4. Природно-ресурсный
потенциал мирового хозяйства
Естественные ресурсы
— первоисточник, отправная база
экономики всех стран на всех ступенях
их развития. Естественные ресурсы
бывают двух видов: восстанавливаемые
и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые
ресурсы могут использоваться периодически
и в объеме, не истощающем их наличности
для будущего потребления. К восстанавливаемым
природным ресурсам относятся земля,
море, реки, солнечное тепло и
энергия и т.д. Леса, дикие животные
и рыбные запасы также могут быть
примером восстанавливаемых ресурсов.
Если лесоразработка, вылов рыбы ведутся
умеренно и рационально, то природа
сама позаботится об их воспроизводстве.
К невосстанавливаемым ресурсам
относят те, которые используются
один раз и не воспроизводятся
самой природой. К таким ресурсам
следует отнести уголь, нефть, газ
и т.д.
Естественные ресурсы имеют два важных
экономических измерения - величину запаса
и поток. Величина запаса каждого ресурса
определяется самой природой и интенсивностью
предыдущего использования. Потоки естественных
ресурсов зависят от уровня их ежегодного
потребления. Потребности человека определяют
этот поток, и в зависимости от них запасы
природных ресурсов могут потребляться
быстро, медленно или же не использоваться
вообще.
Рабочая
сила как активная часть населения — второй важный компонент. Чем
выше ее удельный вес в составе населения,
тем значительнее производи тельные возможности
народного хозяйства.
Величина занятой (активной) рабочей силы
зависит от многих экономических, социальных
и демографических факторов. По удельному
весу занятых развивающиеся страны значительно
уступают развитым, а количество отработанных
в неделю часов значительно больше в развивающихся
странах.
Быстрый рост населения в развивающихся
странах, низкая доля его активной части
значительно замедляют, даже понижают
рост валового внутреннего продукта (ВВП)
на душу населения, что и обрекает на неудачу
предпринимаемые усилия по экономическому
развитию. Все попытки решить проблемы
экономического роста развивающихся стран
самостоятельно обречены на провал. Решение
вопроса возможно лишь в рамках мирового
xoзяйствa, в котором каждая страна найдёт
свою пишу в системе МРТ.
Какую же численность населения с экономической
точки зрения следует считать оптимальной
и каковы критерии подобной оптимальности?
Поскольку oт численности населения зависит
показатель душевого доходa,оптимальным можно считать
такое его количество, которое максимизирует
доход на душу населения.
Трудовыми
ресурсами и движением народонаселения
в целом занимается демография - наука, которая на основе социальных,
экономических, биологических, географических
факторов исследует закономерности происходящих
в структуре, динамике, а также размещении
и перемещении народонаселения. На базе
этого разрабатывается политика народонаселения,
делаются прогнозные оценки изменений
страны народонаселения страны, региона
и в рамках мировой экономики в целом.
Неотъемлемой частью демографических
процессов в мировой экономике являются
процессы урбанизации. Урбанизация - это многосторонний социально-экономический,
демографический и географический процесс,
происходящий на основе исторически сложившихся
форм общественного и территориального
разделения труда. В узком смысле слова
- это рост городов, особенно больших, повышение
удельного веса городского населения
в стране, регионе, мире.
При фиксированном уровне технологии,
количестве земли и капитала слишком малое
население не обеспечивает должного простора
ни для максимального эффекта разделения
труда, ни для полной реализации эффекта
масштабов производства национальной
промышленности.
Проблемы больших городов: значительное географическое
несовпадение между рабочими местами
и рабочей силой в пригородах и городе
- центре, что требует создания эффективной
транспортной системы; загрязнение окружающей
среды.
Ископаемые
ресурсы. Их залежи имеют различную степень
изученности и различную степень точности
оценки. В зарубежных странах применяется
следующая классификация. Разведанные
запасы по степени изученности делятся
на достоверные и вероятные. Имеется также
категория возможных запасов. В целом
изученность недр еще недостаточна. Удельный
вес достоверных запасов по некоторым
видам полезных ископаемых иногда составляет
несколько процентов от геологических
запасов. Запасы ископаемых по странам
различны.
Влияние природно-ресурсного потенциала
государства на развитие национальной
экономики и его интеграцию в МЭО.
