Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике.
Вопрос 19 Предпринимательская деятельность: ее сущность, содержание, специфика. Рыночная среда создает основу для организации предпринимательской деятельности. Предприниматель - это менеджер-новатор, который ведет собственное дело как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал. Всякий предприниматель - это менеджер, т.к. он является организатором производства, труда и управления, но не всякий менеджер - предприниматель, ибо менеджер может работать по найму. Всякий предприниматель - новатор, но он специалист в своей сфере, этим он отличается от обычного ученого или специалиста в какой-либо отрасли знаний. Специфические черты предпринимательства 1. Предприниматель выступает как самостоятельно хозяйствующий субъект, ведущий собственное дело. 2. Предпринимательской деятельности присущ риск. Риск считаются оборотной стороной свободы и независимости предпринимательства. Причины риска - это непредсказуемость рыночной ситуации и новаторский характер предпринимательства. 3. Предпринимательская деятельность предполагает материальную ответственность за свое дело. Ответственность м.б. в пределах всего имущества, в пределах пая, в объеме пакета акций. 4. Предпринимателю присущ динамичный стиль жизни, что обусловлено жесткой конкурентной борьбой среди предпринимателей. 5. Предпринимательская деятельность имеет цель, направленность на получение прибыли. Функции и социальное содержание предпринимательской деятельности - удовлетворение потребностей рынка, - перераспределение ресурсов, - появление и развитие новых направлений, -привлечение наемных работников к управлению. Формы предпринимательского новаторства. Существует 2 модели экономического поведения предпринимателя: - адаптивная: приспособительную, - креативная: разрушение старой комбинации ресурсов и создание новой; основана на новаторстве, на использовании нововведений. Основные формы предпринимательского новаторства: - создание нового, неизвестного ранее, блага или услуги, - внедрение новых методов производства, - освоение новых рынков сбыта, - выход на новые источники сырья и полуфабрикатов, - реорганизация производства, труда и управления. Факторы, определяющие эффективность предпринимательской деятельности. Результативность предпринимательской деятельности зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на 2 группы: факторы внутренние, зависящие от самого предпринимателя, факторы внешние, объективно от предпринимателя не зависящие. Внутренние факторы: - идея заняться предпринимательской деятельностью (идея первотолчка), - наличие какого-либо преимущества (например, глубокое знание маркетинга), - умение управлять, - интеллектуальный потенциал, - рационализм в использовании времени, - личные качества, - обучение, - искусство общения и т.д. Внешние факторы:- окружающая рыночная среда, - законодательные основы общества, экон-ая, фин-ая и налоговая политика государства, - общественно-политическая и морально-нравственная макроэкономическая среда. Нельзя умалять значения и тех, и других факторов. Человек может заняться предпринимательством, если в нем заложены все необходимые для этого качества. Но чтобы эти потенциальные качества человека стали реальностью, нужен “подогрев” со стороны, нужна соответствующая внешняя экономическая среда. Блестящий образец такого мудрого подхода демонстрирует современный Китай, ставший экономическим чудом XX в. ТурОператоры – ООО, ЗАО, ТурАгенты – ИП, Гостиничный бизнес – ООО,ЗАО, Ресторанный бизнес – ООО (лицензирование), недавно были ИП. 4 основных типа предприятий: 1). Единоличное предприятие - простота и дешевизна организации дела, большие стимулы, чувство собственника. Недостатки: ограниченность ресурсов, финансовых средств, полная мат.ответственность всем имуществом, риск потерять все. Этот тип предприятия имеет два вида: собственно единоличное, т.е. дело, которым владеет 1 человек, и семейное, когда за дело отвечают в равной степени 2-3 члена семьи. 2). Товарищество, или партнерство - это предприятие, которое на основе договора объединяет нескольких совладельцев дела, партнеров. Преимущества: объединяет фин.ресурсы, каждый партнер вносит в дело свежие идеи и свой талант, они легко организуются, повышается специализация. Недостатки: несовместимость интересов партнеров и возможность выхода партнера из дела, что может привести к распаду фирмы; каждый партнер несет мат.ответственность не только за свои действия, но и за действия другого партнера; часто ограниченными оказываются и размеры объединенного капитала. Товарищество может иметь несколько видов: - полное, или открытое, товарищество, в котором каждый партнер лично участвует в деле и несет полную ответственность всем своим имуществом; - коммандитное (смешанное) товарищество, в котором, кроме партнеров участвуют товарищи-коммандитисты, несущие ответственность только в пределах пая; - товарищество с ограниченной ответственностью, в котором каждый несет ответственность в пределах пая, вклада. 