Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:21, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность мировой экономики.
...
5. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
...
34. Понятие валютного курса и факторы его определяющие.

Файлы: 1 файл

Ekonomika.docx

— 194.60 Кб (Скачать файл)

 

30.  Мировой рынок капиталов принципы ценообразования.

 
 Поскольку вывоз капитала — это  перемещение денег за границу  либо с целью извлечения предпринимательской  прибыли, либо с целью получения  процентов, постольку принято различать  вывоз капитала в двух формах: предпринимательской  и ссудной. Вывоз предпринимательского капитала означает инвестиции в экономику той или иной страны, т.е. вложения с целью получения прибыли. Вывоз ссудного капитала - международные займы и кредиты (как правило, долгосрочные), приносящие ссудный процент стране-кредитору. Таким образом, можно говорить о мировом рынке капиталов, который в свою очередь является частью мирового финансового рынка. Последний, так же как и любой национальный рынок, помимо рынка капиталов включает в себя денежный рынок.  
 Мировой денежный рынок определяет соотношение спроса и предложения на краткосрочные платежные средства. Это, как правило, международный коммерческий кредит, предоставляемый для покупки товаров и оплаты услуг. Мировой рынок капиталов регулирует движение долгосрочных активов в форме инвестиций и долгосрочных кредитов.  
 Долгосрочное кредитование — это кредиты банков, государства покупателям машин и оборудования, а также кредиты иностранных правительств и отдельных фирм.  
Финансирование инвестиций предполагает вложение в создание за границей производственного капитала. Основными субъектами этого процесса являются частный бизнес и государство. 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Международные инвестиции и сбережения.

 
Наиболее представительны частные инвестиции. Инвесторами в данном случае выступают частные лица, банки, страховые, инвестиционные компании и т.п. Вложения осуществляются ими в двух формах: портфельных и прямых.  
Портфельные инвестиции — это ценные бумаги, фигурирующие в портфеле страны, предоставившей капиталы. К ним, прежде всего, относятся акции и облигации, размещенные в крупных финансовых центрах. В этом случае при покупке ценных бумаг контроль не устанавливается.  
Прямые инвестиции дают право инвестору контролировать управление на предприятиях заемщика. В большинстве случаев речь идет, прежде всего, об инвестициях за счет собственных средств. Среди них:  
-                     инвестиции компаний в свои зарубежные филиалы и отделения;  
-                     инвестиции граждан данной страны в предприятия, созданные ими для ведения дел за рубежом;  
-                     инвестиции финансовых групп в иностранные компании (в управлении которых они занимают доминирующие позиции) для обеспечения своего долевого участия в их капитале.  
Поскольку главное при осуществлении прямых инвестиций не собственность, а контроль, постольку их признаком является наличие господствующих позиций в управлении. Для определения этих позиций Международный валютный фонд выдвинул три критерия:  
-                     принадлежность инвесторам 50% или более капитала, дающего право голоса;  
-                     концентрация 25% или более капитала в руках одного владельца;  
-                     доминирующая роль иностранцев в практике определения политики предприятия.  
Движение частных инвестиций характеризуется перемещением по следующим направлениям:  
а) между странами с высокоразвитой промышленностью, где имеет место движение портфельных инвестиций;  
б) в страны, располагающие уже достаточно значительным промышленным потенциалом (Австрия, Канада, ЮАР, Бразилия. Мексика), где прямые инвестиции более значительны, чем портфельные;  
в) в страны со слаборазвитой экономикой, но обладающие богатыми сырьевыми ресурсами, куда направляются только прямые капитальные вложения.  
Прямое инвестирование в современных условиях имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего необходимо отметить возрастание прямых инвестиций по сравнению с другими формами движения капитала.  
Прямые государственные инвестиции включают в себя:  
-                     предпринимательскую деятельность государства на иностранной территории;  
-                     покупку акций частных компаний с целью их контроля;  
-                     вложение капиталов в колониальные владения или протектораты.  
Источником мировых инвестиций, так же как и национальных, являются сбережения. Равновесие мировых инвестиций и сбережений определяет мировую равновесную ставку процента. По сути, это реальная процентная ставка, преобладающая на мировом рынке капиталов. При этом равенство национальных инвестиций и сбережений необязательно.  

Уровни мировых  сбережений и накоплений. Сбережения и накопления находятся в неразрывной  взаимосвязи. Сбережения обычно предшествуют накоплению и представляют собой  формирование денежного капитала, важную роль в процессе которого играют кредитные  учреждения. Уровень мировых сбережений резко менялся в последние  три десятилетия. Он плавно повышался  в 50—60-е годы, в 70-е годы резко  возрос в связи с энергетическим кризисом и значительно снизился в 80-е годы. При подсчете на базе покупательной способности валют норма мировых сбережений равнялась 23% в 1960— 72 гг., 25% - в 1973-1980 и 22,5%- в 1981-1995 гг. Понижение доли сбережений связано прежде всего с их coкращением в государственном секторе индустриальных стран. Вo многих промышленно развитых странах норма сбережен) частного сектора оставалась в пределах 20% в 60—80 годы, норма сбережений государственного сектора сократилась с 4 до 1/2% и в последние годы опустилась почти до нулевой отметки. В противоположном направлении развивался процесс сбережений в развивающихся странах, где норма сбережений увеличилась с 19% в 1970 г. до 27% в 1996 г. Восточноевропейские страны ранее отличались высоким уровнем сбережений в определенной мере в связи со сдерживанием потребления, а также в связи с относительно высокими темпами роста. В 90-е годы норма сбережений там значительно снизилась.

Накопление капитала проявляется  в увеличении капиталовложений и  производственных фондов. Среднегодовые объемы инвестиций, в мировом хозяйстве изменялись соответственно динамике мировых сбережений, за исключением 70-х годов. С 1950 по 1970 гг. инвестиционная квота устойчиво росла, достигнув почти 27% ВВП в 1973 г. Затем она снизилась до 20— 22% в 1983 г, после чего вновь начала возрастать, но не достигла уровня начала 70-х годов. Снижение нормы накопления в середине 70-х — начале 80-х годов пришлось на страны, в которых в результате энергосырьевого кризиса большие объемы средств труда оказались неэффективными, несмотря на то, что они относились к образцам конца 60-х годов. Перенос стоимости оказался затрудненным в связи с падением загрузки мощностей. Отсутствие на рынке оборудования, эффективного при той системе относительных цен, стало важной причиной, .обусловившей образование инвестиционной паузы в середине 70-х годов. В целом изменения в динамике мировых капиталовложений соответствовали движению экономического цикла, они повышались в периоды подъемов и снижались во время спадов. 

