Шпаргалка по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Перечень экзаменационных вопросов по институциональной экономике

Файлы: 1 файл

ответы.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

 

1) режим свободного  доступа в теории прав собственности  и на практике

 

Основным эффектом частной собственности  по сравнению со свободным

доступом является эффективность  в размещении ресурсов благодаря  обеспе-

чению либо состыковки планов, либо состыковки стимулов. Первое достига-

ется посредством уменьшения неопределенности во взаимодействиях между

людьми, а второе — благодаря  созданию определенной системы стимулов.

Первый эффект рассматривается  на примере дилеммы заключенных, где

неэффективность в размещении ресурсов проявляется в их недоиспользова-

нии. Второй эффект рассматривается при помощи так называемой трагедии

общин (или общей собственности).

1. Неопределенность  во взаимоотношениях между людьми  как причина

недоиспользования ресурса.

Данный случай можно рассмотреть  на примере двух пастухов, когда  име-

ется два пастбища, одно из которых более плодородно.

Таблица 1.4. Матрица результатов для двух пастухов, которые могут пасти стада на

двух пастбищах с различным  плодородием

2-й пастух

1-й пастух

1-е пастбище 2-е пастбище

Р2 1 – Р2

1-е пастбище Р1 3, 3 9, 5

2-е пастбище 1 - Р1 5, 9 1, 1

Проблема здесь заключается  в том, что эффективное (в данном случае

это значит полное) использование ресурса, т. е. пастбищ, будет иметь место

только в том случае, если пастухи будут пасти на разных пастбищах.

 

 

2) саморегулирование как способ  защиты потребителей в электронной  торговле

 

1) альтернативные  режимы собственности: отличие  свободного доступа и частной  собственности

Свободный доступ - ситуация, в которой  ни один из экономических не обладает правом владения на ограниченный ресурс.

 

Во-первых, здесь относительно ниже издержки по защите права собственности, чем для частной собственности, поскольку при обеспечении режима исключительности, направленного на аутсайдеров (других групп экономических  агентов), возникает эффект экономии на масштабе, в том числе связанный  со специализацией части группы на обеспечении безопасности.

 

Во-вторых, система коммунальной собственности  жизнеспособна тогда, когда общность людей однородна (то есть их экономические  интересы, если и не совпадают, то очень  близки) и сравнительно невелика. Это  возможно тогда, когда индивиды идентифицируют себя с тем целым, частью которого они являются, в мыслях, словах, поступках. Иными словами, оппортунизм как  сильная форма эгоистического поведения (основанная на обособлении индивида от себе подобных) менее эволюционно эффективна, чем слабая форма — «послушание».

 

Частная собственность. Подход, используемый при анализе различных режимов  прав собственности, является функциональным, что означает: 1) отсутствие apriori заданных оценок эффективности того или иного режима безотносительно информации о конкретной ситуации; 2) определение сравнительных преимуществ различных форм собственности, что предполагает выявление ограничений каждой из них.

 

В качестве предпосылок, используемых при построении модели, наиболее важными  являются следующие.

 

1. Индивиды ведут себя рационально, ориентируясь в принятии решений на известные им возможности использования доступных ресурсов, то есть

 

2.Альтернативные издержки в форме «заработной платы» устанавливаются экзогенно, причем средние альтернативные издержки равны предельным.

 

3.Труд однороден, так что одна его единица является совершенным заменителем любой другой с коэффициентом технологического замещения, который

 равен единице.

 

 

2) теория организации:

-Концепция  идеальной бюрократии М. Вебера

г. Он предложил рассматривать бюрократию как определенную идеальную модель, к достижению которой должна стремиться каждая организация. Основными характеристиками рациональной бюрократии М.Вебер считал следующие:

 

1. Четкое разделение труда, обусловленное  определенными правилами или  законами. Это приводит к появлению  высококвалифицированных специалистов  в каждой должности.

