Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:05, шпаргалка
Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "Экономика"
Монополистическая К. осуществляется тогда,когда много продавцов конкурируют,чтобы продать дифференцированный продукт на рынке,где возможно появление новых продавцов.Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: 1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; 2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; 3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;4.на рынке есть условия для входа и выхода.Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Монополия-тип рыночной структуры,которая характеризуется наличием на Р. 1 продавца и множество покупателей.
Дифференцированный товар - продукт, который: - по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; - подобен, но не идентичен другим продуктам и, следовательно, не является их полным заменителем; - покупатели предпочитают приобретать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Монополия-тип рыночной структуры,которая характеризуется наличием на Р. 1 продавца и множество покупателей.(Автоваз в России,Газпром)Основные признаки монополии:1)единственный продавец; 2)отсутствие близких продуктов-заменителей; 3)диктуемая цена; 4)вступление в отрасль заблокирована; 5)ограничение в доступности информации. Виды монополии:
-естественная-отрасль,когда пр-во всего объёма
продукции 1 фирмы обходится дешевле обществу,чем
пр-во 2 или более фирмами.Основная причина
существования-экономия от масштаба пр-ва.(водоснаб-е,отопление,
-закрытая-те фирмы,которые в целях ускорения НТП получают права на временную монополию,путём получения патентов или лицензии(телерадиовещание);
-открытая- фирмы,вышедшие на Р с новой продукцией(товары-пионеры).
-государственная монополия-монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;
-чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.
44. Дифференциальная и абсолютная рента.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.
Вне зависимости от качества земли и её местоположения собственник земли всё равно получает доход от её реализации - абсолютная земельная рента,которая имеет следующие предпосылки: 1)отсутствие производства для собственных целей; 2)производство основного пищевого продукта,т.е.если Россия специализируется на производстве пшеницы, то Китай-на производстве риса;3)все земли арендуются при совершенной конкуренции;4)качество земельных участков не принимается во внимание. Если владелец земельного участка реализует ФП-землю, зависимостью от её плодородия, он получает дифференциальную ренту - дополнительный доход,который получает владелец более качественных участков земли.Они бывают лудшими, средними и худшими. Дифференциальная рента I связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков. Индивидуальная цена производства единицы земледельческого продукта с лучших участков оказывается более низкой, так как труд, приложенный к более плодородной почве, при прочих равных условиях более производителен или расходы по доставке на рынок с.-х. товаров с ближе расположенных к нему земельных участков ниже, чем с более отдалённых. Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль, возникающую в результате последовательных вложений капитала в землю. Она неразрывно связана с интенсификацией с/х, является её важнейшим экономическим результатом. Повышение массы и нормы Дифференциальная рента II выражает рост производительности добавочных вложений капитала, тенденция к которому, вопреки так называемому закону убывающего плодородия почвы, в условиях научно-технического прогресса становится главной и определяющей. Получаемая в результате добавочных вложений капитала сверхприбыль до окончания арендного договора достаётся фермеру-арендатору. Но при заключении нового арендного договора землевладелец, в силу господства монополии частной собственности на землю, присваивает себе эту добавочную прибыль путём повышения арендной платы, то есть получает часть Дифференциальной ренты II порядка. Так же и с деффиринцальной рентой третьего порядка, у которой будет более высокая производительность. Цена на землю определяется путём капитализации ренты. Цена земли должна представлять собой сумму денег,положив которые в банк, индивид получал бы аналогичный процент на вложенный капитал,чем от вложения денег на покупку земли: Рземли=R/i, где R-рента,которую собственник получал бы,если бы вложил в землю, годовое значение; i-процент банка; Рземли-цена земли. На цену на землю влияют множество факторов: 1)повышение спроса на несельскохозяйственные участки,приближённые к коммуникациям; 2)инфляция.
45.Сущность аграрных отношений. АПК и его структура.
Аграрные
отношения — это составная часть экономических
отношений, которые возникают в с/х по
поводу владения и использования земли
как главного ресурса, а также производства,
распределения, обмена и потребления с/х
продукции.Земля — необходимое условие любого
пр-ва, но в с/х она является и основным
ресурсом. Поэтому в данной сфере результаты
пр-ва в значительной мере определяются
кач-вом земельных участков, их плодородием,
месторасположением относительно рынков
сбыта, баз снабжения нужной техникой,
минеральными удобрениями и т. п.Особенность аграрных отношений
обусловлена и тем, что земля в с/х является
одновременно предметом труда и средством
труда.Процесс пр-ва, технологические
операции в аграрной сфере тесно переплетаются
с природными процессами.В соответствии
с этими факторами в с/х непосредственно
взаимодействуют две группы объективных
законов: природно-биологические и социально-экономические.