Были и другие причины. В мировом хозяйстве в 80-х годах  произошло увеличение реальных учетных  ставок. Они поднялись с низкой и часто отрицательной реальной величины до самого высокого в истории  уровня, который сохранялся до конце 80-х годов. Повышению реальных ставок способствовали ограничительная валютная политика индустриальных стран, а также  огромный дефицит федерального бюджета  США, который финансировался сбережениями из других стран. Высокий уровень  реальных учетных ставок не сопровождался  увеличением нормы сбережения. Она  сократилась во всех промышленно  развитых странах в 80-е годы.  
На изменение инвестиционной квоты влияют сдвиги в ценах. Если цены инвестиционных товаров снижаются по отношению к потребительским ценам, то можно больше инвестировать в реальном исчислении при том же уровне сбережений. С 1973 г. цены на инвестиционные товары упали относительно других товаров и услуг, но при этом реальная величина капиталовложений могла сохраниться при уменьшении доли инвестиционных расходов. Поэтому величина инвестиционной квоты снижается меньше, если проводить измерения в неизменных ценах и валютных курсах, по сравнению с подсчетами в текущих ценах. Но и в этом случае в 80-е годы отмечалась понижательная тенденция.  
В мировом хозяйстве, как целом, уровни сбережений и капиталовложений идентичны.  
Источники сбережений и накоплений. На макро- и ,микро-( уровнях сбережения и накопления мобилизуются из различных источников хозяйствующих субъектов. Это амортизация и нераспределенная прибыль компаний. В структуре накопления компаний доля расходов на возмещение потребленного основного капитала (амортизация) довольно стабильна. В среднем она составляет чуть больше половины инвестиций, возрастая в периоды кризисов и сокращаясь в годы экономических подъемов. Чистые накопления, формирующиеся за счет нераспределенной прибыли, непосредственно увеличивают производственные фонды компаний. Фирмы со слабым доступом к рынку ссудных капиталов стремятся поддерживать высокий уровень нераспределенных прибылей и меньше платить дивидендов. Хотя компании обеспечивают основную массу капиталовложений промышленно развитых странах (50—80%), их чистые 17% общего объема капиталовложений.  
Сбережения домашних хозяйств в промышленно развитых странах в 80-90-е годы уменьшились. Эту тенденцию вызвал ряд факторов. В частности, либерализация потребительского кредита привела к снижению сбережений на крупные покупки. Роль домашних хозяйств в сбережениях резко варьируется от страны к стране. Во второй половине 80-х годов на их долю приходилось от 9% валовых капиталовложений в Великобритании до 57% в Италии.  
С конца 80-х годов отмечалось увеличение сбережений государства, что определялось уменьшением потребностей в выпуске государственных займов. Резкое увеличение бюджетных дефицитов произошло в 70-е годы в связи с увеличением расходов на военные цели, социальное обеспечение при одновременном снижении деловой активности и налогообложения.  
В развивающихся странах внутренние сбережения также являются важнейшим источником пополнения производственных фондов, обеспечивая свыше 95% инвестиций. Норма внутренних сбережений значительно уменьшилась в странах, испытывающих трудности с обслуживанием внешнего долга. Анализ тенденций и структуры сбережений в развивающихся странах затруднен в связи со сложностью получения соответствующей информации по домашним хозяйствам, предпринимательскому и государственному секторам.  
28.Валютная система и ее эволюция Европейская и Ямайская валютные системы  
Европейская валютная система (ЕВС) – созданная членами ЕС зона скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности. Основными параметрами ЕВС являются:  
-          ограничение колебаний курсов валют в пределах 2,25% в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к экю;  
-          создание европейской валютной единицы – ЭКЮ (European Currency Unit) – расчетной единицы, курс которой определяется как взвешенное среднее курсов стран-членов ЕС;  
-          образование Европейского фонда валютного сотрудничества. Он был создан за счет взносов для: предоставления временной финансовой поддержки странам-членам ЕС; финансирования дефицита платежного баланса; осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки валютных курсов.  
Механизм регулирования валютных курсов в рамках ЕВС назывался «змеёй в туннеле» в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных пределах. Если отклонение курса от центрального паритета достигало 75% установленного соглашением размера, страна должна была принять ряд мер по недопущению выхода курса ее валюты за установленные пределы.  
В июне 1989 г. Комиссией европейских сообществ было принято решение о переходе европейских стран-членов ЕС к валютному и экономическому союзу. Этот переход предполагалось осуществить в три этапа. На первом, начавшемся в июле 1990 г. произошла полная ликвидация ограничений на движение капитала между странами ЕС и началось постепенное сближение ключевых макроэкономических показателей их экономик. На втором,который начался на основе соглашения о Европейском Союзе (Маастрихсткое соглашение), вступившего в силу в ноябре 1993 г., страны –члены пошли по пути дальнейшего углубления валютной интеграции на основе соглашения о конвергенции национальных экономик и создания механизма многостороннего наблюдения за этим процессом. Переход к третей стадии начался в 1999 г. и связан с введением единой европейской валюты и образование Европейского центрального банка.  
Ключевой в движении к полному валютному союзу стала вторая стадия, которая длилась с 1993 по 1999 годы. В этот период :  
-          были введены требования конвергенции – жесткие показатели сближения хозяйств в области государственных финансов, долгосрочных процентных ставок и валютных курсов. Чтобы претендовать на участие в валютном союзе, страна должна отвечать следующим требованиям: бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а валовой правительственный долг – 60% ВВП; инфляция потребительских цен не должна превышать инфляцию в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более чем на 1,5 процентных пункта; процентные ставки по долгосрочным долговым ценным бумагам правительства не должна превышать более чем на 2 процентных пункта процентные ставки в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией;  
-          создан Европейский валютный институт (ЕВИ) – организация стран ЕС, ответственная за осуществление координации валютной политики между ними, а также за подготовку создания Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики;  
-          создание механизма надзора за экономической политикой, который формируется из Совета ЕС и ЕВИ.  
Переход к единой валюте также включает три этапа. Первый продлился с момента определения участников валютного союза до взаимной фиксации их валютных курсов. После этого были упразднены ЕВС, экю и другие механизмы, а их функции переданы Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ), в которой главную роль играет Европейский ЦБ. Евро (единая европейская валюта) используется как безналичная валюта. Второй этаппродлится с момента фиксации валютных курсов до изъятия из обращения национальных валют, наряду с которыми будет обращаться безналичный евро. Третий этап должен начаться не позднее 1 января 2002 г. и ознаменуется выпуском в наличное обращение евро в виде банкнот и монет. Замена экю на евро произойдет по курсу 1:1, т.е. курс евро к остальным валютам участвующих стран будет соответствовать их курсу к экю. 

35. Регулирование валютного курса.