Для понимания данного вопроса необходимо
познакомиться с сутью т.н. «голландского синдрома». Его влиянию
подвержены многие богатые сырьевыми
ресурсами страны, в т.ч. и Россия. Суть «голландского синдрома»состоит в том, что наличие большого
количества разнообразных полезных ископаемых
совершенно не гарантирует стране процветания,
а при определенных условиях даже вредит
ее экономике, и наоборот. Как правило,
стабильный приток экспортных поступлений
от ТЭК или других сырьевых отраслей (секторов)
приводит к тому, что страна перестает
уделять внимание развитию своей обрабатывающей
промышленности, предпочитая закупать
импортное оборудование и готовую продукцию.
В России эта болезнь стала развиваться
еще в 70-е годы. Это было связано со скачком
цен на нефть и открытием новых нефтяных
месторождений в Западной Сибири (Самотлор
и др.). Советская промышленность, в этот
период, выпускала преимущественно неконкурентоспособную
продукцию. К тому же СССР не имел ориентиров
на экспорт и соприкасался с внешним миром
исключительно через поставки сырья и
топлива. Высокотехнологическое оборудование
приобреталось за выручку от экспорта,
причем большая его часть не была воспринята
экономикой, т.к. существовавшая в то время
система не была ориентирована на нововведения.
Как ни странно радикальные реформы лишь
усугубили ситуацию. Реформаторы, руководствуясь
дарвинистким принципом естественного
отбора( все, что жизнеспособно должно
выжить, а , что нежизнеспособно , умрет),
подтолкнули отечественную экономику
не к обновлению, а к примитивизации. Она
в еще большей степени стала ориентироваться
на топливно-сырьевой экспорт.
Примером противоположного подхода является
опыт Западной Европы, Японии, США и новых
индустриальных стран (НИС). Первые три
столкнувшись с топливно-сырьевым кризисом
в 70-х годах сконцентрировались на разработке
энергосберегающих технологий и снизили
расход энергии за 30 лет на 30%. Вторые (НИС)
воспользовались начавшимся в 60-е годы
переводом трудоемких производств из
развитых стран в развивающиеся страны,
сделали заполнять нишу на рынке товаров
ширпотреба и бытовой техники.
Главное отличие опыта сырьевых стран
Юго-Восточной Азии от России состоит
в том, что они, пусть с двадцатилетним
опозданием, но все-таки сделали упор на
развитие обрабатывающей промышленности.
Таким образом , можно сделать вывод, что наличие полезных ископаемых
является важным условием интеграции
страны в МЭО, однако , если ставка делается
только на них, это неизбежно приводит
к ослаблению позиций страны с точки зрения
конкуретоспособности ее экспорта, т.к.
стабильные поступления может обеспечить
только вывоз
продукции обрабатывающей промышленности. Опыт же стран Юго - Восточной
Азии показывает, что экономический успех
может быть связан и с качеством рабочей
силы. Конфуцианство оставило в наследство
этим странам важнейшие качества: дисциплинированность,
обучаемость, трудолюбие, патриотизм. |
7. Процесс интернационализации
современного мирового хозяйства
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — формирование,
развитие экономических связей с другими
странами; процессы экономического сближения,
проявляющиеся в росте международной
торговли и других, форм международного
экономического сотрудничества, росте
межстрановых финансовых потоков, миграции
рабочей силы. Различают интернационализацию
производства, капитала, торговли, науки.
Одна из важных форм интернационализации
экономики возникновение и развитие транснациональных
корпораций. Экономической основой современного
мирового хозяйства служит интернационализация
производства — развитие таких организационно-экономических
форм, которые связывают производство
одних стран с потреблением его результатов
в других.
Интернационализация
хозяйственной деятельности — это усиление взаимосвязи
и взаимозависимости экономик отдельных
стран, влияние международных экономических
отношений на национальные экономики,
участие стран в мировом хозяйстве.
В своем развитии интернационализация
экономики прошла ряд этапов. Первоначально она
представляла собой международное экономическое
сотрудничество: затрагивала, прежде всего,
сферу обращения и была связана с возникновением
международной торговли (конец XVIII — начало
XX века). В конце XIX века набирает силу
международное движение капитала. Международное
экономическое сотрудничество означает
развитие устойчивых хозяйственных связей
между странами и народами, выход воспроизводственного
процесса за рамки национальных границ.
Следующим
этапом явилась международная экономическая
интеграция, объективно обусловленная
углублением международного разделения
труда, интернационализацией капитала,
глобальным характером научно-технического
прогресса и повышением степени открытости
национальных экономик и свободы торговли. Интеграция в переводе с латинского (integratio)
означает соединение отдельных частей
в общее, целое, единое.
Международная
экономическая интеграция — сближение и взаимоприспособление
национальных экономик, включение их в
единый воспроизводственный процесс в
интернациональных масштабах. Это процесс
экономического взаимодействия стран,
приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных
соглашений и согласованно регулируемый
межгосударственными органами.
