Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:21, шпаргалка
1. Понятие и сущность мировой экономики.
...
5. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
...
34. Понятие валютного курса и факторы его определяющие.
30. Мировой рынок капиталов принципы ценообразования. |
32. Международные инвестиции и сбережения. Уровни мировых сбережений и накоплений. Сбережения и накопления находятся в неразрывной взаимосвязи. Сбережения обычно предшествуют накоплению и представляют собой формирование денежного капитала, важную роль в процессе которого играют кредитные учреждения. Уровень мировых сбережений резко менялся в последние три десятилетия. Он плавно повышался в 50—60-е годы, в 70-е годы резко возрос в связи с энергетическим кризисом и значительно снизился в 80-е годы. При подсчете на базе покупательной способности валют норма мировых сбережений равнялась 23% в 1960— 72 гг., 25% - в 1973-1980 и 22,5%- в 1981-1995 гг. Понижение доли сбережений связано прежде всего с их coкращением в государственном секторе индустриальных стран. Вo многих промышленно развитых странах норма сбережен) частного сектора оставалась в пределах 20% в 60—80 годы, норма сбережений государственного сектора сократилась с 4 до 1/2% и в последние годы опустилась почти до нулевой отметки. В противоположном направлении развивался процесс сбережений в развивающихся странах, где норма сбережений увеличилась с 19% в 1970 г. до 27% в 1996 г. Восточноевропейские страны ранее отличались высоким уровнем сбережений в определенной мере в связи со сдерживанием потребления, а также в связи с относительно высокими темпами роста. В 90-е годы норма сбережений там значительно снизилась. Накопление капитала проявляется в увеличении капиталовложений и производственных фондов. Среднегодовые объемы инвестиций, в мировом хозяйстве изменялись соответственно динамике мировых сбережений, за исключением 70-х годов. С 1950 по 1970 гг. инвестиционная квота устойчиво росла, достигнув почти 27% ВВП в 1973 г. Затем она снизилась до 20— 22% в 1983 г, после чего вновь начала возрастать, но не достигла уровня начала 70-х годов. Снижение нормы накопления в середине 70-х — начале 80-х годов пришлось на страны, в которых в результате энергосырьевого кризиса большие объемы средств труда оказались неэффективными, несмотря на то, что они относились к образцам конца 60-х годов. Перенос стоимости оказался затрудненным в связи с падением загрузки мощностей. Отсутствие на рынке оборудования, эффективного при той системе относительных цен, стало важной причиной, .обусловившей образование инвестиционной паузы в середине 70-х годов. В целом изменения в динамике мировых капиталовложений соответствовали движению экономического цикла, они повышались в периоды подъемов и снижались во время спадов. Были и другие причины.
В мировом хозяйстве в 80-х годах
произошло увеличение реальных учетных
ставок. Они поднялись с низкой
и часто отрицательной реальной
величины до самого высокого в истории
уровня, который сохранялся до конце
80-х годов. Повышению реальных ставок
способствовали ограничительная валютная
политика индустриальных стран, а также
огромный дефицит федерального бюджета
США, который финансировался сбережениями
из других стран. Высокий уровень
реальных учетных ставок не сопровождался
увеличением нормы сбережения. Она
сократилась во всех промышленно
развитых странах в 80-е годы. |
35. Регулирование валютного курса. |
23. Платежный баланс и факторы влияющие на его состояние. |
22. Экономическое содержание торгового баланса
Торговый баланс формируется как разница между импортом и экспортом товаров (без учета услуг). Торговый баланс - один из ключевых показателей. Он отражает результаты участия страны в международной торговле и является составной частью платежного баланса (Current Account). Баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства, т.е. разница между экспортом и импортом. Вначале анализируют экспорт, т.к. он имеет прямое влияние на значение прироста в экономике. Импорт, в свою очередь, отражает спрос на товары внутри страны (прирост импорта отражает формирование запасов, что может свидетельствовать о возможном последующем медленном приросте в продажах). На значение торгового баланса оказывает влияние валютный курс, который корректирует номинальную величину поступлений от импорта в местной валюте. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз - пассивным (отрицательное сальдо). Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты. В последние годы сальдо торгового баланса США является пассивным, в связи с чем индикатор обозначается как "Дефицит торгового баланса" (Trade Deficit). Реакция рынка зависит от актуальности для экономики результатов торгового баланса на данный момент. Следует отметить, что волатильность месячных показателей торгового баланса может играть важную роль в прогнозировании ВВП. Происходит это потому, что объём импорта вычитается из ВВП, а объём экспорта прибавляется к нему. При уменьшении торгового дефицита США вследствие увеличения экспортных операций увеличивается потребность в национальной валюте. |
29. Сущность, причины и формы международной миграции капитала. Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам доход. Согласно современным теориям основными причинами миграции капитала являются: • относительный его избыток в данной стране, перенакопление капитала; • разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда, где она выше; • наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок; • стремление фирм к географической диверсификации производства; • растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал; • несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение в различных сферах и отраслях экономики страны; • возможность монополизации местного рынка; • наличие в странах ввоза капитала более дешевого сырья или рабочей силы; • стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат. Вывозимый (ввозимый) капитал можно характеризовать по разным признакам. По источникам