46.Рынок:преимущества
и недостатки. Необходимость
Ры́нок-совокупность экономичес
6)способность к удовлетворению разнообразных
потребностей, повышению качества продукции;7)относительно
быстрое восстановление нарушенного равновесия.
Недостатки рынка:1)отсутствие стимулов для производства
товаров и услуг коллективного и общественного
назначения;2)отсутствие механизма защиты
окруж. среды от производственной и иных
видов деятельности;3)неспособность сохранения
невоспроизводимых ресурсов;4)отсутствие гарантий на труд;5)неспособность
содействовать развитию фундаментальных
и прикладных исследований в науке;
6)нестабильность развития и подверженность
спадам произ-водства и инфляционным процессам;7)неспособность
обеспечить производство некоторых благ;
8)возможность нанесения вреда отдельным
людям или населению. Государственное регулирование
экономики - это система мероприятий по
воздействию гос-ва на деятельность хозяйствующих
субъектов и рыночную конъюнктуру с целью
обеспечения нормальных условий для эффективного
функционирования рыночного механизма,
решения социально-экономических проблем
развития национальной экономики и всего
общества.Необходимость
вмешательства государства в экономику
обусловлена:1)созданием условий
для эффективного функционирования самого
рыночного механизма;2)ликвидацией
негативных последствий рыночных процессов;3)защитой национальных
интересов на мировом рынке;4)решением проблем,
которые рыночный механизм решить не в
состоянии или решает их неэффективно.Основные функции ГРЭ:1.Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов
и основных направлений развития национальной
экономики.2.Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных
эффективно влиять на деятельность хозяйствующих
субъектов (их интересы) и стимулировать
экономические процессы в нужном для общества
направлении.3.Регламентирующая (нормативная)
функция - государство с помощью законов,
законодательных актов и нормативов устанавливает
определенные правила деятельности для
субъектов экономики, определяет правовое
поле. 4. Функция корректирования сводится к распределению ресурсов
в экономике с целью развития прогрессивных
процессов, минимизация и ликвидация негативных
экстерналий и обеспечения нормальных
социально-экономических условий жизни
общества.5.Социальная - предусматривает регулирование
государством социально-экономических
отношений (например, между наемными работниками
и работодателями), перераспределение
доходов, обеспечение социальной защиты
и социальных гарантий, сохранение окружающей
природной среды и т.д. 6.Непосредственное управление
нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного
сектора экономики, создание общественных
товаров и благ.7.Контролирующая - это государственный контроль
за выполнением законов и нормативных
актов, экономических, экологических и
социальных стандартов и т.д.Итак, основные функции государства:
47.Внешние эффекты и общественные блага. Общественные блага- блага,которые не м.б. предоставлены человеку,чтобы при этом не быть предоставленными всем людям общества. Рыночная система является механизмом координаций действий отдельных производителей и достижение оптимальной структуры пр-ва. Несостоятельность Р.: 1)Р не м/т обеспечить пр-во некоторых благ; 2) Р. м/т нанести нанести вред отдельным людям или отдельному населению. Общественные блага: 1) блага, обеспечивающие внешнюю безопасность(армия); 2)блага,обеспечивающие внутреннюю безопасность(милиция, МЧС,пожарная часть);3)блага,которые обеспечивают жизнедеятельность общества(инфраструктура: освещение улиц, озеленение, уборка помещений, больницы, школы).Р не обеспечивает население общественными благами,но м/т нанести вред,е/и б/т производить в качестве побоичных прод-в антиблага-м.б. внешний эффект,е/и он оказывает влияние на пр-во или потребление. Внешний эффект-воздействие,которое оказывает пр-во или потребление 1 блага на пр-во или потребление другого. Необходимость защищать любого потребителя или фирму от антиполезных внешних эффектов является ещё одной причиной вмешательства гос-ва. Гос-во вмешивается в развтие рыночного хоз-ва,потому что Р не м/т обеспечить всех людей достаточным для их жизни доходом. Р не способен обеспечить пожилых,несовершеннолетних, инвалидов достаточным уровнем дохода .Эту роль берёт на себя гос-во. Экомические агенты в рыночной эк-ке м/т вести себя «нечестно»(притеснять слабых,неимущих). Для предотвращения подобных случаев гос-во устанавливает правила игры: 1)создание хозяйственного законодательства; 2)исключение недоброкачественной конкуренции; 3)обеспечение денежного обращения; 4)перераспределение нац.дохода; 5)снижение различия в дохоах населения и обеспечение более благоприятных условий жизни.