Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономике.
Вопрос 14 Заработная плата. Распределение доходов и оплата труда в России Заработную плату следует рассматривать в 3 аспектах: 1. до процесса труда - на рынке труда, з.п. выступает как цена рабочей силы, 2.в процессе труда - это плата за труд, увязанная с его качеством и количеством, 3 .после процесса труда - это личный, семейный доход. На предприятии в процессе труда з.п. выступает уже не как цена рабочей силы, а как плата за труд. Эту новую форму з.п. как платы за труд порождают следующие факторы: - предпринимателя интересует не только будущая способность работника к труду, а сам труд как реальное явление, - величина заработной платы теперь тесно увязывается уже не со стоимостью рабочей силы, а с величиной и качеством труда, - по времени заработная плата выплачивается после процесса труда, а не до него. Существуют 2 основных формы з.п: повременная - увязывается с продолжительностью рабочего времени, сдельная - с выработкой, с производительностью труда. В наше время эти формы в чистом виде практически не используются: они дополняются различного рода поощрительными системами: система нормирования труда на основе учета операций, система интенсификации труда на основе убыстрения конвейера, различные системы премирования, использование гибкого графика раб.времени, новая культура труда и т.д. Величина платы за труд Одним из важнейших аспектов проблемы з.п. является вопрос о величине платы за труд. Различают: - номинальную з.п. - денежное выражение заработной платы. - реальную з.п. - величина товаров и услуг, которые можно приобрести на денежную з.п. Дифференциация уровней заработной платы Характерной особенностью з.п. является дифференциация ее уровней. Основными факторами дифференциации з.п. являются: - различная степень сложности труда и соответственно различный уровень квалификации рабочих и служащих, - дискриминация отдельных категорий работников, - национальные различия в заработной плате и другие факторы. Динамика реальной заработной платы - в своем развитии испытывает противоречивые тенденции, ибо в реальной жизни действуют факторы, которые повышают заработную плату, и факторы, которые ее понижают. К повышающим факторам относятся: - возвышение потребностей наемных работников,- рост квалификации и соответственно рост цены рабочей силы, - благоприятная конъюнктура на макроэкономическом уровне, - борьба наемных рабочих за более достойные условия жизни. К понижающим факторам относятся:- наличие и рост армии безработных, - падение спроса на рабочую силу, - рост цен, инфляция, налоги и другие факторы. В конечном счёте динамика реальной з.п. является производной от этих двух групп факторов прямо противоположного направления. Экономические и социальные функции заработной платы. 1. является основным источником воспроизводства рабочей силы;.2. определяет социально-экономический статус наемного работника, его место на экономической лестнице в общественной системе; 3. выполняет стимулирующую роль в производстве на микроэкономическом уровне: в руках предпринимателя - это инструмент воздействия на работника, побуждающий повышать эффективность производства; для самого работника - мотив работать с большей или с меньшей отдачей; 4. выполняет регулирующую функцию на макроэкономическом уровне: побуждает работника идти в те сферы хозяйства, где оплата труда выше, и тем самым з.п. в своей динамике перереспределяет трудовые ресурсы между сферами, отраслями и предприятиями; 5. оказывает значительное влияние на экономическую и политическую стабильность общества, которая во многом зависит от уровня и динамики з.платы. Современная Россия - наглядное тому подтверждение. Организация заработной платы в России. КЗоТ РФ - четко формирует все основные положения о труде и является основным документом по правовому регулированию труда в нашей стране. Основная задача организации заработной платы - поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого. Организация оплаты труда предполагает: - определение форм и систем оплаты труда работников предприятию, - разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия, - разработку системы должностных окладов служащих и специалистов, - обоснование показателей и системы премирования сотрудников. При разработке системы оплаты труда закладываются 3 базовых элемента, определяющих в своем сочетании все виды оплаты труда: 1). Тарифная система - содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя: тарифно-квалифиционные справочники; нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания); тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); штатное расписание. 2). Нормы затрат труда - это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, тех.оснащения и организации про-ва именно этого предприятия. Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными. 3). Формы оплаты труда – повременная и сдельная. Тарифная сетка - представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников. Тарифные ставки - выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за единицу рабочего времени (час, день, месяц). Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности. Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь - для рабочих. МРОТ - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. По КЗоТ РФ работник не может получать в месяц (при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку. |
Недостатки
современной организации
