Шпаргалка по "Экономике качества"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 13:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономике качества"

Файлы: 1 файл

экономика качества.docx

— 140.54 Кб (Скачать файл)
  1. Классификация  затрат на качество
Для обеспечения должного уровня качества предприятие вынуждено нести затраты по его обеспечению на всех этапах жизненного цикла продукта. 
 
Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя. 
 
Определение затрат на качество – одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. 
 
Основным требованием к определению затрат является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков. 
 
Классификация затрат на качество является целевой и может быть представлена следующей таблицей:

 
Признак классификации

 
Классификационная группа затрат

 
По целевому назначению

 
на оценку качества 
 
на улучшение качества 
 
на обеспечение качества 
 
на управление качеством

 
По экономическому характеру затрат

 
текущие 
 
единовременные

 
По виду затрат

 
производительные 
 
непроизводительные

 
По методу определения

 
прямые 
 
косвенные

 
По возможности учета

 
поддающиеся прямому учету 
 
не поддающиеся прямому учету 
 
затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать

 
По стадиям жизненного цикла

 
на качество при разработке 
 
на качество при изготовлении 
 
на качество при эксплуатации

 
По возможности оценки

 
планируемые 
 
фактические

 
По характеру структурирования

 
по предприятию 
 
по производству, цеху, участку 
 
по видам продукции

 
По объемам формирования и учета

 
по продукции 
 
по процессам 
 
по работам 
 
по услугам

 
По виду учета

 
оперативный 
 
аналитический 
 
бухгалтерский 
 
целевой


 

 
По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и единовременным. 
 
К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. 
 
К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др. 
 
Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность. 
 
К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством. 
 
Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями. 
 
По методу определения затраты подразделяются на прямые и косвенные. 
 
Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. 
 
Косвенные – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки. 
 
Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть использованы при планировании затрат.
  1. Классификация  затрат по Фейгенбауму
В соответствии с этой классификацией затраты делятся на четыре категории: 
 
Затраты на предупредительные мероприятия – затраты, связанные с предотвращением самой возможности возникновения дефектов и затраты, направленные на снижение или полного предотвращения возможности появления дефектов или потерь; 
 
Затраты на контроль – это затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества; 
 
Внутренние потери (затраты на внутренние дефекты) – затраты, понесенные внутри организации, когда запланированный уровень качества не достигнут. Это затраты на устранение дефектов (до момента продажи потребителю) и достижение требуемого уровня качества; 
 
Внешние потери (затраты на внешние дефекты) – затраты, которые вынуждена понести компания для достижения необходимого уровня качества продукции, после возврата этой продукции потребителем. 
 
Сумма всех перечисленных выше затрат дает представление о необходимой величине затрат на качество.

 

  1. Японский подход к классификации затрат

 

В японской классификации прослеживается также стратегический подход к управлению качеством.
Известно, что основная цель при стратегическом управлении качеством – постоянное совершенствование качества, а это и есть его обеспечение на определенном витке "спирали" качества. Чтобы обеспечить качество – надо его постоянно совершенствовать. Философия обеспечения качества Деминга базируется на четырнадцати тезисах . Первый из них гласит: "Совершенствование качества должно быть постоянным". Составляющие качества: обеспечение уровня петли качества + совершенствование качества на уровне спирали. По нашему мнению, "спираль" качества должна иметь конусообразную форму,
так как раскручивается, что соответствует постоянному развитию требований к качеству.
    Итак, затраты  на обеспечение качества следует, на наш взгляд, рассматривать  в узком и широком смысле этого слова:
    − в узком  смысле – это затраты на  обеспечение требуемого уровня качества (т.е. согласно стандартам и другим нормативным документам);
    − в широком  смысле – это затраты на  обеспечение требуемого уровня качества + затраты на совершенствование этого уровня, что диктуется законом возвышения потребностей.
Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемого увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же эффективность оценивается путем сравнениям затрат с затратами, а не затрат с доходами. Концепция, предложенная японскими специалистами, является более обоснованной. Предусмотренный ею подход – его можно назвать «управленческим» – позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы; чем отличаются себестоимость продукции от затрат на качество какую долю в себестоимости занимают затраты на качество и т.п. Весьма важным является также и то, что японская модель согласуется с содержанием стандартов ИСО семейства 9000, регламентирующих требования к видам деятельности в рамках системы качества. Поэтому «управленческое» направление определения затрат на обеспечение качества нуждается в дальнейшем развитии.

