Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)
  1. Возникновение и развитие экономической науки

Слово «экономика»  происходит от греческого что означает домохозяйство. Т.о под экономикой понимается: - хозяйственная деятельность людей; - наука о ведении хозяйственной  деят-сти.

XVI-XVIII в. в.  Меркантилизм; Томас Мен (Ман)(1571~ 1641) (англичанин): Они считают что богатство создается торговлей а показатели богатства яв-ся количество золота, серебра госуд-ва. Для того чтобы гос-во богатело необх-мо больше продавать и ничего не покупать, или покупать меньше чем продается.

Школа физиократов  Франсуа Кенэ (1694-1774) (француз) ( переводиться как власть народа). Получил свое название во франции. По их мнению богатство  создается землей, т.е с/х-ым производством (земледелием). Другие виды производства яв-ся непроизводителями.

Политэкономия XVII-XIX вв Английская классическая. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Риккардо (1772-1823) (англичане). По их мнению богатство создается в любом производстве, а именно трудом работника. Они основывают трудовую теорию стоимости. Государство не должно вмешиваться в экономику, т.к рынок яв-ся саморегулирующейся системой. Невидимая рука рынка все поставит на места и исправит.

 Марксизм:Середина XIX в. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895) (немцы). Развивает трудовую теорию стоимости и выявляет что создаваемые трудящимися стоимость изымается капиталистами. Т.о происходит эксплуатация трудящихся. Для того чтобы  ликвидировать эксплуатацию необходимо перевести капитал в общественную собственность.

Неоклассическое направление Конец XIX в.: Альфред Маршалл. Основные идея и разработки: частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия; государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики; разработана теория спроса и предложения, а так же теория равновесной цены.

Неоклассический синтез: 50-е гг. XX в. Джон Хикс(1904-1989), Пол Самуэлсон (1915) Основные идея и разработки: в зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику; лучший регулятор —денежно-кредитные методы; рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением

Кейнсианство 30-е гг. XX в.: Джон Кейнс(1883-1946)англичанин. Основные идея и разработки: государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества; государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства; разработаны теории эффективного спроса, эффективного инвестирования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предмет  и методы экономической теории.

Эк.теория -теоретические  представления об экономических  явлениях и процессах, о функционировании хозяйства, об экономических отношениях, основанные на логике, историческом опыте  и теоретических концепциях. Эк.теория - это наука, влияющая на жизнь каждого человека в отдельности и на жизнь всех людей. Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом. Эк-ка занимается решением следующих проблем: - какие ресурсы нужны производству; - как осуществляется хозяйственный процесс; - зачем обществу деньги; - как согласовать экономическую деятельность многих людей;

- что такое  рыночный механизм и может  ли он работать без свободных  цен и конкуренции; - почему возникают  кризисы, безработица, инфляция  и как их смягчить и др.

Исследуя экономические  процессы и явления общества, экономика  использует определенную совокупность методов познания. Метод научной абстракции: Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при сознательном отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Этот метод позволяет выявить экономические закономерности, функциональные взаимосвязи. Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие существенные стороны исследуемых объектов (товар, деньги, цена, прибыль и т.д.) и экономической закономерности. Исторический метод: Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались, и какими они стали в настоящее время. Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим, и сделать вывод. Метод анализа и синтеза предполагает изучение экономических явлений и процессов как по частям — анализ(например, анализ себестоимости по элементам затрат—заработная плата, материалы, энергетические ресурсы и т.д.),так и в целом —синтез(например, определение себестоимости продукции). Экономико-математический метод —исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучен их экономико-математических моделей, т.е. описание экономических закономерностей, связей- и процессов с помощью математических формул. Экономико-математическую модель целесообразно применять при анализе и прогнозировании экономических  Графический метод отражает экономические (хозяйственные) процессы и явления с помощью различных таблиц, схем, графиков, диаграмм, тем самым обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Предмет  экономической теории. Микро- и  макроэкономика.

Экономическая теория — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем  рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом  предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

В зависимости  от объекта исследования экономику  подразделяют на:

Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Вернее сказать, макроэкономика изучает основные рынки, существующие в реальной экономике, т.е. рынок благ, рынок труда, рынок денег и рынок капитала, не учитывая процессы, происходящие внутри каждого из этих рынков.

Хотя макроэкономика и не учитывает процессы, происходящая внутри макроэкономических рынков, в курсе макроэкономики изучается взаимодействие этих рынков и строятся, на их основе, теории общего равновесия в масштабах всей экономики и теории макроэкономической динамики (т.е. теории экономического роста и экономической цикличности).

Микроэкономика — составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. Микроэкономика исходит из следующих предпосылок: 1) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;  2)  экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Экономические потребности: сущность и виды.

Потребности – внутренние побудительные стимулы деятельности любого человека. Это состояние неудовлетворения, которое человек хочет изменить или удовольствия, которое хочется продолжать.

Одновременно  удовлетворить все потребности невозможно. Поэтому человек каждый раз должен решать: какую потребность удовлетворять сейчас, а с какой можно подождать. Другими словами, человек ранжирует потребности по степени их важности в каждый данный момент.

Экономические потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания недостаточности и развития личности и общества в целом.

Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врождёнными.

Вторичные потребности по своей природе психологические (социальные).

Первичные потребности  заложены в человека генетически, вторичные  зависят от жизненного опыта, поэтому  они разнообразнее, чем первичные.

Конечные  потребности – это потребности самого человека как биосоциального существа (их ещё называют личными потребностями). Удовлетворяя их, воспроизводится сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, называются предметами потребления (еда, одежда, жильё). В результате потребления эти блага выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности – это потребности, опосредованно связанные с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Он необходимы для создания новых благ, поэтому эти потребности называются производственными, а блага, удовлетворяющие их, - средствами производства (станки, оборудование, материалы). В процессе потребления не все эти блага исчезают, а используются для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей.

 

5.Экономические  ресурсы: сущность и виды.

Экономические ресурсы - это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Существуют  следующие виды экономических ресурсов:

-предпринимательский  потенциал. Это способность населения  к организации производства благ  в различных формах;

- знания. Это  конкретные научные и технические  разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

- природные  ресурсы. Это конкретные полезные  ископаемые, например, земля, недра,  а также климатическое и географическое  положение страны;

- человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

- финансовые  ресурсы. Это капитал, представленный  конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Потребности,  ресурсы, экономический выбор.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. По мнению ученых-экономистов России экономические потребности можно условно разделить на три группы:

1) материальные (физиологические) - потребности первой  необходимости (в пище, одежде, жилье,  здоровье);предметы роскоши(духи, яхта, самолет и т.д.);

2)духовные (интеллектуальные  образование, искусство)

3)социальные(потребности в труде, участие в управлении и др.).А. Маслоу разработал иерархию потребностей в соответствии с которой они разделены на пять групп. а)Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания. б)Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических и опасностей со стороны окружающего мира. в)Социальные потребности—это понятие, включающее чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, привязанности и поддержки. г) Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, компетентности, признании. д) Потребности в самовыражении, потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Экономические ресурсы - потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на следующие виды: природные (сырьевые, геофизические),трудовые, материальные, финансовые и информационные. Природные (естественные)ресурсы—это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет. Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые используются в производстве товаров и услуг. Финансовые ресурсы являются производными по отношению к базовым ресурсам (природные, трудовые, материальные). Информационные ресурсы — это самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР.

Экономический выбор: Каждое общество независимо от социально-экономической системы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами, связанными с тем, что:1) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;2) экономические ресурсы редки или ограничены.Полная занятость означает полное использование всех пригодных экономических ресурсов. Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, т.е. использовать их таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"