14. Виды внешнеторговой
политики
Внешнеторговая
политика - это комплекс мер, используемых
государством для регулирования торговых
связей и отношений с другими странами.
Хотя эти меры направлены на торговлю,
они не могут не затрагивать непосредственных
производителей и потребителей внутри
страны.
Свобода
торговли - политика минимального государственного
вмешательства во внешнюю торговлю, которая
развивается на основе свободных рыночных
сил спроса и предложения.
Протекционизм - государственная политика
защиты внутреннего рынка от иностранной
конкуренции путем использования тарифных
и нетарифных инструментов торговой политики. Это теория и практика реагулирования
внешней торговли, направленная на защиту
субъектов национальной экономики oт иностранной
конкуренции.
Развитие протекционистких тенденций
позволяет выделить несколько форм протекционизма:
- селективный - направлен против отдельных
стран или отдельных товаров;
- отраслевой - защищает определенные отрасли,
прежде всего сельское хозяйство, в рамках
аграрного протекционизма;
- коллективный - проводится объединениями
стран в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый - осуществляется методами внутренней
экономической политики.
Протекционизм как теория внешнеэкономического
поведения утвердился в XIX в. в соперничестве с фритредерством
(теорией и практикой свободной торговли).
Особенно ожесточенно критиковались сторонниками
протекционизма результаты свободной
торговли между странами с различным уровнем
экономического развития. Считалось, что
в свободе торговли заинтересованы прежде
всего развитые страны, но она мешает созданию
национальной промышленности относительно
отсталым государствам.
В развивающейся национальной экономике
протекционисткие меры необходимы для защиты только новых отраслей,
возникших как результат научно-технического
прогресса, от конкуренции эффективных
иностранных фирм, функционирующих на
мировом рынке достаточно длительное
время. Именно под защитой протекционизма
проходило становление и развито национальной
экономики современных развитых стран.
В периоды серьезных oбоcтpeний отношений
между государствами и усиления международной
напряженности протекционисткие меры
используются для сохранения безопасности
государства, чему способствует производство
на его территории всей необходимой, жизненно
важной продукции.
Несмотря на явно положите.льное влияние
протекционистких мер на развитие национальной
экономики и международной торговли, этот
метод регулирования внешнеторговых отношений
имеет и своих противников. Как правило,
они выделяют следующие доводы против протекционизма.
1) протекционизм не выгоден с точки зрения
национального производства, т.к. он разрушает
дух конкуренции, развивает привилегии,
влечет за собой склероз экономики;
2) он наносит ущерб интересам потребителя,
т.к. в условиях таможенных запретов цены
продажи на защищаемые товары растут.
От этого страдает потребитель;
3) он является угрозой международному
миру, т.к. разжигает межнациональное соперничество,
ослабляет узы взаимозависимости между
странами, плодотворную атмосферу МРТ
и экономического сотрудничества
4) протекционизму присуща определенная
нелогичность - преследуя цель , достичь
положительное сальдо торгового баланса,
протекционизм сдерживает импортные oпepaции,
также начинают поcтyпать и международные
партнеры, в результате чего сворачиваются
oбъемы экспортныx операций. Это приводит,
не к положительному сальдо, а к разбалансированности. 5) в условиях протекционизма
секторы национальной экономики, защищенные
его барьерами, теряют стимулы к развитию,
поскольку механизмы конкуренции затухают,
и стремление к прогрессу и инновациям
уничтожаются возможностями сохранить
достигнутые доходы и монопольные привилегии.
6) пpoтeкционизм обладает определенным мультиплицирующим
эффектом - технологическая взаимосвязь
между отраслями ведет к тому, что при
введении протекционисткой защиты для
одних отраслей технологической цепочки
ее незамедлиельно требуют и отрасли технологически
связанныее с защищенными.
7) в условиях протекционизма национальная
экономика может нe использовать полностью
преимущества международной специализации
— ограничения для болee дешевых импортных
товаров не дают возможности ввозить их
в страну.
