Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

Экономика вопросы.docx

— 84.61 Кб (Скачать файл)

Российская экономика  находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как  переходная — от ад¬министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней¬шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер¬ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос¬сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин¬дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру¬гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст¬венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской  деятельности. Многообразие форм собственности  предполагает многооб¬разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу¬дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко¬номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще¬ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис-темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче¬ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения  национального про¬дукта.

В основе системы распределения  должны лежать два прин¬ципиально различных, но во многом сходных механизма распре¬деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду. Распределительный меха¬низм — это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло¬жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

 

9. Товар и его свойства. Стоимость, полезность и ценность.

Товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в  качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют  материальной формы, их нельзя непосредственно  накопить, потребить их можно только в момент производства.Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты). Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий "ценность", "стоимость", "полезность".

В современной экономической  литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

• оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

• оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов  и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного  и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых  и невоспроизводимых ресурсов, имеющих  альтернативные возможности применения).

Потребительная стоимость  – это совокупность полезных свойств  товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку  товар должен обладать еще одним  свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров  называется меновой стоимостью. Меновая  стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. 10. Концепции стоимости.

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в  соответствии с которой стоимость  товара зависит от труда, необходимого для его производства.

Концепция стоимости капитала является одной из базовых в теории финансового менеджмента. Стоимость  капитала характеризует уровень  рентабельности инвестированного капитала, необходимого для обеспечения высокой  рыночной стоимости предприятия. Максимизация рыночной стоимости предприятия  достигается в значительной степени  за счет минимизации стоимости используемых источников. Показатель стоимости капитала используется в процессе оценки эффективности  инвестиционных проектов и инвестиционного  портфеля предприятия в целом. Концепцию стоимости денег во времени (TVM) можно объяснить следующим образом: деньги ( доллар, марка или иена) сегодня стоят больше, чем такая же сумма, которую вы ожидаете получить в будущем. Существует, как минимум, три причины, по которым это утверждение правдиво. Первой причиной является то, что эти деньги вы можете инвестировать, получить проценты, и денег у вас в конце концов станет больше. Вторая причина заключается в следующем - покупательная способность денег со временем может упасть из-за инфляции. Полезность концепции стоимости является логическим следствием выбора среди доступных вариантов. Только при отсутствии возможных вариантов или при достаточном для удовлетворения потребностей желаний всех людей количестве доступных ресурсов, так что все блага были бы свободными, понятия стоимости и выбора были бы не нужны. Сущность концепции стоимости капитала состоит в том, что как фактор производства и инвестиционный ресурс капитал в любой своей форме имеет определенную стоимость, уровень которой должен учитываться в процессе его вовлечения в экономический процесс.

 

11. Потребности. Классификация потребностей Закон возвышения потребностей.

 

Потребление и производство, их связь опосредуется потребностями  человека. Конечной целью общественного  производства является удовлетворение потребностей людей.Потребность – это нужда в материальных благах и услугах для поддержания жизнедеятельности людей и развития их способностей. Потребности человека удовлетворяются за счет экономических и неэкономических благ.Не экономические блага – это блага, данные природой – воздух, солнечный свет, тепло, вода.Экономические блага производятся человеком за счет потребления материальных и не материальных ресурсов.Проблемы экономического развития базируются на двух аксиомах.

Первая аксиома – потребности  общества безграничны, полностью их удовлетворить ни когда не удается.

Вторая аксиома – ресурсы  общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или  редки.

Это противоречие разрешается  путем выбора: какие товары, и в каком количестве производить?

 Классификация потребностей:

1) По субъектам:

- индивидуального потребления  (хлеб, одежда);

- институциональные: (производства, здания, сырье, оборудование)

2)По объектам:

потребности в предметах  необходимости 

- первичные (продукты питания,  одежда, жилье);

- вторичные (потребности  в развитии личности).

3)по сферам деятельности:

потребность в труде; в  общем отдыхе.

4)по видам: потребности в товарах

- Первой необходимости  (пища, вода);

- Потребность в средствах  безопасности (защита от внешних  врагов и преступников, помощь  при болезни);

- Потребность .в социальных контактах, в саморазвитии личности.

Потребности человека растут как качественно, так и количественно.

Количественно - с развитием  производственных сил увеличивается  потребление людьми благ и услуг.

Качественно – связь –  почты, потом телеграф, телефон, факсы, мобильная связь.

Каждые 10 лет удваивается количество, ассортимент природных благ и увеличивается их объем потребления.

Эта закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности зависят от производства, а производство прямо влияет на потребности:

а) Производство создает материальные блага и услуги и удовлетворяет  потребности людей.

б) Если производство создает  новые виды товаров, то возникают  и новые потребности.

в) Производство формирует  способы потребления

Если брать все человеческие запросы в натуральном выражении (питание, одежда, медицинская помощь), то они являются качественно разнородными и поэтому количественно не сопоставимыми. Только с появлением денег появилась возможность количественного измерения потребностей в едином показателе. Общей мерой измерения стал покупательский спрос выраженный в деньгах, то есть платежеспособный спрос.

 

12. Блага. Экономические и естественные блага. Классификация благ.

 

Благо - это количественный результат труда, соизмеренный с  потребностью в нем. Оно является средством для удовлетворения потребностей человека. Ценность блага выражает затраты на его производство через  индивидуальную полезность. В современной  экономике количество циркулирующих  в ней благ чрезвычайно велико. Классификация благ отличается большим  разнообразием. Выделяются объектные и субъектные классификации .

В соответствии с первым признаком  блага делятся на следующие группы.

• Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные) блага. К первым относятся многие потребительские блага и производственные ресурсы, а также услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), сферы досуга (кино, театр, цирк) и т.д. Примерами вторых являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Блага могут быть и нейтральными по отношению друг к другу.

• Одно- и многоразового использования. О первых говорят, что они потребляются, исчезают, а о вторых, что они используются, постепенно изнашиваются.

• Прямые(потребительские) и косвенные(производственные) блага. Последние в свою очередь делятся на реальные и финансовые (денежные).

• Реально существующие в настоящем и те, которыми будут пользоваться в будущем.

• Хранимые и неранимые блага. Абсолютно неранимыми являются услуги (например, транспортная услуга), малохранимыми - скоропортящиеся продукты питания (свежая рыба), близкими к абсолютно хранимым - благородные металлы (золото), абсолютно хранимыми - деньги и финансовый капитал.

Кроме того, существует классификация  благ по степени их делимости. Для  многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета), некоторые  блага делимы почти абсолютно (финансы). Примером неделимого блага является любой путь сообщения.

Субъектная классификация  благ включает следующие группы.

• Экономические и неэкономические блага. Неэкономические, или свободные блага - блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Экономические блага - блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в ограниченном количестве. Именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ определяет эту важнейшую классификацию. Так, вода для питья, если человек живет на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. А в пустыне, где потребность в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды, она становится экономическим благом.

• Экономические блага делятся на частные и общественные блага. Частное благо доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами (например, пара обуви). Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многими субъектами (знания, национальная безопасность).

• Кроме того, выделяют такие блага, как общий ресурс - если благо доступно всем, но потребляется только одним (грибы в лесу); естественная монополия - если благо доступно одному, а пользоваться могут одновременно многие (система кабельной сети).

Встречается классификация  экономических благ на конечные и промежуточные. Конечными благами называются экономические блага, не потребляемые при производстве других благ. Их основная часть - предметы потребления людей. Промежуточными благами называются экономические блага, потребляемые при производстве других благ.

Товары - это экономические  блага (продукты труда), предназначенные  для обмена (на продажу). Характеристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и меновая ценность (стоимость

 

13. Факторы производства и их виды, эволюция взглядов.

 

 

14. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Основные направления эффективного использования ограниченных ресурсов.

Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь  наибольшего или максимально  возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективном использовании  ресурсов. Таково одно из ее определений.

Экономическая эффективность  характеризует связь между количеством  единиц ограниченных ресурсов, которые  применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого  процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты-выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Проблема занятости ресурсов

Любое общество, каждый экономический  агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и  услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы  и таким образом обеспечить получение  наиболее возможного объема производства.Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли, все факторы производства. Поскольку использоваться должны только пригодные для этого ресурсы, следует иметь в виду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения: законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых; для сохранения плодородия земель их необходимо выводить из оборота (оставлять под паром).Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям, с тем чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"