 
Формирование курса национальной денежной единицы в иностранной  называется валютной котировкой. При этом курс национальной денежной единицы может быть установлен в форме как прямой котировки (1,10,100 ед. иностранной валюты = х ед. национальной валюты. Формула Rb 1 = (x) $ 1 ), так и обратной котировки (1,10,100 ед. национальной валюты = х ед. иностранной валюты. Формула $ 1 = Rb x (1/ x)). Существует также кросс-котировка – выражение курсов двух валют друг к другу через курс каждой из них по отношению к третьей валюте, обычно доллару США.  
Котировки валютного курса имеют также и временное измерение. По этому критерию выделяются: спот-курс – курс, по которому обмениваются валюты в течение не более двух рабочих дней с момента достижения соглашения о курсе; форвардный курс – согласованный курс, по которому обмениваются валюты в определенной момент в будущем, более чем через три дня после достижения соглашения о курсе.  
Сравнимость национальных валют на стоимостной основе, по сути, выражает способность сравнивать стоимость различных товаров, произведенных в разных странах, а точнее, с помощью валютного курса сравниваются цены на товары в разных странах. В результате определяется выгодность покупки товаров или вложений капитала в экономику за рубежом по сравнению с данной страной.  
Валютный курс зависит от множества факторов, и в первую очередь от спроса и предложения валюты на рынке, поэтому все факторы, влияющие на спрос и предложение валюты, влияют и на ее курс. К таким факторам можно отнести:  
-          высокие темпы роста национального дохода в данной стране. Результатом этого будет увеличение доходов отдельных граждан, рост совокупного спроса на товары, в том числе и импортные, что приведет к увеличению спроса на иностранную валюту и росту ее курса;  
-          аналогично будет действовать и изменение в предпочтениях потребителей, ориентирующихся на импортные товары;  
-          высокие темпы инфляции в стране обесценивают национальную валюту, и ее курс начинает снижаться по отношению к валютам стран, где темпы инфляции ниже. Негативные последствия этого прежде всего ощущают страны, имеющие большой объем международных сделок. Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валюты, т.е. паритет покупательной способности, который представляет собой соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в сравниваемых странах. Рассчитываются взвешенные агрегированные паритеты любого уровня, вплоть до ВВП. Данные исчисления позволяют оценить ВВП с поправками на уровень жизни. МВФ устанавливает паритеты для больших зон планеты Согласно теории ППС валютный курс меняется в соответствии с необходимостью компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах;  
-          определенное влияние на курс валюты оказывает и платежный баланс страны. Если сальдо баланса положительное, то курс национальной валюты растет, так как иностранные должники покупают ее значительно больше, и наоборот. В настоящее время на платежный баланс все большее влияние оказывает движение капитала, что также сказывается на валютном курсе;  
-          движение капиталов во многом зависит от разницы процентных ставок в разных странах. Возрастание процентной ставки стимулирует ввоз капиталов в страну, а снижение ставки заставляет искать применение свободным капиталам за границей, что усиливает нестабильность платежных балансов. Низкие ставки процента в других странах стимулируют банки к покупке у них иностранной валюты, увеличивая ее предложение. В результате курс национальной валюты повышается;  
-          на курс валюты могут оказать влияние развитие валютной спекуляции, популярность и доверие к определенной валюте, реальные сроки международных расчетов и, конечно, валютная политика государства.  
Обменный курс может быть двух типов. Первый - это свободно плавающий валютный курс, или, как его еще называют, свободный флоатинг. В этом случае государство полностью находится вне пределов валютного рынка, и курс устанавливается только на основе спроса и предложения валют, т.е. он абсолютно гибкий. Обычно плавающим считается валютный курс, который может изменяться в любых пределах, причем эти пределы законодательно не установлены. Известны следующие его разновидности:  
-          корректируемый валютный курс – курс, автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических показателей (применяется в Чили, Эквадоре, Никарагуа);  
-          управляемо плавающий валютный курс – курс, устанавливаемый центральным банком, а не валютным рынком, но с частым его изменением (развитые - Норвегия, Греция, развивающиеся - Бразилия, Египет и др., страны с переходной экономикой – Китай, Россия и др.);  
-          независимо плавающий валютный курс – курс, определяемый на основе соотношения спроса и предложения на валюту на валютном рынке при невмешательстве государства в этот процесс ( большинство индустриальных стран, кроме стран ЕС, многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой).  
Другой тип существует тогда, когда государство жестко фиксирует обменные курсы. Фиксированный валютный курс – официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25%. Курс может фиксироваться одним из следующих способов:  
-          фиксация курса к одной валюте – привязка курса национальной валюты к курсу наиболее значимых валют международных расчетов ( курс фиксированный к доллару США имеют большинство стран Латинской Америки и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой, например Литва и Туркмения);  
-          использование валюты других стран в качестве законного платежного средства (рубль в 1992-94 гг в странах СНГ, доллар в Эквадоре);  
-          валютное правление – фиксация курса национальной валюты к иностранной, причем выпуск национальной валюты полностью обеспечен запасами иностранной валюты (Аргентина, Гонконг, Сингапур);  
-          фиксация курса общей валюты к одной зарубежной валюте ( страны франкоговорящей Африки к французскому франку);  
-          фиксация курса национальной валюты к валютам других стран – главных торговых партнеров (Эстония – к немецкой марке);  
-          фиксация курса к валютному композиту – привязка курса национальной валюиы к курсам коллективных денежных единиц, таким как СДР.  
Равновесный валютный курс – курс валюты, обеспечивающий достижение равновесия платежного баланса при условии отсутствия ограничений на международную торговлю, специальных мотивов для притока или оттока капитала и чрезмерной безработицы. Другими словами, равновесие платежного баланса в результате изменения курса валюты должно обеспечиваться в результате действия фундаментальных экономических закономерностей, а не с помощью краткосрочных мер государственной экономической политики. Тем самым равновесный платежный баланс выступает ключевой фундаментальной экономической закономерностью, необходимой для поддержания равновесного валютного курса.  
Если равновесие установилось на валютном рынке в точке А и цена 1 иены составляет У, то воздействовать на цену можно, увеличивая или уменьшая покупки иены. Центральный банк страны может повысить курс иены, выбросив на рынок значительную долларовую массу и скупив значительную часть предлагаемых иен. В этом случае предложение на рынке уменьшится с S до S1 и курс возрастет. Если курс иены необходимо уменьшить, то Центральный банк выбрасывает на рынок дополнительное количество иен. Законодательное снижение курса валюты или центрального паритета при режиме фиксированного валютного курса называется девальвацией, а повышение - ревальвацией.  
Какая из этих систем лучше, выгоднее государству? Ответить однозначно трудно, так как практика использования фиксированного и гибкого обменных курсов показала и преимущества, и недостатки того и другого. Гибкий курсчасто создает колебания обменных курсов, что ведет к дополнительным трудностям и издержкам в международных экономических отношениях, но, как показала практика его использования, в долгосрочном периоде он обладает необходимой гибкостью, обеспечивающей нормальные отношения. Фиксированный обменный курс хорош с точки зрения обеспечения краткосрочной стабильности, но в длительном периоде он неэластичен и сдерживает развитие международных отношений. В рыночных условиях спрос и предложение на иностранную валюту постоянно изменяется под влиянием массы факторов, которые в совокупности отражают изменение относительного места страны в международной экономике. Соответственно изменяется и валютный курс национальной валюты. Причем экономический смысл изменения валютного курса при режиме плавающего и фиксированного валютного курса различен.  
Обесценение валюты – снижение стоимости валюты при режиме плавающего валютного курса. Подорожание валюты – увеличение стоимости валюты при режиме плавающего валютного курса.  
В случае фиксированного режима валютного курса его адаптация к изменившимся объемам спроса и предложения на иностранную валюту происходит иначе. При этом особо важным является вопрос о величине валютных резервов государства. Они небезграничны и поэтому, если по каким-либо причинам спрос на иностранную валюту в течение длительного времени превосходит ее предложение, искусственно удерживать курс национальной валюты от падения путем продажи иностранной валюты из резервов невозможно. Когда последние снижаются до уровня менее чем до восьми недель объема импорта товаров и услуг, перед государством встает вопрос чрезвычайной важности о необходимости отказаться от защиты фиксированного курса и перейти к режиму плавающего курса либо законодательно снизить стоимость своей национальной валюты до уровня, приблизительно соответствующего рыночному равновесию.  
В этой ситуации валютные спекулянты, играющие на курсовой разнице на валютном рынке, могут опередить государство, которое неминуемо будет вынуждено снизить стоимость своей валюты вследствие растущей потери резервов, и начинают активно продавать национальную валюту в обмен на иностранную, стремясь тем самым избежать потерь. В результате возникает ситуация, известная в международной экономике под названием«спекулятивная атака на валюту». Под ней понимается резкий рост предложения валюты на рынке в период ослабления ее курса, приводящий к потере валютных резервов страны в случае попыток поддержать слабеющий валютный курс.  
Важно учитывать зависимость цен от динамики валютного курса. В целом эта зависимость сводится к следующему:  
-          падение курса национальной валюты приводит к снижению цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в национальной валюте, что способствует росту экспорта, который в результате становится более конкурентоспособным. В то же время цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, становятся выше, в результате чего их импорт сокращается. В результате падения курса национальной валюты деноминированные в ней национальные активы и ценные бумаги дешевеют и становятся более привлекательными для иностранных инвесторов, что приводит к увеличению притока капитала из-за рубежа.  
-          рост курса национальной валюты приводит к росту цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что приводит к сокращению их экспорта, который в результате становится менее конкурентоспособным. В то же время цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, снижаются, в результате чего их импорт увеличивается. В результате роста курса национальной валюты деноминированные в ней национальные активы и ценные бумаги дорожают относительно иностранных, что приводит к увеличению оттока капитала за рубеж.  
Проводимая валютная политика оказывает определенное влияние как на внутреннее положение страны, так и на ее позиции в мировом хозяйстве. Поэтому при осуществлении реформ в России с самого начала валютным отношениям уделялось большое внимание. Либерализация экономики привела к организации валютного рынка с использованием механизмов свободного и управляемого флоатинга.  
В этих условиях, когда была осуществлена внутренняя конвертация рубля, а производство обнаружило прогрессирующую тенденцию к спаду, который сопровождался инфляцией, спрос на иностранную валюту резко возрос, а рубль обесценивался. В результате возросла выгодность экспорта, а выгодность импорта несколько снизилась, что повлекло за собой возникновение дополнительных каналов утечки капиталов за рубеж. В национальном хозяйстве четко проявился процесс долларизации, когда все сбережения и физических и юридических лип начали осуществляться преимущественно в иностранной валюте. Это, как и утечка капиталов, отрицательно повлияло на возможности инвестирования.  
Превращение американского доллара практически в параллельную валюту выявило все недостатки внутренней конвертации рубля при отсутствии внешней: Центральному банку России для обеспечения внутренней конвертации рубля и поддержания его курса нужно было постоянно пополнять валютные резервы. Средства для этого можно было получить только за счет экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, что также негативно повлияло на состояние экономики, усилило диспропорциональность развития.  
В 1995 г. для стабилизации курса рубля, снижения инфляции в стране был веден "валютный коридор". Под ним понимается установление пределов колебания валютного курса, которые государство обязуется поддерживать. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Платежный баланс и факторы влияющие на его состояние.