 

  1. Общие затраты на качество

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

  • затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты); 
  • затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества; 
  • внутренние затраты на дефект — затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери); 
  • внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);
  • сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество
Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Вот что действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком.
Примерный перечень составляющих элементов затрат на качество

ЗАТРАТЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Управление качеством

Затраты на планирование системы качества

Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта

2.

Управление процессом

Затраты на установление средств управления процессом

Затраты на изучение возможностей процесса

Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству

3.

Планирование качества другими подразделениями

Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству

4.

Контрольное и измерительное оборудование

Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов)

Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования

5.

Обеспечение качества поставок

Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки

Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов

Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества

6.

Аудит системы качества

Затраты на внутренний аудит качества

Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом

7.

Программа улучшения качества

Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество

8.

Обучение вопросам качества

Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества

9.

Прочие затраты

Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями

ЗАТРАТЫ НА КОНТРОЛЬ

1.

Проверки и испытания

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций

Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается

2.

Проверки и испытания поставляемых материалов

Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня

Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов

Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика

3.

Материалы для тестирования и проверок

Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях

Стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю

Стоимость испытательного оборудования не включается

4.

Контроль процесса

Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях

5.

Прием продукции заказчиком

Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой

Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи

6.

Проверка сырья и запасных частей

Затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами

7.

Аудит продукта

Затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту

Затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях

Затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ

1.

Отходы

Стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз

Ликвидационная стоимость отходов производства не включается.

Не учитывается стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика

2.

Переделки и ремонт

Затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим

Затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта

3.

Анализ потерь

Затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству

4.

Взаимные уступки

Затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям

5.

Снижение сорта

Затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям

6.

Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков

Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными

ВНЕШНИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ

1.

Продукция, не принятая потребителем

Затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию

Затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции

2.

Гарантийные обязательства

Затраты на замену неудовлетворительной продукции в течении гарантийного периода

Затраты, вовлеченные в сервисные службы для коррекции продукции и восстановления удовлетворенности потребителя

3.

Отзыв и модернизация продукции

Затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления

4.

Жалобы

Затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции

Затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя

Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций


 

 

  1. Идентификация затрат на качество
Как идентифицировать затраты на качество
Первая задача — определить перечень элементов затрат, которые относятся к деятельности компании, и сгруппировать их.
Вторая — назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл был ясен
персоналу компании.
Третья — назначить кодовые символы для каждого элемента. Это может быть,
например, цифра, буква или их комбинация.
Общий смысл сбора данных по затратам на качество — обеспечить руководство
инструментом управления. Особенно важно, чтобы элементы затрат были
определимы в том виде, в каком они названы и распределены для различных
категорий, в том числе:
v      для подразделения;
v      для какого-либо  участка;
v      для типа  продукта;
v      для какого-либо  рабочего места;
v      для какого-либо  типа дефекта.
Требования должны быть установлены самой организацией, для собственного
(внутреннего) пользования. Однако при этом не следует  забывать, что собранной
информации должно быть достаточно для проведения последующего анализа.
Система учета и анализа затрат на качество, которая не согласована с
существующими внутри организации особенностями имеет слишком мало шансов на
успех. Эта система должна быть встроена в организацию, как бы «сшита по мерке». Ее нельзя «взять с вешалки», т.е. уже готовую.
.
  1. Затраты на контроль
Затраты на контроль -  затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.
1. Проверки и  испытания
  • Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций.
  • Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается.
2. Проверки и  испытания поставляемых материалов  

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике качества"