3). Акционерное общество, или корпорация - четко разделены 2 процесса: формирование капитала на основе продажи акций и функционирование исполнительных органов корпорации. АО - акции распространяются по открытой подписке, так что купить акцию и стать ее держателем может каждый человек. ЗАО - акции распространяются по закрытой подписке среди определенного круга лиц и перепродаже не подлежат. Преимущества: способ финансирования, позволяющий привлекать сбережения многих лиц; ограниченная ответственность акционера, который максимум что может потерять - это сумму, выплаченную за акции; держатели акций могут входить и выходить из корпорации; неограниченность существования, поскольку в случае смерти акционера его акции передаются наследникам; купля-продажа акций не сказывается на деятельности самой корпорации. Недостатки: двойное налогооблажение: налогом облагается прибыль корпорации, а потом и личный доход держателя акций; бездеятельность и пассивность значительной части держателей акций, т.к. один голос одной акции не играет никакой роли; имеет место бюрократизм аппарата управления в крупных корпорациях. Государственное предприятие может быть унитарным и корпоративным, если контрольный пакет твердо принадлежит государству.
Вопрос 20 Рынок и государственное регулирование экономики. Современный рынок – это итог сложного и длительного пути развития, в котором можно выделить различные модели исторического процесса развития рынка: Модель эволюционного развития - характерна для становления рынка в Англии, Голландии, позднее в США, Канаде (сочетали экономическую мощь с колониальной политикой грабежа других стран). Модель скачкообразного развития - характерна для Германии, Италии, Японии (утверждали свои позиции в мировом хозяйстве и бурным развитием нац-го рынка). Модель развивающихся стран - характерная для бывших колоний (страны были интегрированы в мировое рыночное хозяйство путём военно-политических методов или экономическими инструментами). Модель Китая и других “азиатских драконов” - стремительно вошли в мировую рыночную систему, опираясь на современное государство и свои национальные традиции. Модель России и других стран Содружества - ищут свой путь развития рыночной экономики ценой проб и ошибок, без учета национальной специфики. Современному рынку характерны следующие особенности: - правила игры на рынке предопределяются экономической политикой государства, - на рынке несовершенной конкуренции своеобразно сочетаются элементы конкуренции с монополизмом в той или иной мере и в той или иной форме, - комбинация смешанных форм организации экономики (рыночные механизмы сочетаются с нерыночными), - новый состав хозяйствующих субъектов (господство корпораций, дающие свыше 80% торгового оборота), - рынок новых видов товаров: технологий, информации, ценных бумаг и т.п., - маркетинговая форма организации (отвечает на 4 классических вопроса: что продавать-производить; как продавать, где продавать и кому продавать), - развитая инфраструктура - комплекс учреждений, кот-е повышают его эффективность, - социальная ориентированность на все слои населения. Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства. 2 основных направления. 1). Классическое направление - рынок способен к автоматическому саморегулированию, и поэтому он д.б. освобожден от гос.контроля. “Невидимая рука” рынка сделает все, что нужно обществу. Цены и з.п. могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая равновесие спроса и предложения. При этом снижение спроса ведет лишь к снижению цен, а не к снижению занятости. Если гос-во не будет вмешиваться в рыночный механизм, потребители сами найдут на рынке то, что им нужно (депрессия 29г дискредитировал эту идею). 2). Кейнсианское направление - рыночная система может долго находиться в депрессии при высоком уровне безработицы. Цены и з.п. изменяются на рынке медленно. Гос-во должно регулировать развитие рыночной экономики путем активного воздействия на спрос. В помощь “невидимой руке” рынка нужна сила, которая корректировала бы рыночный механизм. В экономическую науку пришло новое положение: государство и рынок - это по сути две руки единого экономического организма. Основные экономические и соц.функции гос-ва в современной рыночной экономике. Разработка и утверждение правовых основ экономики – гос-во определяет правила экономической игры, которую ведут предпр-я, дом.хоз-ва, население, потребители, товаропроизводители и само гос-во. Определение приоритетов и целей макроэкономического развития страны - общество должно четко определять, какие задачи являются первоочередными, сколько это потребует ресурсов, каковы будут соц-е, экон-е и экол-е последствия этих решений. Регулирование эконом-их процессов распределения ресурсов и результатов про-ва – гос-тво регулирует деят-ть предпр-й на микро-уровне и распределение доходов на макро-уровне. Элемент процесса распределения - бюджетная и налоговая политика государства. Стимулирование экономического роста в стратегическом аспекте и стабилизация экономики в периоды кризисов и социальных потрясений. Позитивное решение глобальных проблем и прежде всего экологических. Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику: - государственные финансы: федеральные и местные финансы, спец.фонды. Основное звено гос.финансов – гос.бюджет. Основной источник доходов бюджета - налоги. Расходы - пенсии, пособия, стипендии, дотации. - денежно-кредитные инструменты, - административно-правовые акты и государственное предпринимательство. Основные принципы государственного регулирования рыночной экономики Гос.регулирование становится эффективным, если оно придерживается 3 принципов: 1, исключение действий, нарушающие нормальные рыночные связи; 2. воздействие на рынок только экономическими методами и инструментами; 3. постоянный контроль за эффективностью действий го-ва и их корреляцию.