происхождения перемещающийся капитал делится
на официальный, предоставляемы По форме вывоз (ввоз) капитала может осуществляться в денежном или товарном виде. Вывоз машин, оборудования, патентов, ноу-хау в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой фирмы представляет собой вывоз капитала в товарной форме, а предоставление, например, займов или кредитов зарубежным фирмам или правительству – это вывоз капитала в денежной форме. По характеру использования капитал делится на предпринимательский и ссудный. Предпринимательский капитал – это средства, прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство в целях получения прибыли. В свою очередь предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции – это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями. Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму: • филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору; • дочерней компании – предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50%; • ассоциированной компании – предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее .50%. В современных условиях основная часть прямых зарубежных инвестиций приходится на долю международных корпораций. Именно прямые зарубежные инвестиции – важный признак международной корпорации. Сегодня на долю 100 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций. Портфельные зарубежные инвестиции – это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения акций, облигаций, казначейских векселей, опционов, фьючерсов, варрантов, свопов и т.п. Цель портфельных инвестиций – получение дохода за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг и выплачиваемых дивидендов. На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в доходности ценных бумаг в разных странах, степень риска по этим вложениям, желание фирм диверсифицировать (разнообразить) свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения. Преимущество портфельных инвестиций по сравнению с прямыми заключается в том, что они обладают более высокой ликвидностью, т.е. возможностью быстрого превращения в валюту. |
27.Положительные и отрицательные результаты международной трудовой миграции.
Несмотря на наличие
безработицы в развитых странах
Запада, предприниматели широко используют
иностранных рабочих из государств
с менее высоким уровнем Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами. В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу. Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж. В условиях формирования
все более прочных Центрами притяжения
иностранных рабочих и Позитивные последствия -вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике; -иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте; -достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 2002 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.; -иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики. -Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны): позитивные для экономики в целом: -эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда; -из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие; -переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны; -при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов. Негативные: -страна теряет часть
трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном
возрасте, в результате чего происходит
старение трудовых ресурсов; -теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку; -происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом. Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики. Рассмотренные негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций. |
18. Международные
организации и их роль в
международных экономических В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Начиная с создания
в 1815 году Центральной комиссии навигации
по Рейну международные Для современных
международных организаций В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета. Главным признаком
неправительственных По характеру
членства международные организации
делятся на межгосударственные и
неправительственные. По кругу участников
международные организации Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов. Первый шаг предполагает
созыв международной Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др. Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Усиление интернационализации хозяйственной жизни привело к резкому увеличению числа связанных с мировой экономикой и международными экономическими отношениями проблем, которые не мот быть решены на двусторонней основе, а требуют участия значительного числа государств или даже всех государств мира, что особенно важно при решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные , в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации. Под международными
правительственными экономическими организациями
здесь понимаются международные
организации, членами которых являются
государства и которые В резолюции Экономического
и Социального Совета ООН (ЭКОСОС)
от 27 февраля 1950г. Содержится следующее
определение международных В настоящее время
количество международных Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды: 1.Межгосударственные
универсальные организации, Всемирная торговая организация. Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы. Целью ВТО является