 
торговый  баланс представляет собой соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за некоторый период времени. Он позволяет анализировать участие страны в международном разделении труда, определить ее место в мировой торговле. Другим примером может служить расчетный баланс на определенную дату (баланс международной задолженности и требований). Он позволяет получить данные об объеме денежных требований и обязательств страны по отношению к другим странам. Расчетный баланс тесно связан с торговым балансом, поскольку основой возникновения требований и обязательств в международном платежном обороте служат, в частности, товарные сделки. Анализ состояния расчетного баланса позволяет судить о том, является страна международным должником или международным кредитором по всему кругу внешних расчетов.  
Особое место в системе балансов международных расчетов занимает платежный баланс. Он представляет собой статистический отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, полученных данной страной из-за границы и предоставленных ею загранице, а также изменения в ее финансовой позиции по отношению к загранице.  
Отметим, что платежный баланс имеет дело с потоками, а не с запасами, с изменениями в реальных и финансовых активах и пассивах, происходящими за базисный период, а не с общими суммами экономических активов и пассивов страны, которые существуют в некий конкретный момент времени.  
Платежный баланс составляется с целью выполнения как учетных, так и аналитических задач, которые тесно связаны между собой. Анализ платежного баланса позволяет сделать выводы о том, насколько эффективно страна способна управлять своей внешнеэкономической деятельностью, и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики.  
Методика составления платежного баланса. Основополагающим для составления платежного баланса является метод двойной записи международных сделок. Этот метод базируется на том, что каждой регистрируемой операции соответствует платеж в той или иной форме, а баланс платежей и поступлений должен сходиться. Система двойной бухгалтерской записи, используемая при составлении платежного баланса, означает, что каждая операция представлена двумя записями, имеющими одинаковое значение. Одна из них регистрируется как «кредит» и имеет положительный знак, другая — как «дебет» с отрицательным знаком, а сумма их величин должна равняться нулю.  
В соответствии с принципами построения платежного баланса платежного баланса он всегда является сбалансированным. Понятие отрицательного или положительного сальдо применимо только к отдельным его частям. При этом необходимо отметить, что само по себе сальдо баланса априори не может иметь однозначной трактовки с точки зрения его воздействия на национальную экономику. В зависимости от целей экономической политики как отрицательное, так и положительное сальдо по отдельным статьям может расцениваться и в позитивном, и в негативном плане.  
Обычно внутри общего платежного баланса выделяются сальдо торгового баланса, баланса по текущим операциям, баланса движения капитала и баланса официальных расчетов.  
Сальдо торгового баланса формируется как разница между экспортом и импортом только товаров (без учета услуг). Комментарии к изменению торгового баланса зависят от того, какие факторы обусловили данное изменение. Например, если отрицательное сальдо образовалось в результате сокращения экспорта, то это может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности национальной экономики и рассматриваться как негативное явление. Но если такое положение стало результатом роста импорта вследствие притока прямых инвестиций в страну, то это никак не может рассматриваться как ослабление национальной экономики.  
Сальдо баланса по текущим операциям (это наиболее часто упоминаемое сальдо) рассматривается, как правило, в качестве справочного сальдо платежного баланса, поскольку определяет потребность страны в финансировании, являясь одновременно фактором внешнеэкономических ограничений во внутренней экономической политике, Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что страна являет нетто-кредитором по отношению к другим государствам, и, наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником, обязанным платить за нетто-импорт товаров, услуг и финансировать трансферты. Фактически страна с положительным сальдо текущего платежного баланса инвестирует часть национальных сбережений за границей вместо того, чтобы наращивать внутреннее накопление капитала.  
Сальдо движения капитала и финансов фактически является зеркальным отражением состояния текущего сальдо, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов. Правда, часть этого зеркального отражения обычно приходится на статью «Чистые ошибки и пропуски».  
Сальдо баланса официальных расчетов является наиболее распространенным определением общего (итогового) сальдо платежного баланса и свидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. Напомним, что это сальдо охватывает все статьи, кроме статьи «Резервные активы».  
В условиях системы фиксированных валютных курсов до 1971 г. состоянию баланса официальных расчетов придавалось большое значение, так как, например, его дефицит свидетельствовал об увеличении обязательств страны перед другими государствами (или сокращении резервов), что грозило стабильности валютных курсов. Введение плавающих валютных курсов привело к размыванию понятия общего платежного баланса, а динамика официальных резервов стала не только следствием сальдо официальных расчетов, но и причиной изменений в потоках, учтенных в других разделах платежного баланса.  
Стандартные компоненты платежного баланса используются и для определения международной инвестиционной позиции страны, которая представляет собой статистический отчет о величине внешних активов и обязательств страны на начало и конец отчетного периода, а также всех тех изменениях, которые произошли в течение отчетного периода в результате осуществления финансовых операций, стоимостных и прочих изменений в накопленных активах и пассивах. В качестве основных классификационных групп, используемых для определения чистой инвестиционной позиции страны, выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми и дает искомую величину. Международная инвестиционная позиция содержит информацию, имеющую важное значение для анализа экономического состояния страны. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития внешнеэкономических связей страны с остальными странами мира. В зависимости от того, положительна или отрицательна эта позиция, можно говорить, является ли страна "чистым кредитором" или "чистым должником".  
Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса. Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны и, соответственно, воспринимаются враждебно.  
В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше в зависимости от уровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способности правительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» для местных производителей, снижается интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаре- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.  
Не вызывает враждебности, а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, как субсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычно связано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственного бюджета России позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт.  
Второй метод — дефляция (т. е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская система и низок уровень политического риска. Однако имеется и другая точка зрения: дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.  
Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.  
Изменения обменного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различаются кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Так, инерция внешнеторговых потоков часто приводит к тому, что в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не изменяется и даже может произойти, как ни странно, его ухудшение. Ведь экспортерам нужно время, чтобы нарастить свой экспорт, а импортерам — время, чтобы сократить количество новых контрактов. А пока внешнеторговые потоки идут по ранее заключенным контрактам, стоимость экспорта и импорта в долларах не сокращается, но на внутреннем рынке стоимость экспортируемых товаров в рублях остается той же, а стоимость импортных товаров возрастает. Правда, спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает и импорт сокращается. 