Вопрос 21. Конкуренция: ее сущность, виды и роль. Несовершенная конкуренция Сущность конкуренции и ее роль в рыночном механизме (от лат. concurrere - сталкиваться) Конкуренция представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия произво-ва, купли и продажи. Роль внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. - через действие закона стоимости, спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными (с ОНЗТ), - побуждает к учету потребностей рынка со стороны покупателей и продавцов,- порождает механизм саморе-я рынка через воздействие на спрос и предложение, - выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда, где отдача выше, - порождает среди товаропроизводителей: 1) приспособленческое поведение (связанно с модернизацией про-ва потому, что этим занимается конкурент); 2) обеспечивающее поведение (стабилизирует его прочные позиции на рынке в длительной перспективе); 3) новаторское поведение (экономическая победа товаропроизводителя над конкурентами за счет новаций), - выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого, - разоряет одних и обогащает других, выступая как двигатель экономического прогресса. Виды конкурентной борьбы. Существует 2 основных критерия, по которым устанавливаются виды конкуренции: 1). С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают: Внутриотраслевая конкуренция - формирует единую по отрасли рыночную цену (при различных индивидуальных издержках и цене этот вид обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать эффективность производства); Межотраслевая конкуренция - формирует единую равновесную цену производства на макро-уровне (выполняет регулирующую функцию). 2). С точки зрения характера конкурентной борьбы различают: Совершенную (свободную) конкуренцию и несовершенную. Основные черты (признаки) совершенной конкуренции. совершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда: - на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положение рыночной конъюнктуры; - для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги; - ни один из участников рынка не знает о рынке больше, чем остальные; - покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его. Сущность и формы несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции: - количество фирм на рынке может сократиться вплоть до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия; - характер товарной продукции может быть уникальным; - предприятия уже не имеют равного доступа к информации; - при входе на рынок и выходе из него испытываются препятствия или барьеры. Сила монопольной власти - заключается в возможности воздействовать на цену товара и количество. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Рыночная структура современного рынка Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие 4 типа. : совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из них отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. 1. Совершенная конкуренция: множество мелких фирм, хар-тер продукции однородный, затруднений на вход и выход с рынка нет, равный доступ ко всем видам информации. 2. Монополистическая конкуренция: множество мелких фирм, продукция разнородна, затруднений на вход и выход с рынка нет, доступ к информации имеет некоторые затруднения. 3. Олигополия: число фирм невелико, есть крупные фирмы, продукция однородна и разнородна, на входе и выходе с рынка возможны препятствия, информация ограничена. 4. Монополия: 1 фирма, продукция уникальна, на входе непреодолимые барьеры, инф.огр. Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Вопрос 22 Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики Макроэкономическое равновесие - это сбалансированность всего общественного воспроизводства как в статике, так и в динамике. На современном экономическом этапе идеальное макроэкономическое равновесие постоянно нарушается. 3 основных формы нарушения макроэкономического равновесия:1. цикличность развития рыночной экономики в условиях господства частной формы собственности. 2. неполная занятость ресурсов в целом, трудовых ресурсов в частности. 