Свобода
торговли - политика минимального государственного
вмешательства во внешнюю торговлю, которая
развивается на основе свободных рыночных
сил спроса и предложения. В этом случае
последняя осуществляется и развивается
в соответствии с международным разделением
труда и современным вариантом теории
сравнительных преимуществ. Считается,
что такая политика ведет к наиболее эффективному
распределению ресурсов в мировом масштабе
и к максимизации мирового дохода. Несмотря
на то, что теория свободной торговли достаточно
убедительна и привлекает многими достоинствами,
политика невмешательства государства
в международную торговлю практикуется
очень осторожно
Позитивные стороны просматриваются уже
в критике протекционизма. Свобода торговли:
1) позволяет осуществлять распределение
продукции в соответствии с законом о
сравнительных издержках производства
и влечет за собой выгодную для всех международную
специализацию;
2) облегчает развитие конкуренции и поддерживает
дух новаторства не только среди национальных
производителей, но также и в отношениях
с другими странами;
3) позволяет расширить рынок. Она ведет
к развитию массового производства, а
следовательно к снижению цен в результате
падения издержек производства, что выгодно
для потребителя. Кроме того, снижается
риск дефицита, связанный с жесткой локализацией
производства и рынков. |
17. Внешнеторговая политика
государств ее экономические инструменты
Внешнеторговая
политика - это комплекс мер, используемых
государством для регулирования торговых
связей и отношений с другими странами.
Хотя эти меры направлены на торговлю,
они не могут не затрагивать непосредственных
производителей и потребителей внутри
страны.
В зависимости от масштабов вмешательства
государства в международную торговлю
различают протекционисткую
политику и политику свободной торговли.
Свобода
торговли - политика минимального государственного
вмешательства во внешнюю торговлю, которая
развивается на основе свободных рыночных
сил спроса и предложения.
Протекционизм - государственная политика
защиты внутреннего рынка от иностранной
конкуренции путем использования тарифных
и нетарифных инструментов торговой политики. Это теория и практика реагулирования
внешней торговли, направленная на защиту
субъектов национальной экономики oт иностранной
конкуренции.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ
ПОЛИТИКА - часть государственной внешнеэкономической
политики, политика экспорта и импорта,
воздействие на внешнюю торговлю посредством
налогов, субсидий и прямых ограничений
на импорт и экспорт.
Основная
задача государства в области международной
торговли - помочь экспортерам вывезти
как можно больше своей продукции, сделав
их товары более конкурентными на международном
рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные
товары менее конкурентоспособными на
внутреннем рынке.
Инструменты
государственного регулирования международной
торговли делятся на тарифные - те, что основаны на использовании
таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Последние
подразделяются на количественные методы
и методы скрытого протекционизма.
Таможенный
тариф определяется:
- инструмент торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка страны
при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через границу,
систематизированный в соответствии с
товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности;
- конкретная ставка таможенной пошлины,
подлежащей уплате при ввозе или вывозе
определенного товара на таможенную территорию
страны. В этом случае понятие таможенного
тарифа полностью совпадает с понятием
таможенной пошлины.
Импортная
пошлина (тариф) - это плата за ввоз товара в cтpaнy.
В этом случае цена импортного товара
на внутреннем pынкe поднимается выше мировой.
Так как к мировой цене прибавляется величина
тарифа на импорт. Тарифы защищают отечественных
производителей, занятых в импортно замещающих
отраслях, но отечественные потребители
проигрывают
При таком положении у отечественных производителей
есть возможность расширять производство,
поскольку они не платят тариф, а следовательно,
«золотое равенство» предельных издержек
и пределього дохода достигается отечественными
фиpмaми при большем объеме выпуска товаров,
которые для них является оптимальным.
Виды
таможенных пошлин.
Таможенная
пошлина - обязательный взнос, взимаемый
таможенными органами при импорте или
экспорте товара и являющийся условием
импорта или экспорта. Таможенные пошлины
выполняют три основные функции:
- фискальную, которая относится и к импортным,
и к экспортным пошлинам, поскольку они
являются одной из статей доходной части
государственного бюджета;
- протекционисткую
(защитную), относящуюся к импортным пошлинам,
поскольку с их помощью государство ограждает
местных производителей от нежелательной
иностранной конкуренции;
- балансировочную, которая относится к экспортным
пошлинам, установленным с целью предотвращения
нежелательного экспорта товаров, внутренние
цены на которые по тем или иным причинам
ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин. По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к
таможенной стоимости облагаемых товаров
(например, 20% от таможенной стоимости);
- специфические - начисляются в установленном
размере за единицу облагаемого товара
(10 долл за 1 т);
- комбинированные - сочетают оба названных вида
таможенного обложения (20%от таможенной
стоимости, но не более 10 долл за 1 т).