 

 

22. Экономическое содержание торгового баланса

 

Торговый баланс формируется как разница между  импортом и экспортом товаров (без  учета услуг).

Торговый баланс - один из ключевых показателей. Он отражает результаты участия страны в международной  торговле и является составной частью платежного баланса (Current Account). Баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства, т.е. разница между экспортом и импортом. Вначале анализируют экспорт, т.к. он имеет прямое влияние на значение прироста в экономике. Импорт, в свою очередь, отражает спрос на товары внутри страны (прирост импорта отражает формирование запасов, что может свидетельствовать о возможном последующем медленном приросте в продажах). На значение торгового баланса оказывает влияние валютный курс, который корректирует номинальную величину поступлений от импорта в местной валюте. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз - пассивным (отрицательное сальдо).

Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты. В последние годы сальдо торгового баланса США является пассивным, в связи с чем индикатор  обозначается как "Дефицит торгового  баланса" (Trade Deficit).

Реакция рынка зависит  от актуальности для экономики результатов  торгового баланса на данный момент. Следует отметить, что волатильность  месячных показателей торгового  баланса может играть важную роль в прогнозировании ВВП. Происходит это потому, что объём импорта  вычитается из ВВП, а объём экспорта прибавляется к нему. При уменьшении торгового дефицита США вследствие увеличения экспортных операций увеличивается  потребность в национальной валюте.

 

 

29. Сущность, причины  и формы международной миграции капитала.

Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам доход. Согласно современным теориям основными причинами миграции капитала являются:

• относительный его избыток  в данной стране, перенакопление капитала;

• разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его  производительность ниже, туда, где  она выше;

• наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров  и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;

• стремление фирм к географической диверсификации производства;

• растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;

• несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение  в различных сферах и отраслях экономики страны;

• возможность монополизации  местного рынка;

• наличие в странах  ввоза капитала более дешевого сырья  или рабочей силы;

• стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный  инвестиционный климат.

Вывозимый (ввозимый) капитал  можно характеризовать по разным признакам.

По источникам происхождения перемещающийся капитал делится на официальный, предоставляемый правительством одной страны другой, а также капитал международных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ООН и др.) и частный – средства негосударственных фирм, банков и т.п., перемещаемые по их собственным решениям.

По форме вывоз (ввоз) капитала может осуществляться в денежном или товарном виде. Вывоз машин, оборудования, патентов, ноу-хау в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой фирмы представляет собой вывоз капитала в товарной форме, а предоставление, например, займов или кредитов зарубежным фирмам или правительству – это вывоз капитала в денежной форме.

По характеру  использования капитал делится на предпринимательский и ссудный.

Предпринимательский капитал – это средства, прямо или косвенно вкладываемые в какое-либо зарубежное производство в целях получения прибыли. В свою очередь предпринимательский капитал делится на прямые и портфельные инвестиции.