Вопрос 15 Процент. Ссудный капитал. Кредит. Одним из основных видов факторных доходов (доход, создаваемый факторами производства: капиталом, трудом и землей, предпринимательской способностью) является процент:- в широком смысле процент - это доход, который приносит всякий капитал, отданный в заем и воплощенный в денежных, материальных или нематериальных активах;- в узком смысле процент - это доход, который приносит заемный капитал, выраженный только в денежной форме.Но в том и другом случаях процент рассматривается как порождение капитала и одновременно как цена капитала, отданного взаймы, в аренду и т.п. Капитал – это стоимость, которая приносит доход и которая может быть воплощена в денежных, материальных и нематериальных активах. Доход от капитала - это приращение к первоначально авансированной величине стоимости активов (денежных, материальных и нематериальных). Экономическая природа процента. 3 точки зрения: процент - это часть стоимости прибавочного продукта, результат живого труда наемных работников. процент - это результат чистой производительности капитала. Произ-во, базирующееся только на двух факторах - труд и земля, - менее эффективно, чем произ-во, базирующееся на трех факторах - труд, земля и капитал. процент - это форма вознаграждения человека в будущем за сокращение потребления в настоящем. Отказывая себе в потреблении части дохода, человек отдает свои средства в накопление, что обеспечивает рост производства. Норма процента - Процент имеет не только качественную, но и количественную определенность. Процент можно рассматривать как абсолютную величину, т.е. как денежную сумму дохода от заемного капитала, и как относительную величину, которую принято называть нормой процента. Уровень и динамика нормы процента зависит от 2 групп факторов: 1). факторы внешние, общеэкономические - спрос на ссудный капитал в стране и наличное предложение ссудного капитала, циклические колебания производства на макроэкономическом уровне, степень инфляционных процессов, экономическая политика государства, международные факторы и т.п. 2). факторы, непосредственно связанные с условиями займа - величина ссудного капитала, вид и сроки кредитования, степень риска, кредитоспособность клиента и т.д. Дисконтирование – это приведение будущих доходов к сегодняшним. Для этого надо знать 2 величины: доход, который приносит данный капитал в течение определенного времени (1 год), и среднюю учетную ставку банковского процента. (прим.: инвестирование) Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, которое получено благодаря использованию кредита, несмотря на его платность (цену). Он возникает во всех случаях, когда норма прибыли на весь капитал выше, чем норма процента за кредит, когда экономическая рентабельность превышает ставку процента. Ссудный капитал - это капитал, который обособился от промышленного, отдается взаймы и приносит доход в виде процента. Основная форма ссудного капитала: Кредит - предоставление материальных или денежных активов взаймы на условиях возвратности, срочности, материальной обеспеченности и за плату в виде процента. Источник кредита - временно свободные средства. Принцип кредитования - возвратность, временный характер использования средств, срочность и платность. Виды кредита: Коммерческий кредит - предоставляют функционирующие предприниматели друг другу в виде товарного капитала. Банковский кредит - предоставляют банки и другие финансово-кредитные учреждения функционирующим предпринимателям и другим заемщикам в виде денежных ссуд. Потребительский кредит предоставляется потребителям - покупателям товаров в форме коммерческого кредита, т.е. в виде продажи товаров с отсрочкой платежа, а также в виде банковского кредита на потребительские цели (строительство дома, переселение и т.п.). Сельскохозяйственный кредит предоставляется банками фермерам, кооперативам и другим предпринимателям для инвестирования сельскохозяйственного производства. Государственный кредит - основной формой этого кредита являются государственные и местные займы. Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере мировых экономических связей, когда банки и предприятия одного государства предоставляют ссуду другому государству. Ипотечный кредит - это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли). Лизинг-кредит - сделка, в которой участвует 3 стороны: предприятие, кредитор и арендатор. Лизинговая фирма выкупает оборудование у фирмы-изготовителя и передает его арендатору для использования на правах аренды. Функции кредита: открывает дополнительные источники инвестиционного финансирования; ускоряет перелив капитала, а следовательно, ресурсов и доходов; регулирует и ускоряет денежное обращение; выступает мощным экономическим инструментом в конкурентной борьбе; ускоряет кругооборот и оборот капитала. Особенности кредитования в России - кредитные ресурсы формируются каждым банком самостоятельно, - банки перешли с гос-го на коммерческое кредитование (все ресурсы являются платными), - обязательства кредитора и заемщика имеют реальную юридическую силу, - сложно получить долгосрочный кредит, - нет возможности для инвестирования, - необходим залог. Одной из наиболее явных последствий мирового кризиса этого года стало сокращение количества банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу. Объемы выдачи кредитов в несколько раз сократились в последнее время. В основном это связано с тем, что банк изменил требования к своим потенциальным клиентам, а также повысились требования к финансовой отчетности компаний, предлагаемому обеспечению и пр. Кредиты на длительные сроки сейчас менее предпочтительны для банков, а кредитам в иностранной валюте уделяется повышенное внимание.