Экономическая интеграция, в
частности, выражается в:
- сотрудничестве между национальными
хозяйствами разных стран и полной или
частичной их унификации;
- ликвидации барьеров в движении товаров,
услуг, капитала, рабочей силы между этими
странами;
- сближении рынков каждой из отдельных
стран с целью образования одного единого
(общего) рынка;
- стирании различий между экономическими
субъектами, относящимися к разным государствам;
- отсутствии той или иной формы дискриминации
иностранных партнеров в каждой из национальных
экономик и т.п.
К концу XX в. практически все цивилизованные
страны участвуют в различных международных
экономических организациях. Например,
к 1996 г. членами Международного
валютного фонда (МВФ) являлись 183 cтpaны,
I80 госyдapcтв состояли членами Всемирного
банка (ВБ), около 150 стран входят во Всемирную
торговую организацию (ВТО), свыше 100 стран
члены Генерального соглашения по торговле
и тарифам. Важно oтметить, что международное
право не препятствует одновременному
участию любой страны в нескольких международных
экономических организациях.
Хотя в мировом интеграционном процессе
принимают участие практически все государства
земною шара, степень участия каждого
из них в этом процессе неодинакова. Одни
из них находятся на низших стадиях экономической
интеграции, другие, достигнув высших
на сегодняшний день пределов международных
экономических связей, расширяют межгосударственное
сотрудничество до уровня военных и политических
сфер.
Предпосылки интеграции следующие:
• Близость
уровней экономического развития и степени
рыночной зрелости интегрирующихся стран
• Географическая
близость интегрирующихся стран, наличие
в большинстве случаев общей, границы
и исторически сложившихся экономических
связей.
• Общность
экономических и иных проблем, стоящих
перед странами в области развития, финансирования,
регулирования экономики, политического
сотрудничества и т.д.
• Демонстрационный
эффект.
• «Эффект
домино».
Цели
интеграции
• Использование
преимуществ экономики масштаба.
• Создание
благоприятной внешнеполитической среды.
• Решение
задач торговой политики.
• Содействие
структурной перестройке экономики.
• Поддержка
молодых отраслей национальной промышленности.
Этапы
интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают
первые шаги к взаимному сближению, между
ними заключаются преференциальные
торговые соглашения (табл. 12.1). Такие соглашения
могут подписываться либо на двусторонней
основе между отдельными государствами,
либо между уже существующей интеграционной
группировкой и отдельной страной или
группой стран. В соответствии с ними страны
предоставляют более благоприятный режим
друг другу, чем они предоставляют третьим
странам.
На
втором уровне интеграции страны переходят
к созданию зоны свободной
торговли, предусматривающей уже не простое
сокращение, а полную отмену таможенных
тарифов во взаимной торговле при сохранении
национальных таможенных тарифов в отношениях
с третьими странами.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного
союза (ТС) — согласованной отменой группой
национальных таможенных тарифов и введением
общего таможенного тарифа и единой системы
нетарифного регулирования торговли в
отношении третьих стран. Таможенный союз
предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную
торговлю товарами и услугами и полную
свободу их перемещения внутри региона.
Обычно таможенный союз требует создания
уже более развитой системы межгосударственных
органов, координирующих проведение согласованной
внешнеторговой политики. Чаще всего они
принимают форму периодических совещаний
министров, руководящих соответствующими
ведомствами, которые в своей работе опираются
на постоянно действующий межгосударственный
секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого
уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются
о свободе движения не только товаров
и услуг, но и факторов производства —
капитала и рабочей силы.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция
превращается в экономический
союз (ЭС), который предусматривает наряду
с общим таможенным тарифом и свободой
движения товаров и факторов производства
также и координацию макроэкономической
политики и унификацию законодательств
в ключевых областях — валютной, бюджетной,
денежной. На этом этапе возникает потребность
в органах, наделенных уже не просто способностью
координировать действия и наблюдать
за экономическим развитием, но и принимать
оперативные решения от лица группировки
в целом. Правительства согласованно отказываются
от части своих функций и тем самым уступают
часть государственного суверенитета
в пользу надгосударственных органов.
Такие межгосударственные органы с надгосударственными
функциями наделены правом принимать
решения по вопросам, касающимся организации,
без согласования с правительствами стран-членов.
В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование
и шестого
уровня интеграции — политического
союза (ПС), который предусматривал бы передачу
национальными правительствами большей
части своих функций в отношениях с третьими
странами надгосударственным органам. |