3 . товарно-денежное обращение регулярно переполняется излишним кол-вом неполноценных денег, что сопровождается ростом цен и падением покупательной способности современных денег. Короткие, средние и длинные циклы. Структура среднего цикла. Австрийский экономист Шумпетер предложил трехцикличную схему колебательных процессов в экономике, которые осуществляются на 3 уровнях рыночной экономики. Короткие циклы: (ок. 4 лет), связаны с восстановлением равновесия на потребительском и инвестиционном рынке. Средние циклы (промышленные): (8-12 лет), имеет 4 фазы, которые последовательно сменяют друг друга: 1). Кризис - спад производства: резкое сокращение сбыта, уменьшение прибыли у пред-й и банков, удорожание кредита, неплатежи, массовое банкротство предприятий и банков. 2). Депрессия - объем производства уже не падает, но и не растет: товарные запасы исчерпаны, бизнес начинает накапливать инвестиции, появляются отдельные точки роста. 3). Оживление - начинается рост производства: растет спрос на потребительские товары. 4). Подъем - дальнейшее развитие про-ва: растет потребит-ий и инвестиционный спрос. В 20 в. средние циклы изменились: процессы перепроизводства стали сопровождаться ростом цен и инфляцией. Причины: монополии сокращают про-во, но удерживают высокий уровень цен. Длинные циклы: рыночное хозяйство в своем развитии проходит через последовательно чередующиеся периоды замедленного и ускоренного роста. Продолжительность каждого такого цикла - около полувека. В периоды замедленного роста циклы отличаются большей глубиной кризисов, продолжительностью депрессии и слабостью подъемов. Каждый из видов выполняет свою функцию восстановления макроэкономического равновесия, в то же время каждый экономический цикл есть нарушение этого равновесия. Причины цикличности - монетарная теория - в финансовой сфере; - теория перенакопления - в диспропорциональном развитии отраслей; - теория недопотребления - в чрезмерных сбережениях (они ведут к сокращению спроса на потребительские товары; - экстернальная теория - во внешних факторах: войны, революции, научные открытия; - интернальная теория - во внутренних свойствах самой экономической системы; - теория фатальной неизбежности - воздействие всех внутренних и внешних факторов развития современной экономической системы. Социальные последствия цикличности - увеличение армии безработных, - резкое снижение з/п, - колебания цен, - понижение жизненного уровня широких слоев населения, - рост нереализованных товаров и услуг, - банкротство предприятий, - Всё это рождает в обществе глубокую социальную неудовлетворенность и протест. Антикризисные меры. - Гос-во в состоянии существенно сгладить циклические колебания, - Гос-во осуществляет регулирование с целью достижения экономической стабильности, - в фазе кризиса и спада все мероприятия гос-ва д.б. направлены на поддержание и стимулирование деловой активности, - в фазе подъема гос-во проводит политику сдерживания с целью предотвращения перегрева экономики, - гос-во каждой данной страны должно учесть влияние внешнеэкономических факторов. Современный финансово-экономический кризис: его особенности в России. В кризисном 2009 г. ВВП России снизится на 3 %, а развивающихся стран - увеличится на 3,3 %. Фондовые рынки в России обвалились в 5 раз, а в развивающихся странах в 1,5 раза. Инфляция в России в период кризиса сохраняется на предельно высоком уровне - 13 %, а в развивающихся странах она вдвое снижается - до 4 %. В финансово-экономической системе России были определенные слабости, которые этот кризис высветил. Особенности: кризис обусловлен промахами в банковской, торговой и производственной сферах; глубокая зависимость России от внешних сил; сырьевая зависимость; монополизация экономики; очень высокий уровень коррупции; непрозрачность и избирательность действий властей. В этих условиях не может развиваться нормально малый и средний бизнес. Природа кризиса имеет зарубежные источники, а в России ему способствует отсутствие реальной конкуренции, как в политике, так и в экономике.
