 10:40, шпаргалка
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?
6 ВОПРОС. А.Смит – экономист мануфактурного периода.
Адам Смит (1723—1790 гг.) был сыном таможенного чиновника, получил хорошее образование. А. Смит -- второй крупнейший представитель английской классической политической экономии, начало которой положил В. Петти. Эпоха Смита была периодом расцвета английской мануфактуры, кануном промышленного переворота. Маркс назвал Смита обобщающим экономистом мануфактурного периода. Появление «Богатства народов» было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания.
В своем исследовании
Смит исходит из представления, что люди
наделены некоторыми естественными свойствами,
которые не зависят от общественного строя.
Одним из таких свойств — эгоизмом люди
руководствуются в своей хозяйственной
деятельности. Каждый отдельный человек
стремится к наиболее выгодному приложению
капитала. Экономическая жизнь,
в понимании Смита,— это процесс, который
подчинен объективным, не зависящим от
желания отдельных лиц законам. Смит считал
эти законы естественными, пытался вывести
их из природы человека. Смит стремился
выяснить, от чего зависят «естественная
цена», «естественная норма» заработной
платы и т. п. ^ Заработная плата - это
«продукт труда», вознаграждение за труд.
Размер заработной платы зависит от экономической
ситуации в стране, поскольку при увеличении
богатства увеличивается спрос на труд.
Прибыль - это «вычет из продукта труда», разница
между стоимостью произведенного продукта
и заработной платой рабочих.
^ Земельная рента - это также «вычет из продукта труда»,
который создается неоплаченным трудом
работников.
Капитал - это часть запасов, на которую
капиталист ожидает получить доход. Главный
фактор накопления капитала - бережливость.
А. Смит ввел деление капитала на основной и оборотный.
7 ВОПРОС. РИКАРДО - ИДЕОЛОГ ЭПОХИ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Д. Рикардо ( 1772- 1823 ) - буржуазный идеолог
эпохи промышленной революции. Давид Рикардо
явился крупнейшим продолжателем учения
Адама Смита. В трудах Рикардо классическая
буржуазная политэкономия достигла значительных
успехов в познании внутренних закономерностей
капиталистического способа производства.
Главные достижения Рикардо были использованы
К. Марксом в его экономическом учении
путем критической переработки.
В эпоху промышленной революции в Англии
на смену мануфактурному производству
пришла машинная индустрия. Предпосылкой
и следствием этого процесса явилось накопление
капитала и одновременно всеобщее распространение
наемного труда. Этот период совпал с годами
жизни Рикардо, который придавал огромное
значение применению машин и его влиянию
на положение основных классов общества. Рикардо ясно видел и отразил в своей
книге противоположность экономических
интересов буржуазии и рабочего класса.
Однако главную угрозу для прогрессивного
промышленного развития и накопления
капитала он видел в росте экономического
и политического влияния землевладельцев,
в том, что их доходы в форме земельной
ренты поглощали растущую долю национального
дохода. Основную задачу политической
экономии он видел в установлении законов
распределения “продукта земли” (т. е.
национального дохода и национального
богатства) между тремя главными классами
общества. В этом было достоинство методологии
Рикардо, но недостаток ее состоял в том,
что он не связывал способ распределения
со способом производства материальных
благ. . В основу всей своей концепции
он положил закон стоимости - определение
стоимости товаров рабочим временем. Он
исследовал, насколько все экономические
категории и явления соответствуют или
противоречат этому основному принципу Хотя учение Рикардо
было популярно и оказало большое влияние
на последующее развитие экономической
науки, непосредственных продолжателей
у него не нашлось. Люди, которые объявляли
себя его учениками и последователями,
на деле скоро отказались от основ его
учения, стали утверждать, что капитал
создает стоимость наряду с трудом и имеет
законное право на вознаграждение. Используя
слабые места Рикардо, теоретические противники
остро критиковали его учение. Наконец,
социалисты (Оуэн и др.) пытались повернуть
рикардианство против буржуазии, но, стоя
на утопических позициях, не могли сделать
это с успехом.
8 ВОПРОС.
9 ВОПРОС. Экономические воззрения социалистов-утопистов (К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна. Роберт Оуэн (1771-1858) — английский социалист-утопист. не допускал положения о том, что ценность товара включает в себя еще и прибыль. Именно несправедливость возникновения последней, на его взгляд, является причиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.
Не разделял Р.Оуэн и малътусовскую теорию народонаселения, полагая, что «при правильном руководстве физическим трудом... страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большой выгодой для всех жителей»2. он фактически на полвека опередил соответствующее фабричное законодательство3:
1) сократив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов;
2) отказавшись пользоваться трудом детей в возрасте менее 10 лет и создав для них школы, которое впервые были абсолютно светскими;
3) уничтожив штрафы, которые были тогда весьма обычными.