Вопрос 16 Торговый капитал.Товарная биржа Современный рынок внес существенные коррективы в механизм функционирования торгового капитала. Торговый капитал - это капитал, который специализировался в сфере обращения. Причиной такой специализации явился рост эффективности производства в связи с ускорением оборота капитала. Как и всякая деятельность, торговля требует затрат. Эти затраты есть издержки обращения. Условно их можно разделить на: чистые издержки обращения - связаны с движением товара как меновой стоимости (кассовое дело, бухучет, зарплата продавцов) дополнительные издержки обращения - связаны с движением товара как потребительной стоимости (транспортировка, упаковка, сортировка, хранение). Торговая деят-ть, как и всякая предпринимательская деят-ть, приносит также прибыль. Современные формы розничной торговли Современный рынок породил современные формы торговли. Как и прежде, имеет место поставка товара на свободный рынок. Однако значительной стала доля товаров, которые производятся на основе портфеля заказов, т.е. определенные товары поставляются на заранее известный рынок. Эта форма торговли более характерна для рынка факторов производства и рынка ресурсов. Оптовая торговля: конкурентные торги (акцент на психологию покупателя), аукционы, ярмарки. Розничная торговля: магазины самообслуживания, магазины-склады, торговля по каталогам, заказы по почте, торговые автоматы, продажа товаров с доставкой на дом. Товарная биржа и ее роль в современной экономике. Особое значение в современной торговле приобрели биржи (от лат. bursa - кошелек). Товарная биржа - это организованный, регулярно действующий оптовый рынок, на котором торговля ведется по стандартам и образцам в ценах на основе спроса и предложения. С точки зрения объекта торговли товарные биржи имеют 2 вида: Наличные - объект купли-продажи - реальный товар Срочные или фьючерсные – объект купли-продажи - контракты, права на товар. С точки зрения участников сделок товарные биржи бывают: Открытые, на которых при сделках могут участвовать продавцы и покупатели, Закрытые, на которых присутствие продавцов и покупателей запрещено. Рабочие органы товарной биржи: Периферийные - обслуживают клиентов перед и после продажи. Центральные – брокер и маклер - посредники при заключении биржевых сделок. Брокер работает от имени и за счет клиентов, получая от сделки гарантийный взнос – маржу. 2 “золотых правила” функционирования биржи: биржи имеют некоммерческий характер, т.е. сама биржа не является продавцом или покупателем, биржа - это бесприбыльное учреждение, т.е. она определяет правила игры, но сама в игре не участвует. В России биржи часто имеют коммерческий и капиталонакопительный характер. Основная направленность деятельности биржи - создание такого механизма купли-продажи, который позволил бы всем участникам сделок выявить реальную, текущую рыночную цену на данный товар в данное время на данном месте при данных условиях.В конечном счете товарная биржа выполняет первичную ценообразующую функцию. Она выступает как своеобразный барометр конъюнктуры, критерий спроса и предложения применительно к тому или иному товару. Биржа формирует крупнооптовый сектор торговли. Количественно через биржу проходит около 1/4 всей совокупной товарной массы, однако роль биржевого товара неизмеримо выше его удельного веса в общем товарообороте, ибо биржевой товар - это исходный, базовый товар для последующих этапов производства готовой продукции.
Вопрос 17 Теория потребительского поведения. Кардиналистская и ординалистская теории: их сущность и принципиальные основы Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке. Существуют 2 подхода, которые по-разному объясняют поведение потребителя на рынке: кардиналистская теория полезности (от англ. cardinal - количественный), или просто теория предельной полезности - любой потребитель способен количественно измерить уровень полезности всякого данного товара и уровень своего благосостояния, своих доходов. ординалистская теория полезности (от англ. ordinal - порядковый), или теория потребительского выбора - основан на том, чтобы установить отношения предпочтения или безразличия между различными товарами без количественного измерения полезности. Общее в том и другом подходе состоит в том, что в их основе лежит использование функции предельной полезности. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Предельная полезность - представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу. Кардиналисты полезность увязывают со спросом путем сопоставления полезности денег с полезностью приобретаемого товара. Если полезность денег остается постоянной (напр, 10 руб. имеет полезность, равную 1 единице полезности), то покупатель купит по цене 50 руб. лишь 1 кг яблок, если их предельная полезность им будет также оценена в 50 руб. Покупая 1 кг яблок, потребитель теряет полезность в 50 руб., но он и приобретает полезность, равную 50 руб. уже в форме товара. Однако 2-й кг яблок потребитель по цене 50 руб. не купит, т.