По
объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются
на импортные товары при выпуске их для
свободного обращения на внутреннем рынке
страны. Применяются для защиты национальных
производителей.
- экспортные - пошлины, которые накладываются
на экспортные товары при выпуске их за
пределы таможенной территории государства;
- транзитные - пошлины, которые накладываются
на товары, перевозимые через территорию
данной страны транзитом. Используются
крайне редко преимущественно как средство
торговой войны;
По
характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются
для оперативного регулирования международной
торговли продукцией сезонного характера.
Прежде всего с/х. Срок действия не превышает
несколько месяцев;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются
в случае ввоза в страну товаров по цене
более низкой, чем их нормальная цена в
экспортирующей стране, если такой импорт
наносит ущерб национальным производителям
подобных товаров либо препятствует организации
и расширению национального производства
таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые на
импорт тех товаров, при производстве
которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если их импорт наносит ущерб
национальным производителям таких товаров.
По
происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании
односторонних решений органов государственой
власти страны;
- конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на
базе дву- или многосороннего соглашения,
такого как ГАТТ или соглашения о таможенном
союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие
ставки по сравнению с обысно действующим
таможенным тарифом, которые накладываются
на основе многосторнних соглашений на
товары, происходящие из развивающихся
стран. Цель их - поддержать экономическое
развитие этих стран за счет расширения
их экспорта.
По
типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого
единовременно установлены органами государственной
власти и не могут изменяться в зависимости
от обстоятельств. Подавляющее большинство
стран мира имеет тарифы с постоянными
ставками;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого
могут изменяться в установленных органами
государственной власти случаях (при изменении
уровня мировых или внутренних цен, уровня
государственных субсидий). Используются
редко, например, в Западной Европе в рамках
единой с/х политики.
По
способу вычисления:
- номинальные - тарифные ставки, указанные
в таможенном тарифе. Они могут дать только
самое общее представление об уровне таможенного
обложения, которому страна подвергает
свои импорт и экспорт;
- эффективные - реальный уровень таможенных
пошлин на конечные товары, вычисленные
с учетом уровня пошлин, наложенных на
импортные узлы и детали этих товаров.
Оптимальная
ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий
максимизацию уровня национального экономического
благосостояния. Оптимальный тариф имеет
следующие основные черты, которые необходимо
учитывать при осуществлении государственной
внешнеэкономической политики:
- ставка оптимального тарифа всегда положительна
и находится в промежутке между 0 и запретительной
ставкой тарифа;
- она всегда относительно невелика и обратно
пропорциональна эластичности импорта;
- оптимальный тариф ведет к экономическому
выигрышу одной страны, но к потерям международной
экономики в целом.
тарифной
квоты. Это разновидность переменных
таможенных пошлин, ставки которых зависят
от объема импорта товара: при импорте
в пределах определенных количеств он
облагается по базовой внутриквотной
ставке тарифа, при превышении определенного
объема импорт облагается по более высокой
сверхквотной ставке.
В дополнение к тарифным методам государственного
регулирования международной торговли
правительства широко используют нетарифные методы
- количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие
от таможенных тарифов, слабо поддаются
количественной квалификации и поэтому
плохо отражены в статистике. Именно эта
характеристика нетарифных методов дает
возможность правительствам использовать
отдельные из них или какую-либо их комбинацию
для достижения своих целей в области
торговой политики.
Для измерения нетарифных методов обычно
используется один из следующих индексов:
- индекс частотности - индекс, показывающий долю
тарифных позиций, покрытых нетарифными
ограничениями;
- индекс покрытия торговли - показывает стоимостную долю
экспорта или импорта, покрытую нетарифными
ограничениями.
- индекс воздействия
на цены - соотношение цены мирового
рынка и внутренней цены на товар, импорт
или экспорт которого подвергается нетарифным
ограничениям.
Правительство чаще отдает предпочтение
нетарифным методам, т.к. политически они
считаются более приемлемыми потому, что
не являются дополнительным налоговым
бременем для населения. Кроме того, они
более удобны для достижения искомого
результата. Наконец, нетарифные ограничения
почти не регулируются международными
соглашениями, и, используя их правительства
чувствуют себя свободнее, чем при введении
тарифных ограничений, которые регулируются
ВТО.