либерализация международной Функции: Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их имплементацией. Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли. Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров. Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.Наблюдение за торговой политикой государств. Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики. Объединяет 144 страны. Организация стран – экспортеров нефти – ОПЕК. ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки. Цели: Координация и унификация нефтяной политики государств – членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний. Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран – производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран – потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. В составе ОПЕК – 12 стран – членов. Членами – учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ. Международная торговая палата – МТП. Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это – действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран. Цели: Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов. Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли. Защита системы частного предпринимательства. Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями. Функции: Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса. Представлять рекомендации правительству страны, где проходит встреча «Группы 8». Представлять точки зрения, существующие в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях. Обеспечивать гармонизацию торговой практики. Подготавливать принимаемые добровольно кодексы поведения в сфере бизнеса. Рассматривать вопросы, затрагивающие предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику. Комментировать законодательные предложения и другие изменения, затрагивающие сферу деятельности МТП, и доводить до сведения мировой общественности свои взгляды. - Бороться с экономической преступностью. Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД. Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Членами ЮНКТАД являются 185 государств – членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства. Цели: содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах; установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии; рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли; согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. Функции: Регулирование торговых и экономических отношений между государствами. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем. Регулирование ограничительной деловой практики.Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг. Содействие координации деятельности в рамках ООН. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО). Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО – МТЦ. Создан в 1964 году по решению стран – членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов. С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ. В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства – члены ВТО и ЮНКТАД. Цели: содействие созданию в развивающихся странах инфрастуктуры для стимулирования торговли; выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков; создание специализированных национальных служб содействия торговле; стимулирование развития торговли на многосторонней основе; подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций. Функции: 1) содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности; 2) оказание услуг по технике осуществления торговых операций; 3) предоставление информации о международной торговле; 4) оказание содействия в подготовке кадров; 5) предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций; 6) определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли. Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам. 2.Межгосударственные
организации регионального и
межрегионального характера, 3.Международные
экономические организации, 4.Международные
экономические организации, Различные торгово-экономические,
валютно-финансовые и кредитные, отраслевые
или специализированные экономические
и научно-технические
|
10. Показатели, характеризующие активность в мировой торговле. Существует ряд показателей, характеризующих активность страны в мировой торговле: 1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Характеризует степень включения страны во внешнеэкономические связи. 2. Экспортный потенциал – это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики. 3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт. 4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики. 5. Сравнительное соотношение
доли страны в мировом 6. Объем экспорта в
расчете на душу населения хара |
19. Интеграционные структуры в современной мировой экономике. Субъектами мировой экономики являются:
Для субъектов характерно как взаимодействие, так и противостояние. Отраслевая структура
экономики представляет собой совокупность
качественно однородных групп хозяйственных
единиц, характеризующихся особыми
условиями производства в системе
общественного разделения труда
и играющих специфическую роль в
процессе расширенного производства.
Традиционно отраслевая структура
мировой экономики
Такая классификация основана
на международных стандартах формирования
структурных элементов мировой
экономики: она исходит из Международной
стандартной отраслевой класиификации
всех видов экономической Каждая из этих базовых отраслей может далее подразделяться на укрупненные отрасли, подотрасли и виды производства. Отраслевые пропорции или, отраслевая структура представляют собой соотношения удельных весов отдельных отраслей. Первичные отрасли – сельское хозяйство и добывающая промышленность. Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие сырье первичных отраслей. Третичный сектор – сфера услуг (финансы, страхование, образование, культура, наука, здравоохранение, деловые и иные услуги), транспорт, торговля и связь. К основным чертам современной мировой экономики относятся:
|
16. Роль
национального государства в
международных экономических
Хорошее государство
не роскошь, а насущная необходимость
для развития», – констатируется
в докладе Мирового банка (1997 г.).