к. полезность денег осталась прежней и равна 50 руб., а полезность 2-го кг яблок уменьшилась по закону Госсена, например, до 40 руб. Купив 2-й кг яблок, потребитель потерял бы полезность величиной 10 руб. Однако при цене 40 руб. потребитель купил бы 2 кг яблок, при цене 30 руб. - 3 кг яблок. Так, исходя из аксиомы снижения предельной полезности (первый закон Госсена), объем спроса убывает вместе с ростом цен. Ординалисты ставят перед собой задачу - определить для потребителя такой набор благ, который позволил бы ему получить максимум полезности от потребления этого набора за ограниченный период времени. Этот акт выбора имеет две стороны: надо учесть желания потребителя, его вкусы и предпочтения, надо учесть возможности потребителя с точки зрения его денежного дохода. Смысл потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя совпали с его возможностями. Анализ предпочтений потребителя и кривые безразличия. Анализ предпочтений потребителя ведется при помощи кривых безразличия. Кривая безразличия - это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребителя одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Отсюда и произошло название “кривые безразличия”. Анализ возможностей потребителя и линия бюджетного ограничения. Желание потребителя купить данный товар ещё не означает, что он этот товар купит. Потребление ограничивают 2 фактора - цены и доход потребителя. Возможности потребителя характеризуют линии бюджетного ограничения – она показывает, какие комбинации 2-х товаров могут быть приобретены при данном уровне цен на эти товары и при данной величине денежного дохода. Проблема потребительского выбора сводится к тому, чтобы при данных возможностях найти такой набор товаров, который принес бы максимальную полезность, наибольшее удовлетворение. Второй закон Госсена - чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине
Вопрос 18. Влияние динамики цен и доходов на поведение потребителя. Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке. Существуют 2 подхода, которые по-разному объясняют поведение потребителя на рынке: кардиналистская теория полезности (от англ. cardinal - количественный), или просто теория предельной полезности - любой потребитель способен количественно измерить уровень полезности всякого данного товара и уровень своего благосостояния, своих доходов. ординалистская теория полезности (от англ. ordinal - порядковый), или теория потребительского выбора - основан на том, чтобы установить отношения предпочтения или безразличия между различными товарами без количественного измерения полезности. Эффект дохода и эффект замены. При анализе теории потребительского поведения важное значение приобретает фактор изменения цен и порождаемые им эффект дохода и эффект замены. В реальной жизни цены изменяются. И это обстоятельство порождает 2 последствия: эффект дохода и эффект замены. Суть эффекта дохода: при понижении цены потребитель может купить больше данного товара, не уменьшая при этом потребления другого товара. При неизменном денежном доходе уменьшение цены увеличивает реальный доход потребителя. Суть эффекта замены: при понижении цены у потребителя появляется желание покупать больше того товара, на который понизились цены взамен тех товаров, на которые цены остались прежними и которые теперь стали относительно дороже. Оба эффекта совмещаются, и у потребителей появляется желание приобретать товары по более низким ценам, а не по высоким. Влияние доходов на поведение потребителя. Закон Энгеля. На реакцию потребителя громадное влияние оказывает изменение дохода. В 18 веке немецкий статистик Эрнст Энгель заметил, что чем меньше доход семьи, тем большая часть его тратится на питание, и что питание, кроме того, ухудшается. В экономическую науку на основе этих исследований был введен “закон Энгеля”, который гласит: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и на духовное развитие увеличивается. Парадокс Гиффена - Английский экономист и статистик Роберт Гиффен обратил внимание на парадоксальное явление: во время неурожая картофеля в Ирландии цены на него выросли, а спрос на картофель возрос. Ситуацию, при которой снижение цены приводит к уменьшению спроса, а повышение цены увеличивает спрос на товар стали называть “эффектом Гиффена”, а сам товар низкого качества - “товаром Гиффена”. Влияние окружающих на поведение потребителя. При анализе потребительского поведения предполагалось, что все покупатели имеют свободу выбора и суверенитет, так что каждый из потребителей принимает самостоятельное решение покупать или не покупать данный товар. При более внимательном изучении вопроса обнаруживается, что свобода потребительского выбора далеко не абсолютна. Ограничение свободы и независимости потребителя часто исходит от окружающих его других потребителей. Современная экономическая наука выделяет 3 формы влияния окружающих людей на потребителя, которые порождают в поведении покупателя три эффекта: эффект присоединения к большинству - потребитель стремится покупать то, что покупают все. Он присоединяется к большинству, примыкает к движению и моде. эффект сноба - никогда не купит то, что покупают все, он стремится выделиться из толпы. Здесь тоже имеет место зависимость от окружающих, только эта зависимость обратно направленная. эффект престижного, или демонстративного, потребления - потребитель приобретает товары с целью произвести впечатление на окружающих. Права потребителей. В условиях современной России особую актуальность приобретают вопросы защиты прав потребителей, которые включают в себя: право на безопасность, право на информацию, право выбора, право быть услышанным, право на защиту интересов.