Прямые зарубежные инвестиции – это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями. Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:

• филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому  инвестору;

• дочерней компании – предприятия, в котором прямые иностранные  инвестиции составляют более 50%;

• ассоциированной компании – предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее .50%.

В современных условиях основная часть прямых зарубежных инвестиций приходится на долю международных корпораций. Именно прямые зарубежные инвестиции – важный признак международной  корпорации. Сегодня на долю 100 крупнейших транснациональных корпораций (ТНК) приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций.

Портфельные зарубежные инвестиции – это вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектами инвестирования. Портфельные инвестиции осуществляются путем приобретения акций, облигаций, казначейских векселей, опционов, фьючерсов, варрантов, свопов и т.п. Цель портфельных инвестиций – получение дохода за счет роста курсовой стоимости ценных бумаг и выплачиваемых дивидендов.

На движение портфельных  инвестиций значительное влияние оказывает  разница в доходности ценных бумаг  в разных странах, степень риска  по этим вложениям, желание фирм диверсифицировать (разнообразить) свой портфель ценных бумаг за счет бумаг иностранного происхождения.

Преимущество портфельных  инвестиций по сравнению с прямыми  заключается в том, что они  обладают более высокой ликвидностью, т.е. возможностью быстрого превращения  в валюту.

27.Положительные и отрицательные результаты международной трудовой миграции.

 

Несмотря на наличие  безработицы в развитых странах  Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешёвой рабочей  силой. Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата.

Для предпринимателей выгода использования иностранной  рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами.

В развивающихся  странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу.

Однако следует  учесть, что для беднейших стран  суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.      

В условиях формирования все более прочных экономических  связей во всемирном хозяйстве широкое  распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

Позитивные последствия  международной миграции рабочей силы для экономики в целом:

-вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

-иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

-достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 2002 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долл.;

-иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

-Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные  для экономики в целом:

-эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

-из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

-переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

-при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Кроме того, в последнее  время наблюдается тенденция  к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные:

-страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;                      

-теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

-происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50—60 млрд долл. в результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

Таким образом, наличие  положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграционной политики.

Рассмотренные негативные последствия международной миграции рабочей силы и высокий уровень нелегальной миграции вызывают необходимость регулирования данным процессом со стороны государства и международных организаций.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Международные  организации и их роль в  международных экономических отношениях.

В современных международных  отношениях международные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации  по Рейну международные организации  наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных  международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции  и усложнение структуры.

В настоящее время  насчитывается более 4 тысяч международных  организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН.

Для межгосударственной организации характерны следующие  признаки: членство государств; наличие  учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков  можно констатировать, что международная  межправительственная организация  – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие  в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком  неправительственных международных  организаций является то, что они  созданы не на основе межгосударственного  договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

По характеру  членства международные организации  делятся на межгосударственные и  неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация  африканского единства, Организация  американских государств). Международные  организации подразделяются также  на организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, ОАГ)и специальной (Всемирный  почтовый союз, Международная организация  труда). Классификация по характеру  полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее  большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций  является интеграция. Например, Европейский  Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может  стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Международные организации  создаются государствами. Процесс  создания международной организации  проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры  организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции  для выработки и принятия текста договора. Его наименование может  быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые  подготавливают проекты правил процедуры  будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов  завершает мероприятия по созданию международной организации.

Усиление интернационализации  хозяйственной жизни привело  к резкому увеличению числа связанных  с мировой экономикой и международными экономическими отношениями проблем, которые не мот быть решены на двусторонней основе, а требуют участия значительного числа государств или даже всех государств мира, что особенно важно при решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством

Все международные  экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные , в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными правительственными экономическими организациями  здесь понимаются международные  организации, членами которых являются государства и которые учреждены  на основе соответствующих договоров  для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему  постоянно действующих органов  и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности  или приобретать их посредством  своих действий, например, право  на заключение договоров, право на привилегии и иммунитеты и т.д.).

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950г. Содержится следующее  определение международных неправительственных  организаций: «Любая международная  организация, не учрежденная на основании  межправительственного соглашения, считается неправительственной  организацией». Эти организации  в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций  не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе  отношений межгосударственного  или иного характера и имеют  статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и  международных правительственных  экономических организаций.

В настоящее время  количество международных неправительственных  организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный  статус в ООН и ее специализируемых учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).

Возможны различные  классификации этих организаций. В  современных условиях целесообразно  выделять следующие их виды:

1.Межгосударственные  универсальные организации, цель  и предмет деятельности которых  представляют интерес для всех  государств мира. Это прежде всего  система Организации Объединенных  Наций, включающая Организацию  Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет  Безопасности, Экономический и Социальный  Совет, Совет по опеке, Международный  суд и Секретариат) и специализированные  учреждения ООН, являющиеся самостоятельными  международными экономическими  организациями. Среди них можно  выделить Международный Валютный  фонд (МВФ), Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) и его дочерние  организации – Международную  финансовую корпорацию (МФК) и  Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую  организацию (ВТО) и Конференцию  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Всемирная торговая организация. Созданная в 1995 году Всемирная  торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано  в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой  всемирной торговой системы.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая  таким образом экономический  рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами – членами и  частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции: Административная работа, связанная с многосторонними  соглашениями, которые в целом  и составляют ВТО, и их имплементацией. Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной  торговли. Выполнение роли форума для  многосторонних торговых переговоров. Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.Наблюдение за торговой политикой государств. Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение  глобальной торговой политики.

Объединяет 144 страны.

Организация стран  – экспортеров нефти – ОПЕК.

ОПЕК была создана  на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен  в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели: Координация и унификация нефтяной политики государств – членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний. Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран – производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран – потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК – 12 стран – членов. Членами – учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Международная торговая палата – МТП.

Международная торговая палата была основана как неправительственная  организация в 1919 году. Это – действующая  во всемирном масштабе организация  частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.

Цели: Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов. Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли. Защита системы частного предпринимательства. Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.

Функции: Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса. Представлять рекомендации правительству страны, где проходит встреча «Группы 8». Представлять точки зрения, существующие в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях. Обеспечивать гармонизацию торговой практики. Подготавливать принимаемые добровольно кодексы поведения в сфере бизнеса. Рассматривать вопросы, затрагивающие предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику. Комментировать законодательные предложения и другие изменения, затрагивающие сферу деятельности МТП, и доводить до сведения мировой общественности свои взгляды.

-         Бороться с экономической преступностью.

Конференция ООН  по торговле и развитию – ЮНКТАД.

Создана согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи, в 1964г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

Членами ЮНКТАД являются 185 государств – членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства.

