Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:50, шпаргалка
Перечень экзаменационных вопросов по институциональной экономике
1. Изучение характеристик
равновесных исходов и влияния,
2. Анализ структуры равновесных
контрактов на экономических
и «неэкономических» рынках, возникающей
в результате конкурентного
3. Изучение равновесной
структуры социальных и
Обеспечение экономической эффективности на макроуровне
Другим важным направлением
исследований, специфичным для
В настоящее время и в рамках новой институциональной экономической теории, и в рамках неоинституциональной экономической теории разработан широкий спектр моделей, предполагающих возможность эмпирической верификации. Проверка и совершенствование этих моделей составляет основу для дальнейшего параллельного развития двух теоретически близких направлений нового институционализма.
2)сетевые
эффекты и виртуальные
В экономике и бизнесе сетевым эффектом (или сетевой экстерналией) называется эффект, который пользователь товара или услуги оказывает на ценность этого продукта или услуги для других пользователей. Классическим примером проявления сетевого эффекта является телефонная сеть. Чем больше пользователей владеют телефонами, тем более ценным является использование сети для каждого ее пользователя. Ценность возрастает при возрастании количества абонентов, так как подключение каждого дополнительного абонента означает возможность связаться с большим количеством людей. Это пример положительной экстерналии, потому что пользователь может приобретать телефон без намерения создавать ценность для других пользователей, но, подключаясь к сети, ненамеренно создает ее. Характер положительного сетевого эффекта выражается законом Меткалфа, который утверждает, что ценность сети растет пропорционально квадрату ее пользователей. Выражение «сетевой эффект» часто применяется в позитивном смысле. Однако сетевые экстерналии могут быть и отрицательными, например перегрузка компьютерной сети или пробки на дорогах.
Динамика развития сетевого эффекта
Сетевой эффект становится значительным после того, как достигается определенное число пользователей продукта или услуги, называемое критической массой. В этой точке ценность, получаемая от использования продукта или услуги, больше или равна заплаченной цене. Поскольку ценность определяется числом пользователей, после достижения критической массы привлечение клиентов становится намного более простой задачей. Новые пользователи будут воспринимать ценность услуги или товара большей, чем его цена из-за положительных сетевых экстерналий. Ключевой задачей для бизнеса, работающего на рынке с наличием сетевых эффектов, является привлечение пользователей для достижения их критической массы.
Виртуальная организация представляет собой организацию, существующую как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства.
Виртуальная организация образуется юридически независимыми организациями, разделяющими между собой ресурсы и навыки для достижения поставленных задач, не обязательно связанных с получением прибыли. Взаимодействие между членами виртуальных организаций происходит в основном через компьютерные сети.
В бизнесе под виртуальной организацией понимается фирма, нанимающая внешних подрядчиков для выполнения её основных функций.
Виртуальные организации все чаще заключают субконтракты с внешними структурами с тем, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и определяет ее основное качество - широкую распределенность в пространстве и во времени.
Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распространяется по всему миру. Это создает условия для работы в реальном масштабе времени, позволяет проводить совещания с использованием компьютерных сетей. Системы пейджеров, радио- и телевизионных переговорных средств, современная оргтехника позволяет мгновенно преодолевать огромные расстояния, устанавливая связь с нужными работниками в заданное время, в любом месте их нахождения. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства.
1)Понятие нормы и института. Формальные и неформальные институты.
Осн элем инстит-ой среды, к-ой люди осущ-ют свой выбор, явл нормы. Норма – базовый регулятор взаимодействий людей. Нормой опред-ся, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит добровольный хар-р либо основывается на санкциях. Элементы, из которых конструируются нормы таковы: атрибут, они опред-ют группу людей на к-ую распространяется норма; фактор долженствования; цель; условия при к-ых действует норма; санкции. Социологи вслед за Дюркгеймом видят в норме абсолютный детерминант поведения людей к-ый задается им извне и носит экзогенный хар-р. «Рац-ое действие направлено на достижение результата….Действие регулир-ое соц-ыми нормами не нацелено на результат. Даже сложные нормы предполагают что индивид просто следует их предписаниям тогда как рац-ой поведение требует от индивида сложных расчетов в условиях неопред-ти». Поэтому экономисты либо вообще отриц наличие норм как инстит-ого ограничителя выбора индивида либо стремятся дать нормам рац-ое объяснение. Институт — 1) совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства; 2) название высшего учебного заведения, научно-исследовательского учреждения; 3) название организации, осуществляющей определенный вид деятельности.
Формальные и неформальные институты
Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.Преимущества и недостатки неформальных институтов
К преимуществам неформальных
институтов можно отнести, во-первых,
возможность адаптации к
Недостатки неформальных
институтов являются продолжением их
достоинств. Неформальные институты
часто характеризуются
Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).
Из воспоминаний Ахматовой:
Коля Гумилев говорил мне: «В Царском Селе я ругаю извозчиков и даже бью их, потому что тут их мало, они могут запомнить меня и рассказать обо мне друг другу. А в Петербурге их такое количество, что никакой надежды на это нет, и я отдаю себя в их власть». 64
Очевидно, что в настоящее
время для эффективного функционирования
общества одних неформальных институтов
недостаточно. Социальные и экономические
отношения сегодня становятся все
менее и менее
Преимущества формальных институтов
Наиболее известные
Хаммурапи (1792—1750 до н. э.), Вавилония;
Солон (594—560 до н. э.), Афины.
Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.
Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника65, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.
В-третьих, формальные правила
могут противодействовать дискриминации.
Институты, спонтанно возникающие
внутри группы, часто устроены так,
что инсайдеры имеют
2)институты глобального регулирования
Глобальное управление, как
особое интегрированное понятие, представляет
собой процесс совместного
Концепция глобального управления сама по себе не является новой. Изменения всегда касались предмета глобального управления и сфер глобальной ответственности.
Первый институт глобального управления сформировался после окончания Первой мировой войны, когда лидеры победивших государств-союзников собрались в Париже в 1919 году с целью изменения многих из существовавших в мире национальных границ и создания постоянно действующего форума «Лиги Наций» для решения будущих вопросов и проблем. Ведущую и контролирующую роль в ее работе играли четыре крупнейшие державы победившей стороны - Италия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.
Спустя четверть столетия,
к концу Второй мировой войны,
делегации союзников вновь
То есть главными субъектами глобального управления стали межправительственные организации в лице ООН и ее Советом безопасности и специализированными агентствами, Бреттонвудские учреждения - Всемирный банк и МВФ, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), впоследствии ВТО. МВФ и группа Всемирного банка (МБРР и три его филиала) образуют систему международных финансовых институтов, входящих в ООН и имеющих всемирное значение. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.
Модель глобального управления,
во главе которой оказались
К концу столетия возникли новые региональные и даже глобальные державы. Но система глобального управления не успевала адаптироваться к этим изменениям. Во-первых, практически не менялся состав членов этих организаций, во-вторых, надзор за глобальными проблемами носил узко специализированный и разрозненный характер, не обеспечивая возможностей для общего анализа. Как оказалось, проблемы нового века требуют гораздо большей координации, чем можно обеспечить в рамках такой системы. Вакуум, создаваемый отсутствием комплексной системы надзора, частично восполнялся сменяющими друг друга специальными группами государств, вынужденных координировать вопросы мировой экономики.
Самыми влиятельными
неформальными объединениями