В своих многочисленных публикациях Р.Оуэн пытается обосновать концепцию «разумного устройства общества». По его замыслу, основным требованием при переходе к такого рода новому обществу является устранение посредством принятия «разумных законов» самих причин, вызывающих надобность в «ничего не производящих потребителях» и тем самым предотвратить катастрофу насильственного ниспровержения «всей социальной системы». Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760—1825) — французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, — является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) и др.
Для К.Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости. К.Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею». Историзм в методологии К.Сен-Симона своеобразен настолько, что в его понимании разложение феодализма завершится тогда, когда обществом будут добровольно оплачены «все расходы по переходу от феодальной системы, видоизмененной в конституционный режим, к системе чисто промышленной...». класс «промышленников» прежде всегда противостоял двум другим «непромышленным классам» — дворянам и буржуа. Судя по определению К.Сен-Симона, «промышленник» — это земледелец и каретник, слесарь и столяр, фабрикант и купец, извозчик и матрос, т.е. все те, кто «составляет три крупных класса, которые называются земледельцами, фабрикантами и торговцами». К.Сен-Симон убежден и в необратимости итогов «нынешней революции», полагая, что благодаря ей впредь благосостояние государства начнет развиваться с необычайной быстротой и что поэтому «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа». Шарль Фурье (1772—1832) — французский социалист-утопист, предложивший не менее оригинальную модель «справедливого» социального устройства будущего, чем его современники Р.Оуэн и К.Сен-Симон. Наиболее значительными публикациями этого ученого являются «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829), «О трех внешних единствах» (посмертно, 1845) . Он предлагает покончить с порочной эксплуататорской системой так называемого цивилизованного общества и перейти посредством реформ к новому «социетарному миру», осознав заранее (благодаря агитации, пропаганде и личному примеру) достоинства рекомендуемых им ассоциативных образований — «фаланстеров». Ш.Фурье приходит к заключению о том, что экономика свободной конкуренции неоправданно расширяет армию «торговцев и торговых агентов» — представителей «паразитирующего» и «второстепенного класса», сумевшего подчинить себе «все основные классы... и. даже правительство» и превратиться в «чудовищную силу, ибо она уклоняется от вмешательства правительства...».
10 вопрос. Общая характеристика экономического либерализма первой половины XIX века.
Либерализм укрепил свои позиции
в процессе реформ в России середины XIX
в. Он преследовал цель преобразования
общественного, политического и государственного
строя в соответствии с образцами европейского
пути развития. Основные положения этой
политико-правовой концепции сводились
к утверждению капитализма со свободой
предпринимательства и частной инициативы,
неотьемлимостью прав и свобод личности,
наличием политического плюрализма, всеобщим
избирательным правом, светским характером
общества, установлением "правового
государства", формой правления - конституционная
монархия или республика, обеспечением
режима законности и правопорядка. Одной
из центральных тем либеральной политико-правовой
мысли стало воспитание уважения к праву. Крупнейшим
представителем либералов государство
- "высшая был юрист, социолог, историк
и общественный деятель Борис Николаевич
Чичерин (1828-1904).Суть либерализма, по Чичерину,
состоит в представлении о человеке как
о существе свободном, которое в таком
качестве вступает в общество. Он остается
свободным даже тогда, когда ограничивает
свою волю совместной волей других, подчиняясь
гражданским обязанностям и повинуясь
власти. Он и здесь сохраняет свое человеческое
достоинство и прирожденное право на беспрепятственное
развитие своих разумных сил.
Либерализм, по Чичерину, предстает в нескольких
главных направлениях. Низшую ступень
занимает либерализм уличный, который
подвержен своеволию, он больше всего
любит шум, ему хочется волнения для волнения.
Одним из лидеров либерального движения
был представитель социологической школы
права профессор Московского университета,
Председатель Государственной думы Сергей
Андреевич Муромцев (1850-1910).
11 вопрос. Ж.Б.Сэй – родоначальник и главный представитель французской экономической мысли 20-30-х годов XIX века.
12 вопрос. Экономические взгляды Т.Мальтуса. Т. Мальтус (1766- 1834) вошел в историю
экономической мысли как человек одной
идеи, одного закона, а именно как автор
"закона народонаселения". Мальтус
утверждал, что население имеет тенденцию
увеличиваться быстрее, чем средства существования.
Но какое отношение имеет это утверждение
к экономической теории? Самое непосредственное,
так как теория Мальтуса, установившая
жесткую зависимость роста населения
от продовольственных ресурсов общества,
помогла обосновать теорию заработной
платы, определяемой прожиточным минимумом.