 

2. Порядок подчиненности, т.е.  иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

 

3. Публичный офис (канцелярия или  “бюро” – основа бюрократии). В нем должна обязательно быть  взаимоувязанная система формальных  правил, стандартов, обеспечивающая  однородность выполнения сотрудниками  своих обязанностей и скоординированность различных задач, а также совокупность сведений о деятельности организации

 

4.Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица  выполняют свои обязанности. Он  обусловлен наличием правил, которые  регулируют режим работы в  организации.

 

5. Штатные сотрудники, посвятившие  все свои силы деятельности  организации.

 

6. Осуществление найма на работу  в строгом соответствии с техническими  квалификационными требованиями. Защищенность  служащих от произвольных увольнений.

 

7. Лояльность каждого работника  по отношению к организации.  Стремление следовать установленным  правилам [Цит. по [15 ].

 

 Другими словами, бюрократическая  организационная структура отличается  высокой степенью разделения  труда, четкой иерархичностью, цепью  команд, проходящих без разрывов  с верхних уровней управления  до нижних, наличием многочисленных  правил и норм поведения для  персонала и подбором кадров  по деловым и профессиональным  качествам.

 

 Макс Вебер сформулировал  следующие принципы построения  бюрократической организации:

 

1. Аппарат управления (организация)  есть рационально созданный инструмент  или средство для достижения  ясно выраженных групповых целей.  Структура и принципы организации  должны строго отвечать этим  целям.

 

2. Задачи аппарата (допускается,  что они могут быть сформулированы  адекватно групповым целям) расчленяются  на возможные простейшие операции.

 

3. Организация строится строго  по иерархическому принципу. Каждый  служащий подчиняется вышестоящему  должностному лицу и несет  ответственность как за свои действия, так и за действия подчиненных ему служащих.

 

4. Деятельность всех служащих  регламентируется системой правовых  предписаний, определяющих объем  их служебные полномочий.

 

5. Исполнение властных полномочий  основывается на факте пребывания  в должности (этого требует  третий принцип), а также на  специальных знаниях и навыках  служащего.

 

6. Служащие действуют беспристрастно, "обезличенно". Это необходимо для того, чтобы цели организации не подменялись и не искажались по произволу отдельных должностных лиц и лидеров харизматического типа, а также для обеспечения заменяемости служащих (при оставлении ими должности) без заметного ослабления организации.

 

 Все перечисленные принципы  делают поведение работников  организации предсказуемым, помогает  руководству координировать деятельность  работников и отдельных подразделений.  Предсказуемость и координация  деятельности представляют собой  основные факторы повышения эффективности  труда.

Точность, скорость, определённость, знание документации, преемственность, осторожность, унифицированность, строгая подотчётность, сведение до минимума трений, уменьшение материальных и человеческих издержек – вот что, по мнению М.Вебера, достигает наивысшего развития.

 

-принципы рациональной  бюрократии Дж. Хейнса и У. Мэсси

-иррациональная бюрократия  Л. Мизеса

 

1) альтернативные  режимы собственности: отличия  коммунальной и государственной  собственности

Коммунальная  собственность. Система свободного доступа существует тогда, когда каждый экономический агент, для которого данный ресурс обладает ценностью, может им воспользоваться без согласия, предварительной договоренности об этом с другими агентами, без той или иной формы санкционирования своих действий (включая уплату компенсации). Сам процесс возникновения режима исключительности прав может принимать множество форм, о которых уже говорилось выше. Однако принципиально важным является то, кто является обладателем исключительных прав. В соответствии с данным принципом если исключительными правами собственности на данный объект обладает группа экономических агентов, составляющая часть рассматриваемого множества, то возникает режим коммунальной собственности. Это значит, что набор правомочий, образующий право собственности, приобретает своего носителя в лице определенной группы.

 

Система коммунальной собственности  предполагает наличие момента исключительности относительно соответствующего набора правомочий. Однако исключаются из множества обладателей правомочий те экономические агенты, которые  не входят в рассматриваемую группу. Таким образом, отдельный человек  обладает исключительными правами  собственности только как член общины, следовательно, в рамках отношения  к членам других общин. Такая система  прав собственности имеет важные поведенческие последствия, которые  могут выражаться в разных формах.