Количественные
ограничения - административная форма нетарифного
государственного регулирования торгового
оборота, определяющая количество и номенклатуру
товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Они могут применяться по решению правительства
одной страны или на основе соглашений,
координирующих торговлю определенным
товаром.
характера.
Квота - количественная нетарифная
мера ограничения экспорта или импорта
товара определенным количеством или
суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются
на:
- экспортные - вводятся либо в соответствии
с международными стабилизационными соглашениями,
устанавливающими долю каждой страны
в общем экспорте определенного товара,
либо правительством страны для предотвращения
вывоза товаров, дефицитных на внутреннем
рынке;
- импортные - вводятся национальным правительством
для защиты местных производителей, достижения
сбалансированности торгового баланса,
регулирования спроса и предложения на
внутреннем рынке, а также в ответ на дискриминационую
торговую политику других государств. По охвату квоты делятся на:
- глобальные - устанавливаются на экспорт
и импорт определенного товара на определенный
период времени вне зависимости от того,
из какой страны он экспортируется. Их
смысл заключается в обеспечении необходимого
уровня внутреннего потребления;
- индивидуальные - установленная в рамках
глобальной квоты квота каждой страны,
экспортирующей или импортирующей товар.
Они устанавливаются на основе двусторонних
соглашений, которые дают основные преимущества
в экспорте или импорте тем странам, с
которыми имеются тесные взаимные политические,
экономические или иные интересы.
Тесно связан с квотированием другой вид
госрегулирования внешнеэкономической
деятельности, называемый лицензированием. Лицензирование -регулирование внешнеэкономической
деятельности через разрешения, выдаваемые
госорганами на экспорт или импорт товара
в установленных количествах за определенный
период времени. Оно может быть составной
частью процесса квотирования или быть
самостоятельным инструментом регулирования.
В первом случае лицензия является лишь
документом, подтверждающим право ввезти
или вывезти товар в рамках полученной
квоты. Во втором же случае лицензия приобретает
ряд конкретных форм (разовая, генеральная,
глобальная, автоматическая). Лицензии распределяются с помощь,
следующих механизмов :
- аукцион, который считается самым экономически
эффективным способом распределения лицензий,
способным принести доходы государственной
казне, сравнимые с доходами от таможенной
пошлины на тот же товар;
- система явных предпочтений - закрепление
правительством лицензий за определенными
фирмами пропорционально объемам их импорта
за предшествующий период или пропорционально
структуре спроса среди национальных
импортеров;
- распределение лицензий на внеценовой
основе - выдача правительством лицензий
тем фирмам, которые продемонстрировали
свою способность осуществить экспорт
или импорт наиболее эффективным образом.
Количественное ограничение импорта в
страну может быть достигнуто не только
за счет действий ее правительства по
введению импортного тарифа или импортных
квот, но и в результате мер, принятых правительством
экспортирующей страны в рамках т.н. "добровольных"
ограничений экспорта. " Добровольное"
ограничение экспорта - количественное ограничение
экспорта, основанное на обязательстве
одного из партнеров по торговле ограничить
или, по крайней мере, не расширять объем
экспорта, принятом в рамках официального
межправительственного или неофициального
соглашения об установлении квот на экспорт
товара
Технические
барьеры - скрытые методы торговой политики,
возникающие в силу того, что национальные
технические, административные и иные
нормы и правила построены так, чтобы препятствовать
ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные
барьеры технического характера - требования
о соблюдении национальных стандартов,
о получении сертификатов качества импортной
продукции, о специфической упаковке и
маркировке товаров, о соблюдении определенных
санитарных норм, включая проведение мероприятий
по охране окружающей среды, о соблюдении
усложненных таможенных формальностей
и требований законов о защите потребителей
и многое другое.
Внутренние
налоги и сборы - скрытые методы торговой политики,
направленные на повышение внутренней
цены импортного товара и сокращение тем
самым его конкурентоспособности на внутреннем
рынке.
Политика
в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики,
требующий от государственных органов
и предприятий покупать определенные
товары только у национальных фирм, даже
несмотря на то.
Требование
о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики
государства, законодательно устанавливающего
долю конечного продукта, которая должна
быть произведена национальными производителями,
если такой продукт предназначается для
продажи на внутреннем рынке. Развивающиеся
страны применяют этот метод в рамках
политики импортозамещения, развитые
- с целью сохранения уровня занятости.