В 90-х гг. стал очевиден пересмотр
значения государства в экономическом
развитии. Сегодня более пристальное
внимание к роли государства обусловлено
драматическими преобразованиями в
мировой экономике, коренным образом
изменившими среду, в которой
действует государство. Теперь оно,
реализуя стратегию национального
хозяйственного роста, все более
должно принимать во внимание и глобальную
экономическую систему. Миропорядок
стремительно меняется, и власть, не
сумев адаптироваться, рискует потерять
(или существенно снизить) возможность
управлять как социально- Активное формирование
глобального частного предпринимательства
дает новое содержание понятию экономического
роста. Функция поддержания Соотношение «государство
– частное предпринимательство»
существенно меняется. Оценка участия
государства в экономике Развивающиеся страны
добились заметных успехов в индустриализации,
чему в немалой степени Либерализация, означавшая по сути повышение роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тетчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В развивающихся странах их активно проводили МБРР и МВФ. Все это было многократно усилено началом экономических реформ в странах Восточной Европы. Однако признание
рыночных рычагов само по себе не способно
улучшить экономику. Одно лишь изменение
форм собственности не повышает эффективности
производства. Более того, ослабление
позиций государства при Мировое сообщество накопило разнообразный опыт в изменении форм собственности. Конец 80-х гг. был периодом массовой денационализации госпредприятий. В развивающихся странах в 1988-1992 гг. доля выплат за приватизированную государственную собственность в ВВП приближалась к 70%. К сожалению, размер поступлений в бюджет от приватизации заметно ниже этой цифры. Государство остается крупным собственником, но управлять своим имуществом не умеет. В переходных экономиках ожесточенные схватки вокруг дележа государственной собственности оттеснили более актуальную проблему – как обеспечить приватизированные предприятия ресурсами, сделать их прибыльными. Трудности управления усугублялись тем, что предшествующие годы бюрократического руководства привели к моральному и физическому старению производственных мощностей, избыточной занятости, особенно административного персонала. Приватизация не смогла покончить с монополизмом, типичным для планового хозяйства. Монополия же частника ничуть не лучше государственной. Отсутствие или крайняя слабость конкуренции стали одной из причин обвального роста цен в пост социалистических странах. Политика государства была сосредоточена на изменении формы собственности, а не на создании конкурентной среды, способствующей более равномерному распределению доходов и тем самым созданию социального и политического климата, благоприятного для функционирования экономики рынков. Слабость конкуренции ограничивает формирование экспортного сектора: здесь, как и до начала реформ, преобладает сырье. Между тем задача государства состоит в создании соответствующего общественного климата: признании и защите частной собственности, ограничении монополизма. Иными словами, речь идет об укреплении институций, которые образуют социально-экономическое пространство страны. Нестабильность институций всегда препятствует развитию здорового частного предпринимательства. В то же время надо видеть трудность и длительность создания адекватной рынку среды. Страны Запада создавали ее почти два столетия. Слабость законодательной
среды, ее излишняя подвижность, низкая
эффективность порождают Формально «эффективное
государство» – почти никем не
оспариваемая аксиома. Но, к сожалению,
ни одно исследование не дает практических
рекомендаций по созданию аппарата, адекватного
политике развития. Опыт многих стран
показывает, что периоды активного
участия государства в Для государств, стремящихся проводить политику развития и повышения степени свободы экономики, МБРР в конце тысячелетия предлагает некую модель, основанную на двух посылах: соизмерении действий государства с его потенциалом (не пытаться сделать слишком многое, имея ограниченные ресурсы) и улучшении работы государственного аппарата (через сотрудничество всех слоев общества и ограничение проявлений волюнтаризма). Успешного воплощения этой модели, правда, не видно. |