Главная и постоянная причина бедности,
по Мальтусу, мало или вовсе не зависит
от образа правления или от неравномерного
распределения имущества: она обусловлена
"естественными законами и человеческими
страстями", скупостью природы и чрезмерно
быстрым размножением человеческого рода. Иными словами, нищенский уровень
жизни рабочих определяется не социальными
условиями, а естественными, биологическими
законами. Мальтус
выступал против "Законов о бедных"
и повышения заработной платы, и здесь
его аргументация полностью совпадает
с аргументацией Д.Рикардо. "Законы
о бедных", по мнению этих экономистов,
делали воздержание излишним и поощряли
неблагоразумных, предлагая им часть доходов
благоразумных и трудолюбивых, поскольку
помощь осуществлялась за счет взимания
налогов с последних. Кроме того, рост
населения, спровоцированный помощью
неимущим, увеличивал бы цены на продукты
сельского хозяйства, снижая уровень реальной
заработной платы для работающих. Другими
словами, по мнению как Мальтуса, так и
Рикардо, "Законы о бедных" содействовали
уменьшению благосостояния тех классов,
которые живут исключительно своим трудом. Мальтус явился создателем
теории народонаселения, из которой вытекают
определенные аналитические выводы –
причина бедности сводится к простому
соотношению темпа прироста населения
с темпом прироста жизненных благ, определяющих
прожиточный минимум. По Мальтусу всяка
сознательная попытка усовершенствования
человеческого общества с помощью социального
законодательства будет сметена неодолимой
людской массой, и поэтому каждому человеку
необходимо заботиться о себе самому.
Невозможность увеличивать
производство продовольствия Мальтус
объясняет не только медленным техническим
усовершенствованием в сельском хозяйстве
и ограниченностью ресурсов земли, а прежде
всего надуманным и популярным в том время
«законом убывающего плодородия почвы».
13 вопрос. Либеральный реформизм Дж.Ст.Милля. Главным идеологом
либерального реформизма выступил ученик
и последователь Рикардо, последний крупный
представитель классической школы Джои
Стюарт Милль (1806-1873). Основные экономические
сочинения Дж.Ст. Милля: «Очерки по некоторым
нерешенным проблемам политической экономии»
(1844) и «Принципы политической экономии
с некоторыми ее приложениями к социальной
философии» (1848) — книга, семь раз переиздававшаяся
при жизни автора и служившая общепризнанным
учебником политической экономии почти
до конца XIX в. Свою социально-экономическую
программу Милль строил, опираясь на комбинацию
принципов, почерпнутых из классической
политической экономии и бентамовского
утилитаризма, и переосмысливая эти принципы
на основе собственных методологических
подходов. У классиков он заимствовал
понимание труда как источника богатства
в сочетании с приверженностью крынку
и конкуренции, у Бентама — индивидуализм
в сочетании с установкой на благосостояние
для максимального числа людей. Ключевая
теоретико-методологическая новация самого
Милля состояла в разграничении законов
производства и законов распределения.
В позитивной программе реформирования
буржуазного общества, по Дж.Ст. Миллю,
наиболее характерны несколько пунктов:
а) переход от предприятий
с наемным трудом к кооперативным производственным
ассоциациям; эту перспективу Милль связывал
с постепенным перетоком капитала в руки
самих рабочих;
б) ограничение имущественного
неравенства путем ограничения прав наследников.
Определив собственность как право человека
«на свои способности, на то, что он может
произвести с их помощью, и на что бы то
ни было, что ему удастся выручить за произведенные
им товары путем честного обмена», Милль
заключил, что «право насле дования в отличие
от права оставления наследства не входит
в поня тие частной собственности»^, Оправданность
передачи собственно сти по наследству
он признавал только в отношении детей,
да и то лишь в пределах их «умеренного
обеспечения», рекомендуя устанавли вать
предел тому, что человек «может обрести
просто по милости дру гих, без какого-либо
применения своих способностей»^!;
в) выведение земли
из сферы безусловного действия принципа
част ной собственности. Наследуя критическое
отношение Смита и Рикар- до к земельным
собственникам, Милль был гораздо решительнее
в своих выводах: «Когда говорят о «неприкосновенности
собственности», следует всегда помнить,
что земельной собственности не свойственна
такая же неприкосновенность, как другим
видам собственности. Зем ля не создана
человеком. Она изначальное достояние
всех людей. Ее при своение всецело является
вопросом общей целесообразности» . В
отно шении земли, не предназначенной
для возделывания, Милль не ви дел «ни
одного веского довода в пользу того, чтобы
она вообще являлась частной собственностью»
14 вопрос. Учение о прибавочной стоимости – центральный пункт марксистской политической экономии. Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома "Капитала", фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства.
1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд - создатель стоимости - есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.
2. В основе стоимости
товара лежит только один
3. Наемный рабочий
получает за свой труд
Заработная плата оплачивает не труд, а специфический товар - "рабочую силу". Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.
4. Итак, капиталист,
нанимая рабочего, оплачивает его
способность к труду и
"Тайна" эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость есть не "вычет из труда рабочего" (как считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость, или "цена", ниже, чем стоимость создаваемого ею продукта.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"