Финансовые
методы торговой политики. Если правительство считает
необходимым стимулировать экспорт национальных
производителей, то оно может в той или
иной форме предоставлять им субсидии
из бюджета.
Субсидии - денежные выплаты, направленные
на поддержку национальных производителей
и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат они делятся на:
- прямые - непосредственные выплаты экспортеру
после совершения им экспортной операции
на сумму разницы его издержек и полученного
им дохода. С начала 60-х годов они применялись
при экспорте судов, авиационной техники
и других дорогостоящих товаров промышленного
экспорта. Ныне запрещены правилами ВТО;
- косвенные- скрытое дотирование экспортеров
через предоставление льгот по уплате
налогов, льготные условия страхования,
займов по ставке ниже рыночной, возврат
импортных пошлин и пр.;
Внутренняя
субсидия - наиболее замаскированный финансовый
метод торговой политики и дискриминации
против импорта, предусматривающий бюджетное
финансирование производства внутри страны
товаров, конкурирующих с импортными.
Экспортная
субсидия - финансовый нетарифный метод
торговой политики, предусматривающий
бюджетные выплаты национальным экспортерам,
что позволяет продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, чем
на внутреннем рынке, и форсировать тем
самым экспорт. Принципиальное различие
между импортным тарифом и субсидированием
экспорта как средствами торговой политики
заключается в том, что первый приводит
к повышению внутренней цены на импортные
товары, в то время как второе приводит
к повышению внутренней цены экспортных
товаров.
Экспортое
кредитование - метод финансовой нетарифной
внешнетороговой политики, предусматривающий
финансовое стимулирование государством
развития экспорта национальными фирмами.
Оно может иметь форму:
- субсидирование кредитов национальным
экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными
банками под ставку процента ниже рыночной;
- государственных кредитов иностранным
импортерам при обязательном условии
закупки товаров только у фирм страны,
предоставившей такой кредит (связанный
кредит);
- страхования экспортных рисков национальных
экспортеров, которые включают коммерческие
и политические риски;
Экспортные
кредиты бывают:
- краткосрочными - на срок до 1 года, используются
для кредитования экспорта потребительских
товаров и сырья;
- среднесрочными- на срок от 1 до 5-ти лет, используются
для кредитования экспорта машин и оборудования;
- долгосрочными - на срок более 5 лет, используются
для кредитования экспорта инвестиционных
товаров и больших проектов.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования
в условиях обострения конкурентной борьбы
может принимать крайние формы, направленные
на подавление конкурентов и вытеснение
их с рынка.
Демпинг - метод финансовой нетарифной
торговой политики, заключающийся в продвижении
товара на внешний рынок за счет снижения
экспортных цен ниже нормального уровня
цен, существующего в этих странах. Он
может принимать одну из следующих форм:
- спорадический демпинг - эпизодическая
продажа излишних запасов товаров на внешний
рынок по заниженным ценам. Происходит
тогда, когда внутренние объемы производства
товара превышают емкость внутреннего
рынка;
- преднамеренный демпинг - временное умышленное
снижение экспортных цен с целью вытеснения
конкурентов с рынка и последующего установления
монопольных цен.
- постоянный демпинг - постоянный экспорт
товаров по цене ниже справедливой.
- обратный демпинг - завышение цен на экспорт
по сравнению с ценами продажи тех же товаров
на внутреннем рынке.
- взаимный демпинг - встречная торговля
двух стран одним и тем же товаром по заниженным
ценам.
Необходимыми условиями для осуществления
демпинга являются:
- различия в эластичности спроса на товар
в различных странах - спрос внутри страны
должен быть менее эластичным по цене,
чем спрос за рубежом;
- ситуация несовершенной конкуренции,
которая позволяла бы производителю устанавливать
и диктовать цены;
- сегментированность рынка, т.е. способность
производителя отгородить внутренний
рынок, где он продает товар по высоким
ценам, от внешнего рынка, где он это делает
по более низким ценам.
Демпинг запрещен как международными
правилами в рамках ВТО, так и национальными
антидемпинговыми пошлинами в случае
обнаружения факта демпинга. Под последними
понимается временный сбор в размере разницы
между ценами продажи товара на внутреннем
и внешнем рынках, вводимый импортирующей
страной в целях нейтрализации негативных
последствий нечестной ценовой конкуренции
на основе демпинга. |