Вопрос 23 Макроэкономическая нестабильность и инфляция. Инфляция в России. Сущность и форма проявления инфляции. Одной из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности является инфляция (от лат. inflatio - вздутие). Инфляция - это переполнение канала товарно-денежного обращения излишним количеством неполноценных денег, это нарушение соответствия совокупного спроса и совокупного предложения на национальном товарно-денежном рынке. Инфляция представляет собой сложнейшее социально-экономическое явление, которое затрагивает практически все стороны жизни общества - экономическую, политическую, духовную. По сути инфляция - это обесценение денег, превышение совокупного денежного предложения над спросом. По форме - это рост цен. Для измерения общего уровня цен и динамики инфляции по стране в целом целесообразно использовать индекс ВВП и ВНП. Возможность и причины инфляции. Возможность возникновения инфляции заключена в самом факте использования символических бумажных и кредитно-бумажных, т.е. неполноценных, денег. Если бы в обращении фигурировали полноценные металлические деньги (золотые или серебряные монеты), то излишнее их количество уходило бы в сокровища. Сам факт обращения неполноценных бумажных денег рождает доступную возможность их увеличения. Причины инфляции лежат в общем макроэкон-ком неравновесии между совокупным спросом и предложением. Причина инфляции - 3 вида монополизма: 1. монополия государства - позволяет себе иметь несбалансированные расходы и доходы бюджета, покрывать дефицит бюджета за счет печатного станка, нести непосильное бремя военных расходов, расходы по содержанию громадного аппарата управления и т.д. 2. монополия профсоюзов - справедливо требуют повышения з.п.в условиях, когда само правительство дало старт началу гонки роста цен на потребительские товары. 3. монополия крупнейших корпораций - получили возможность предопределять издержки и рыночные цены. Современные корпорации держат в своих руках более 80% товарооборота на мировом рынке. Виды инфляции: 1. Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса; в обществе возрастает платежеспособность по сравнению с прежним ее уровнем; рост гос.расходов и вливание в обращение дополнительных денег. 2. Инфляция издержек - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны предложения на основе роста цен вследствие увеличения издержек производства; порождает сокращение предложения и спад произ-ва. 3. Умеренная (рост цен 10-12% в год), галопирующая (20-200%) и гиперинфляция (900%). 4. Сбалансированная - равномерный рост цен по всем основным группам товаров. 5. Несбалансированная - предполагает различные темпы роста цен на разные товары. 6. Ожидаемая и неожидаемая – прогнозируемая и непрогнозируемая. Уровень инфляции - показатель среднего уровня изменения цен товаров и услуг относительно базисного периода; используется в качестве показателя инфляции и выражается в процентах за год. Например: по данным Росстата в феврале уровень инфляции в России составил 0,9% Воздействие инфляции на социально-экономическую жизнь общества. - Обесценивание всех потоков денежных доходов - номинально доходы растут, а реально падают - Перераспределение доходов и богатства в пользу небольшой группы лиц. - Ускоренная материализация денег в товары, в недвижимость, в запасы и т.д. - Торможение и подрывание стимулов к вложению денег в долгосрочные инвестиции. - Обесценивание денежных сбережений населения во всех формах (вклады, наличные). - Падение реального процента по вкладам - номинально процент может расти, а реально падать. - Перераспределение нац.дохода на макро-уровне, противоречащее нац.интересам - внутреннее обесценение денег ведет к усилению иностранной валюты. Антиинфляционные меры - включают в себя 2 блока мероприятий:1. Регулирование спроса: Кейнсианское направление - эффективный спрос вызовет стимулы роста предложения. Факторами спроса м.б. увеличение гос.расходов и дешевый кредит. Эти меры вызовут рост инвестиционного спроса, а он породит рост предложения; рост предложения вызовет снижение цен. 2. Регулирование предложения: Монетаристское направление - рекомендует комплекс мер по сокращению спроса: это денежная реформа, удорожание кредита, сокращение налоговых ставок. Эти мероприятия должны вызвать уменьшение потребительского и инвестиционного спроса, банкротство неэффективного производства. Это освободит рыночные ниши от разорившихся производителей, но сохранит их для сильных. Сокращение налоговых ставок вызовет рост инвестиций, рост товарного предложения и в конечном счете снизит цены. На практике многие страны применяют компромиссную тактику борьбы с инфляцией, используя и кейнсианский и монетаристский подходы. Инфляция в современной России Основным источником инфляции в современной России является коррупция, воровство госчиновниками на разных масштабах, начиная от крупных национальных проектов, кончая рядовыми проектами местного масштаба;