Цели: содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах; установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии; рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли; согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции: Регулирование торговых и экономических отношений между государствами. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем. Регулирование ограничительной деловой практики.Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг. Содействие координации деятельности в рамках ООН. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).

Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО – МТЦ.

Создан в 1964 году по решению стран – членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной  коммерческой деятельности, а также  предоставления технических услуг  по осуществлению конкретных проектов. С 1968 года ЮНКТАД присоединился к  ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной  Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через  ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с  образованием ВТО в качестве преемника  ГАТТ.

В соответствии со своим  статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами  являются государства – члены  ВТО и ЮНКТАД.

Цели: содействие созданию в развивающихся странах инфрастуктуры для стимулирования торговли; выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков; создание специализированных национальных служб содействия торговле; стимулирование развития торговли на многосторонней основе; подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.

Функции:

1)         содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;

2)         оказание услуг по технике осуществления торговых операций;

3)         предоставление информации о международной торговле;

4)         оказание содействия в подготовке кадров;

5)         предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;

6)         определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.

2.Межгосударственные  организации регионального и  межрегионального характера, которые  создаются государствами для  решения различных вопросов, в  том числе экономических и  финансовых. Примером организаций  первого типа служит Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации также  могут создаваться на основе  критериев экономического развития  входящих в них государств. Типичным  примером  здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3.Международные  экономические организации, функционирующие  в отдельных сегментах мирового  рынка. В этом случае они  чаще всего выступают в форме  товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий  круг стран. Поэтому в международные  экономические организации часто  включают Организацию стран –  экспортеров нефти (ОПЕК, 1966 г.), Международное  соглашение по олову (1956 г.), Международные  соглашения по какао (периодически  заключаемые с начала 70-х годов), Международные соглашения по  кофе (заключаемые с начала 60-х  годов), Международное соглашение  по текстильным товарам (МСТТ,1974 г.). Между понятиями «международные  организации» и «соглашения» (здесь  не имеются ввиду двусторонние  соглашения) не всегда существует  четкое различие. Некоторые фактически  международные организации формально  являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения  создается секретариат, выполняющий  на постоянной основе организационные  функции, регулярно созывающий  статистическую и другую  информацию, периодически выпускающий печатные издания.

4.Международные  экономические организации, представленные  полуформальными объединениями  типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания  и Италия). От состояния экономики  этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки». К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические  и научно-технические организации. Помимо вышеуказанных международных  экономических организаций существует еще значительная часть – Организация  арабских стран – экспортеров  нефти (ОАПЕК); Межправительственный совет  стран – экспортеров меди (СИПЕК); Международная ассоциация бокситодобывающих  стран (МАБС); Ассоциация стран –  производителей ртути; Ассоциация стран  – продуцентов серебра; Ассоциация стран – экспортеров железной руды (АПЕФ); Организация стран –  экспортеров вольфрама (ОТЕК); Ассоциация стран – производителей олова (АСПО); Организация восточнокарибских  государств (ОВКГ); Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); Андская  группа; Южный общий рынок (МЕРКОСУР); Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР); Центральноамериканский банк экономической  интеграции (ЦАБЭИ) и т.д.

 

10. Показатели, характеризующие активность в мировой торговле.

Существует ряд показателей, характеризующих  активность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Характеризует степень включения страны во внешнеэкономические связи.

2. Экспортный потенциал – это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции  обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует  о высоком научно-техническом  и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение  доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

6. Объем экспорта в  расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Интеграционные структуры в современной мировой экономике.

Субъектами мировой экономики  являются:

  • национальные хозяйства;
  • региональные (зональные) интеграционные группировки стран;
  • транснациональные корпорации;
  • международные организации;
  • институциональные инвестиры (инвестиционные фонды, холдинги…).

Для субъектов характерно как взаимодействие, так и противостояние.

Отраслевая структура  экономики представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных  единиц, характеризующихся особыми  условиями производства в системе  общественного разделения труда  и играющих специфическую роль в  процессе расширенного производства. Традиционно отраслевая структура  мировой экономики представляется следующим образом:

  • Промышленность.
  • Сельское хозяйство.
  • Строительство.
  • Производственная инфраструктура.
  • Непроизводственная инфраструктура (сфера услуг).

Такая классификация основана на международных стандартах формирования структурных элементов мировой  экономики: она исходит из Международной  стандартной отраслевой класиификации  всех видов экономической деятельности и Международной стандартной  классификации занятий, которые  в свою очередь, являются составными частями системы национальных счетов.

Каждая из этих базовых  отраслей может далее подразделяться на укрупненные отрасли, подотрасли и виды производства. Отраслевые пропорции  или, отраслевая структура представляют собой соотношения удельных весов  отдельных отраслей.

Первичные отрасли – сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие сырье первичных отраслей.

Третичный сектор – сфера услуг (финансы, страхование, образование, культура, наука, здравоохранение, деловые и иные услуги), транспорт, торговля и связь.

К основным чертам современной мировой экономики  относятся:

  • новый этап интернационализации производства и углубления общественного разделения труда на основе научно-технической революции.
  • все более полная взаимозависимость национальных хозяйств;
  • углубление общемирового разделения труда, повышение товарности и экспортной ориентации экономик;
  • переход от предметной к подетальной и функциональной специализации национальных хозяйств;
  • переход к единым критериям технико-экономической эффективности производства.
  • экономическая интеграция – межгосударственные объединения с особой организационной структурой, новый этап обобществления производства.
  • структурная интеграция – объединение высокоразвитых национальных хозяйств для координации экономической политики производственной кооперации, стимулирование миграций капиталов и рабочей силы (ЕС, ОЭСР, ГАТТ/ВТО…);
  • хозяйственная интеграция – объединение развивающихся национальных хозяйств для использования преимуществ специализации и более полного использования экономических ресурсов.
  • глобальные экономические и экологические проблемы – общемировые процессы, затрагивающие интересы всего человечества.
  • демографическая проблема;
  • продовольственная проблема;
  • преодоление экономической отсталости развивающихся стран, в этой связи проблемы долгов;
  • преодоление угрозы экологической катастрофы, энергетическая проблема;
  • преодоление угрозы ядерной войны.
  • Всемирная торговля – новый этап ее развития в условиях интернационализации производства и экономической интеграции.
  • острейшая конкуренция («торговые войны»);
  • создание специфической торговой инфраструктуры развитыми капиталистическими странами (монополия на информационные и другие инфраструктурные услуги);
  • господствующее положение Японии, США, стран ЕС;
  • неэквивалентный обмен с развивающимися странами;
  • монопольное положение на рынке транснациональных корпораций.
  • Возрастающие масштабы миграции капиталов и рабочей силы.
  • огромное увеличение масштабов миграции в связи с интернационализацией производства;
  • решающая роль в миграции ссудного капитала международных финансово-кредитных учреждений МВФ, МБРР и др.;
  • преобладающее значение в миграции капиталов экспорта-импорта предпринимательского капитала – прямые и портфельные инвестиции транснациональных корпораций, совместных предприятий и др.;
  • проблема «утечки мозгов» и иностранной рабочей силы, порожденная миграцией работников

16. Роль  национального государства в  международных экономических отношениях.