 

Во-первых, если член данной общности (семьи, деревни, общины и т.п.) не обладает исключительным правом на доход и  распределение полученных продуктов  осуществляется на основе уравнительного принципа, то в условиях неопределенности возникает проблема недоиспользования  ресурса, поскольку каждый обладатель права на часть продукта будет  рассчитывать на другого при производстве общего продукта. Поскольку причитающаяся индивиду часть продукта зависит не только от его усилий, но и от усилий других индивидов, то возникает проблема поиска компромисса между затратой собственных усилий и количеством получаемых благ как части их общего количества.

 

Во-вторых, если принцип распределения  будет установлен в соответствии с затраченными усилиями, то возникает  проблема сверхиспользования ресурса. Таким образом, в рамках коммунальной собственности может возникнуть эффект свободного доступа, что делает саму систему коммунальной собственности потенциально неустойчивой.

 

Система государственной собственности, Позволяет мобилизировать эластичные факторы производства (неквалифицированный труд). Ограничение здесь – пределы экстенсивного роста.    С одной стороны, также предполагает существование режима исключительности, причем исключительности доступа к ресурсам не только для аутсайдеров, но и инсайдеров, которая (исключительность) обязательно должна быть отражена в системе формальных правил54. Следуя логике нового институционального подхода, права государственной собственности должны существовать там, где, с одной стороны, возможно обеспечить режим исключительности, а, с другой, — сравнительные преимущества частной или коммунальной собственности выражены слабо.

Институциональное изменение, в рамках которых права частной или коммунальной собственности трансформируются в права государственной собственности.

 В отличие от государственной  собственности права коммунальной  собственности необязательно должны  быть отражены в системе формального  права, поскольку режим коммунальной  собственности может поддерживаться  в мире, где обмен персонализирован и защита контрактов со стороны специализированного агентства не требуется.

 

2) теория  организации: Основные принципы " Всеобщей организационной науки  ( Тектологии) " А.А . Богданова, общая теория систем Л . Барталанфи

Основные идеи Всеобщей организационной  науки (Тектологии) были изложены А.А.Богдановым в 1903 году, а первое издание книги состоялось в 1921 году. В предисловии к 1 изданию он отмечал, что наука, объединяющая организационный опыт человечества, - это теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между её частями, а также отношений единой системы как с внешней средой. Он сводил любую человеческую деятельность к организационной. “Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность – техническую, общественную, познавательную, художественную – можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения”

Тектология имеет всеобщий характер, исследует все сферы природы и общества и поэтому обладает высочайшей степенью абстракции при рассмотрении системных связей между различными элементами систем без учета специфики этих элементов. Такой подход А.А.Богданова к изучению организаций позволил противникам тектологии обвинять его в формализме, в уходе от социального содержания организационных структур и других грехах.

 

 Исходным пунктом организационной  науки тектологии является признание необходимости подходить к исследованию любого явления с точки зрения его организации. То есть, изучать любую систему как совокупность отношений всех её частей и как совокупность отношений исследуемой системы со всеми системами, окружающими её, т.е. с внешней средой. А.А.Богданов открыл, что законы организации едины для любых объектов, что самые разнообразные явления подчиняются общим закономерностям.

 

 

1) понятия пучка правомочий , особенности процесса специфики собственности, отличия расщепления от размывания собственности

2) сущность и формы социального  партнерства. Институциональная  роль профсоюзов

 

1) теория агентский отношений, пути преодоления принципалом оппортунистического поведения агента.

2) неоинституциональная теория государства Д Норта

 

1) контрактная теория : виды контрактов и особенности их применения

2) механизмы осуществления институциональных  изменений, понятия институциональной  ловушки

 

1) стратегическая теория фирмы:  характеристика ресурсного подхода(РП)

2) Основные теоретические модели  институциональных изменений

 

1) стратегическая теория фирмы:  подход, основанный на знаниях  ( П О З) , концепция динамических способностей( КДС)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика"