Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 165.60 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 12 .Закон стоимости: его сущность и функции.Английская классическая и марксистская экономическая наука в лице Смита, Риккардо, Маркса основным ЗАКОНОМ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА считала закон стоимости. Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой в свою очередь предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости выделяет 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:  - учетную, - стимулирующую, - распределительную, - расслоение или дифференциацию товаропроизводителей. 1) Учетная - в рыночном хозяйстве проявляет себя через уровень рыночных цен в статистике и через колебания этих цен в динамике. Можно утверждать, что закон стоимости есть закон цен, т.к. внешней формой проявления являются сами цены. СТОИМОСТЬ – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена - форма данного содержания. 2) Стимулирующая - закон стоимости побуждает товаропроизводителей экономить затраты труда; он устанавливает единые рыночные цены, в основе которых лежат ОНЗТ. 3) Распределительная - закон стоимости через механизм рыночных цен побуждает товаропроизводителей направлять свой капитал и ресурсы в те отрасли и сферы рыночного хоз-ва, где прибыль выше. 4) Функция дифференциации товаропроизводителей - механизм рыночных цен расслаивает товаропроизводителей: одних разоряет, других обогащает. Эффект «невидимой руки» Влияние закона стоимости в рыночной системе хозяйствования проявляется в том, что воздействие его выступает как своеобразная «НЕВИДИМАЯ РУКА», которая направляет товаропроизводителя к своей цели - получению личной выгоды, удовлетворению собственного интереса. Роль закона стоимости в рыночном хозяйстве. Роль закона стоимости в рыночной системе носит ограниченный характер. Он достаточно четко объясняет поведение продавца. Оставаясь в рамках этого закона трудно объяснить поведение покупателя: товаропроизводитель хотел бы  продавать товар по той цене, которая полностью бы возместила все его затраты и принесла максимум прибыли, а покупатель, которого не волнуют эти затраты - хотел бы купить качественный товар по низкой цене (либо он ценит товар: его потребительские качества, полезность, либо нет).  Ограниченность закона Роль закона стоимости имеет ограниченный характер: Он объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но трудно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка - покупателя, потребителя. Товаропроизводитель хочет продавать свой товар его по такой цене, которая полностью возместила бы все его затраты и принесла максимум прибыли. Но покупателя не волнуют затраты продавца на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким, но самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно.

 

Вопрос 7 .Классический рынок: его сущность и функции. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Существует двоякое понимание рынка: узкое и широкое.В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.  В широком смысле рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества. Основные черты классического рынка. 1 рынок предполагает наличие товарной массы; 2 рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы; 3 рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и свободу договоров и сделок; 4 рынок подчиняется  действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения; 5 в основе действий двух агентов рынка: продавца и покупателя, лежит личный экономический интерес: в этом проявляется стимулирующий эффект рынка; 6 рынок предполагает полную материальную ответственность его участников за результаты их деятельности; 7 рынок устанавливает вольные цены (т.е. свободные рыночные цены равновесия); 8 рынок утверждает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни; 9 рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность; 10 рынок предполагает открытость национальной экономики перед мировым хозяйством; 11 рынок формирует тип человека, который включает рыночную этику и мораль в свои нормы; 12 рынок учитывает наличие внешних факторов, благоприятствующих или мешающих его развитию (хорошее или неблагосклонное отношение к самому рынку).Участники рынка и взаимоотношения между ними. - покупатель (потребители товаров, услуг, т.е. домашние хозяйства и население), - продавец (товаропроизводители: фирмы, предприятия, предлагающие свои товары и услуги).  Между ними существует взаимосвязь, которая наблюдается через товарно-денежные потоки: 1) дом.хозяйства покупают у предприятий и фирм произведённые товары и услуги; 2) предприятия и фирмы продают населению то, что они произвели; 3) население и дом.хозяйства продают предприятиям и фирмам ресурсы, факторы производства: труд, землю, капитал, организацию, информацию; 4) предприятия и фирмы выплачивают дом.хозяйствам, населению соответствующие доходы: з/п, ренту, прибыль, проценты, дивиденды. Причины возникновения рынка.  1) потребности людей, которые по своему характеру безграничны; 2) ограниченность всех ресурсов производства: труда, земли, других материальных средств производства; 3) общественное разделение труда, повышающее эффективность производства и создающее материальную основу для товарного обмена; 4) экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности-первоначально общинной, потом частной и коллективной; 5) самостоятельность производителя, его свобода как предпринимателя (феодализм, крепостничество сдерживало развитие рынка). Функции рынка. 1. Информационная функция - через систему показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг) рынок собирает, перерабатывает и информирует все общество о состоянии экономики. 2. Посредническая функция - рынок соединяет обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца. 3. Регулирующая функция - рынок дает ответы на вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить? 4. Ценообразующая функция - у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты, стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь общественно необходимые затраты и рыночные цены, которые одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы. 5. Стимулирующая функция - рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.  6. Созидательно-разрушительная функция - рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру.  8. Санирующая, оздоровительная функция - рынок очищает общественное производство от устаревших отраслей и дает дорогу высокоэффективным отраслям.  9. Дифференцирующая функция - рынок расслаивает товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Положительное и отрицательное влияние рынка на экономическую и социальную жизнь общества.  Положительное влияния рынка: - стимулирует рост производства, -  побуждает экономить труд и ресурсы, - формирует структуру хозяйства, которая отвечает потребностям и запросам потребителя, - создает саморегулирующуюся систему хозяйства, в которой каждый занимает свою нишу, - рынок обогащает часть населения. Отрицательное влияние рынка: - не является идеальной системой, она недостаточно стабильна (типичная форма её нестабильности - циклический характер развития экономики). - не обеспечивает полного использования ресурсов (неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов). Безработица - неизбежный спутник рынка. - сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя (различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке).- не учитывает влияния отрицательных внешних эффектов (загрязнение окр.среды). - безразличен к производству общественных благ и услуг (охрана общественного порядка, воспитание детей). - не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения.- не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот. - рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма. Все это позволяет сделать вывод, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика. Разница между классическим рынком и современным рынком: классический рынок - рынок совершенной (свободной) конкуренции, идеальный рынок. В природе его не существует. Он создан экономистами для изучения. современный рынок - рынок несовершенной конкуренции. Имеет виды - монополистический, олигополистический, монополистический с дифференциацией продукта. Монополистический - рынок с установившимися прочными коммерческими связями между продавцами и покупателями, проникновение на который новых лиц затруднено рядом барьеров. Олигополистический - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгует с большим количеством покупателей.  Монополистический с дифференциацией продукта -  предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 8 Товар и его свойства. Услуга как товар. Рыночное хозяйство располагает двумя основными инструментами - это товар и деньги. Товар - благо. Современная экономическая наука в понятие включает предметы, созданные трудом человека, материальные блага и услуги, а также дары природы, и все виды услуг, как материальных, так и нематериальных, т.е. деятельность человека, которая даёт полезный эффект, удовлетворяющий потребности человека. Современная наука делит блага на экономические и неэкономические. Экономическое благо - это редкое ограниченное благо. Неэкономическое благо - это общедоступное благо, которое имеется в природе в неограниченном количестве. Воздух и солнечный свет - пока неэкономические блага. Вода - неограниченное благо, если вы живёте около родника, но - ограниченное, если вы живёте в городе или пустыне. Товар - это экономическое благо, произведённое для обмена. Потребительная стоимость товара - это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Черты потребительной стоимости товара: полезность вещи заключена в самой вещи или в услуге. потреб.стоимость имеет 3 характеристики - количество, качество и натур.форму.  потреб.стоимость имеет общественный характер, ибо товар - это благо для других.  потреб.стоимость услуги не имеет вещественной формы, она - полезный эффект от самой деятельности, - в этом её специфика.  Меновая стоимость товара - это его способность обмениваться в определённых количественных соотношениях на другой товар. Индивидуальные и общественные товары 1) Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении. Классическим примером блага служит маяк.  Свойства общественных товаров: - потребляются коллективно. - не могут быть исключены из потребления: если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят.  - их предложение обеспечивается государством. - индивидуальное потребление не наносит ущерба интересам других потребителей. 2) Индивидуальные товары – это товары, предназначенные для индивидуального потребления. Они делимы, т.е. состоят из достаточно мелких единиц, отдельные покупатели могут его покупать. На них распространяются принципы исключения: те, кто не может или не хочет платить, не получают никаких выгод от данного товара. Услуга как товар -Неосязаемость, - Неоднородность, - Одновременность производства и потребления, - Несохраняемость. Туризм и клубные товары. Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 12 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночёвки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Человека, совершающего такое путешествие, именуют туристом. Турист - гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.  Жизненный цикл товара Большинство товаров проходят 4 этапа своего жизненного цикла: это период выведения товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта.  период роста, быстрого расширения сбыта данного товара.  период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта.  период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара.

Вопрос 9 Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности

Исторически первой в экономической  науке появилась трудовая теория стоимости. Суть - Потребительные стоимости качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. Общей основой всех обмениваемых товаров является то, что все они продукты труда. Труд имеет двойственный характер: - конкретный, т.е. труд в определённой форме (частный труд), - абстрактный, затрата энергии вообще (общественный труд). Стоимость - это вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек к полезности. Величина стоимости определяется величиной общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ – измеряется в рабочем времени). Стоимость - отношение, в котором проявляется равенство общественного труда, поэтому непосредственно в рабочем времени она выразить себя не может. На рынке она выражает себя через отношение одного товара к другому. Форма выражения стоимости - другой товар или особый товар - деньги. Денежное выражение стоимости – цена. Достоинства и недостатки трудовой теории стоимости. На основе этой теории легко объяснить, почему одни товары дороже, а другие дешевле. Ответ прост: различны уровни общественно необходимых затрат труда на производство автомобиля, мотоцикла и велосипеда.Субъективная полезность. Первый закон Госсена. Общая и субъективная предельная полезность. Параллельно с трудовой теорией стоимости возникла теория предельной полезности. Суть - товар на рынке покупают не потому, что в нём заключены затраты труда, а потому, что данный товар для покупателя имеет полезность, ценность. Ценность товара обнаруживается на рынке при обмене. Сторонники теории предельной полезности ценность или стоимость товара выводят не из затрат труда, а из полезности. При этом они выделяют 2 вида полезности: - полезность общую, абстрактную, или родовую: способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей, - конкретную, или субъективную полезность: означает субъективную оценку данного экземпляра данного блага данным покупателем. Исходной основой субъективной полезности являются следующие предпосылки: - субъективная полезность предполагает редкость блага, ограниченность его запаса,  - полезность зависит от характера потребления благ. Достоинства и недостатки теории предельной полезности. Если субъективная оценка каждого блага определяется его предельной полезностью для данного покупателя, то и рыночные цены этих товаров, определяются только этой субъективной полезностью для покупателя и что мнение продавца ничего не значат. В этом случае придётся признать, что цена легкового автомобиля выше цены мотоцикла не вследствие более высоких затрат на автомобиль, а только потому, что данный покупатель субъективно ценит автомобиль выше, чем мотоцикл. Полный отказ от трудовой теории стоимости и признание в качестве единственного источника стоимости (ценности) только предельной полезности не даёт возможности объяснить, почему на различных рынках при всех исключениях и колебаниях на одни и те же товары складываются единые рыночные цены.Стоимость (ценность) включает в себя и цель (результат производства, полезность) и средство достижения этой цели (затраты живого труда, ресурсов, факторов пр-ва).Обмен как единство учета полезности эконом-их благ и затрат на их пр-во и реализацию. В начале 20в.  экономика предпринимает попытку создать синтез предельной полезности и затрат (издержек) производства. По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определяется и полезностью, и затратами (издержками) производства. При этом затраты труда (живого и овеществленного) осуществляются потому, что общество ценит данное благо. Стоимость готового товара как бы вменяется стоимости пошедших на его изготовление факторов производства (прим.: токайское вино не потому дорого, что дороги токайские виноградники, а наоборот: из-за высокой ценности вина будут высоки и затраты на его изготовление).Следовательно, товар - это единство потребительной стоимости и меновой стоимости, а стоимость, или экономическая ценность товара, - это единство полезности блага и затрат на его производство. Товаропроизводитель не будет осуществлять затраты, если они не оправданы целью, результатами, полезностью будущих благ, но в то же время получение результата, достижение полезности немыслимо без затрат.

Вопрос 10 Деньги: их сущность, происхождение и функции. Эволюция товарных денег и виды современных денег. Сущность денег. Особенности денег как особого товара. Деньги - это особый товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Деньги имеют 2 свойства: - потребительную стоимость (они нужны людям как средство обмена и как источник доходов, могут обмениваться на любой товар), - меновую стоимость (особая способность к абсолютной ликвидности в процессе купли-продажи, ликвидность не ограничена какой-либо местностью, временем, не ограничена количественно - денег много не бывает).Но деньги - это не просто товар, это особый товар. С появлением денег весь товарный мир разделился на два лагеря: - в одном - все товары, которые всегда находятся в относительной форме стоимости, - в другом лагере - только деньги, которые всегда находятся только в эквивалентной форме стоимости, ибо они служат мерилом ценности для всех товаров.Другая особенность денег - это их особая способность к сбыту, их абсолютная ликвидность в процессах купли-продажи. Деньги - это самый легкореализуемый товар. Эта способность денег к ликвидности не ограничена кругом лиц, ибо деньги нужны всем, тогда как любой другой товар (например, папиросы) нужен не всем. Ликвидность денег не ограничена какой-либо местностью, областью, регионом. Таким образом, только один товар - деньги и только деньги - является абсолютно ликвидным средством обмена. Происхождение денег. О происхождении денег существуют 2 концепции: - рационалистическая: происхождение денег объясняется как результат соглашения между людьми, которые поняли, что для улучшения условий обмена нужны спец. инструменты. - эволюционно-историческая: происхождение денег объясняется как длительный исторический процесс развития экономического сотрудничества, результат развития процесса обмена. Происхождение денег связывают с вопросом развития формы стоимости: - простая: выражение стоимости одного товара в другом товаре (1 топор = 20 кг зерна),  - полная: в обмене участвует целый ряд товаров (1 овца = 40 кг зерна, или 20 м холста, или 2 топора) , - всеобщая: товары обмениваются на местных рынках на один какой-либо товар: и 20 м холста, и 40 кг зерна, и 2 топора = 1 овца, - денежная: стоимость всех товаров выражается в потребительной стоимости одного товара - золота: и 40 кг зерна, и 20 м холста, и 1 овца = 3 г золота. Функции денег.  Функции денег выполняли золото и серебро, т.к. только они обладали качествами, позволяющими им лучше других исполнять роль всеобщего эквивалента и абсолютно ликвидного средства обмена. Эти качества золота как метала следующие: сохраняемость в любой агрессивной среде, портативность, экономическая делимость на однородные по весу и качеству части, транспортабельность, редкость в природе. Знание сущности и происхождения денег позволяет дать определение цены товара. Цена - это меновая стоимость товара, выраженная в деньгах. Металлические деньги выполняли 5 функций: Деньги - как мера стоимости: субъекты рынка измеряют и соизмеряют стоимость всех товаров. Деньги - как средство обмена: выступают посредником в бесконечном процессе товарно-денежного обращения (т-д-т-д) - здесь нужны реальные деньги (слитки, монеты, бумажные деньги), Деньги - как средство накопления: из сферы обращения - в сейфы и банковские счета (слитки, предметы роскоши). При инфляции бумажные деньги ненадежны, Деньги - как средство платежа: при уплате долга, при несовпадении покупки и продажи во времени и пространстве (товар весной - деньги осенью через банк), Функция мировых денег: для международных расчетов (сначала рассчитывались золотом - слитки). В роли мировых денег золото выступает как платежное средство при кредитных операциях, всеобщее покупательное средство при оплате сделок наличными, общественная материализация богатства. Все экономисты единодушно признают 3 функции: средство обращения, средство накопления и меры стоимости. Социальные функции денег. о том, что даже любовь не свела с ума столько людей, как деньги.  Эволюция товарных денег. Демонетизация. Поскольку предыдущие товарные деньги были неудобны (тяжеловесны, высокая номинальная стоимость (из золота или серебра)), возникла потребность в удешевливании денег. Самыми дешевыми оказались бумажные деньги и монеты из недорогих металлов (символические деньги). Первая форма бумажных денег - казначейские билеты: это денежные знаки, выпускающиеся гос.казначейством или ЦБ для покрытия бюджетного дефицита; они не размениваются на металл, но наделяются государством принудительным курсом, который на определенное время позволяет им выполнять роль покупательного и платежного средства. Вторая форма - банкнота или вексель: долговое обязательство банка (в обращении выступают как реальные деньги, выполняя все их функции). Процесс ухода золота и прекращение выполнения им функций денег получил название демонетизации (обмен банкнот на золото прекратился после начала 1 мировой). Виды современных денег - товарные: это золото, серебро в слитках и монетах, + любой товар при бартерных сделках; - символические: медные и никелевые монеты + бумажные деньги; - кредитные: чеки, кредитные карточки. Золото и серебро сегодня выступает как: а) сокровище б) страховой фонд государства и отдельных лиц в) воплощение богатства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"