 

Хорошее государство  не роскошь, а насущная необходимость  для развития», – констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.). В 90-х гг. стал очевиден пересмотр  значения государства в экономическом  развитии. Сегодня более пристальное  внимание к роли государства обусловлено  драматическими преобразованиями в  мировой экономике, коренным образом  изменившими среду, в которой  действует государство. Теперь оно, реализуя стратегию национального  хозяйственного роста, все более  должно принимать во внимание и глобальную экономическую систему. Миропорядок  стремительно меняется, и власть, не сумев адаптироваться, рискует потерять (или существенно снизить) возможность  управлять как социально-экономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве.

Активное формирование глобального частного предпринимательства  дает новое содержание понятию экономического роста. Функция поддержания экономического и социального равновесия, изначально присущая государству, заставляет видеть в нем относительно независимую  силу, определяющую основные направления  развития.

Соотношение «государство – частное предпринимательство» существенно меняется. Оценка участия  государства в экономике пережила периоды от преклонения перед  его возможностями в начале 50-х  гг., после краха колониализма и  становления социалистической системы, до отрицания его позитивной роли в хозяйственной динамике в 80-х  гг. Характерно, что оба этих крайних  варианта связаны с влиянием советского опыта. Большинство развивающихся  стран Азии, Среднего Востока и  Африки вышли из колониального периода  с сильной верой в экономическое  развитие при доминировании государства. Государственный контроль по примеру  Советского Союза был центральным  для этой стратегии. Индустриализация в третьем мире была обусловлена  надеждами в короткий срок преодолеть отставание на основе промышленного  роста в условиях государства, ставшего экономическим лидером. Эта популярная в 50-70-х гг. политика строилась на принципах, типичных для советской  экономики, хотя и не доведенных в  большинстве развивающихся стран  до полного огосударствления (там  все заканчивалось крахом хозяйства  и гражданскими войнами). Как правило, набор используемых методов включал  планирование (в период после Второй мировой войны в этой группе стран  было принято – и, соответственно, не выполнено – свыше 300 планов), существенное расширение государственной  собственности, особенно в экономической  инфраструктуре и промышленности, регулирование  цен, контроль валютного курса и  финансовых рынков. Правда, сохранял позиции  частный сектор, привлекались иностранные  инвестиции.

Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы  помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных  организаций, не говоря о военных  поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам  определенные экономические преимущества «третьего радующегося».

Либерализация, означавшая по сути повышение роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных  структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические  модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тетчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В  развивающихся странах их активно  проводили МБРР и МВФ. Все это  было многократно усилено началом  экономических реформ в странах  Восточной Европы.

Однако признание  рыночных рычагов само по себе не способно улучшить экономику. Одно лишь изменение  форм собственности не повышает эффективности  производства. Более того, ослабление позиций государства при неразвитом частном предпринимательстве ведет  к дезорганизации хозяйства, заметному снижению его управляемости, вялотекущему структурному кризису, инфляции и резкому расслоению общества по доходам. Сокращается поле для социального компромисса и, следовательно, для поддержания экономических реформ.

Мировое сообщество накопило разнообразный опыт в изменении  форм собственности. Конец 80-х гг. был  периодом массовой денационализации госпредприятий. В развивающихся странах в 1988-1992 гг. доля выплат за приватизированную  государственную собственность  в ВВП приближалась к 70%. К сожалению, размер поступлений в бюджет от приватизации заметно ниже этой цифры. Государство  остается крупным собственником, но управлять своим имуществом не умеет.

В переходных экономиках ожесточенные схватки вокруг дележа государственной собственности  оттеснили более актуальную проблему – как обеспечить приватизированные  предприятия ресурсами, сделать  их прибыльными. Трудности управления усугублялись тем, что предшествующие годы бюрократического руководства  привели к моральному и физическому  старению производственных мощностей, избыточной занятости, особенно административного  персонала. Приватизация не смогла покончить  с монополизмом, типичным для планового  хозяйства. Монополия же частника ничуть не лучше государственной. Отсутствие или крайняя слабость конкуренции  стали одной из причин обвального роста цен в пост социалистических странах.

Политика государства  была сосредоточена на изменении  формы собственности, а не на создании конкурентной среды, способствующей более  равномерному распределению доходов  и тем самым созданию социального  и политического климата, благоприятного для функционирования экономики  рынков. Слабость конкуренции ограничивает формирование экспортного сектора: здесь, как и до начала реформ, преобладает  сырье.

Между тем задача государства состоит в создании соответствующего общественного климата: признании и защите частной собственности, ограничении монополизма. Иными  словами, речь идет об укреплении институций, которые образуют социально-экономическое  пространство страны.

Нестабильность  институций всегда препятствует развитию здорового частного предпринимательства. В то же время надо видеть трудность  и длительность создания адекватной рынку среды. Страны Запада создавали  ее почти два столетия.

Слабость законодательной  среды, ее излишняя подвижность, низкая эффективность порождают недоверие  граждан к закону, следствием чего неизбежно становятся его нарушения, начиная от сокрытия доходов и  кончая организованной преступностью. Экономические провалы связаны, прежде всего, с институциональным  кризисом, который выражается в том, что государство, став главным экономическим  агентом, породило чудовищную по масштабам  и продажности бюрократию, ставшую  самодовлеющей силой, фактически игнорирующей существование остального населения.

Формально «эффективное государство» – почти никем не оспариваемая аксиома. Но, к сожалению, ни одно исследование не дает практических рекомендаций по созданию аппарата, адекватного  политике развития. Опыт многих стран  показывает, что периоды активного  участия государства в предпринимательстве  связаны, особенно в развивающихся  странах, с резким ростом численности  чиновников; причем нехватка бюджетных  средств вынуждает правительства  держать их на сравнительно невысоких  окладах, что ведет к двум взаимосвязанным  результатам – качественному  ухудшению работы и взяточничеству.

Для государств, стремящихся  проводить политику развития и повышения  степени свободы экономики, МБРР в конце тысячелетия предлагает некую модель, основанную на двух посылах: соизмерении действий государства  с его потенциалом (не пытаться сделать  слишком многое, имея ограниченные ресурсы) и улучшении работы государственного аппарата (через сотрудничество всех слоев общества и ограничение  проявлений волюнтаризма). Успешного воплощения этой модели, правда, не видно.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"