Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)

Монополистическая К. осуществляется тогда,когда много продавцов конкурируют,чтобы продать дифференцированный продукт на рынке,где возможно появление новых продавцов.Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: 1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; 2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; 3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;4.на рынке есть условия для входа и выхода.Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Монополия-тип рыночной структуры,которая характеризуется наличием на Р. 1 продавца и множество покупателей.

Дифференцированный товар - продукт, который: - по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; - подобен, но не идентичен другим продуктам и, следовательно, не является их полным заменителем; - покупатели предпочитают приобретать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

43.Монополия.Антимонопольное  законодательство и регулирование 

Монополия-тип рыночной структуры,которая характеризуется наличием на Р. 1 продавца и множество покупателей.(Автоваз в России,Газпром)Основные признаки монополии:1)единственный продавец; 2)отсутствие близких продуктов-заменителей; 3)диктуемая цена; 4)вступление в отрасль заблокирована; 5)ограничение в доступности информации. Виды монополии:

-естественная-отрасль,когда пр-во всего объёма продукции 1 фирмы обходится дешевле обществу,чем пр-во 2 или более фирмами.Основная причина существования-экономия от масштаба пр-ва.(водоснаб-е,отопление,газоснабжение);

-закрытая-те фирмы,которые в целях ускорения НТП получают права на временную монополию,путём получения патентов или лицензии(телерадиовещание);

-открытая- фирмы,вышедшие на Р с новой продукцией(товары-пионеры).

-государственная  монополия-монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;

-чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

  Антимонопольная политика Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия. Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю». Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В целом система  антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.

 

 

 

 

 

 

 

44. Дифференциальная и абсолютная  рента.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

Вне зависимости от качества земли и её местоположения  собственник  земли всё равно получает доход  от её реализации - абсолютная земельная рента,которая имеет следующие предпосылки: 1)отсутствие производства для собственных целей; 2)производство основного пищевого продукта,т.е.если Россия специализируется на производстве пшеницы, то Китай-на производстве риса;3)все земли арендуются при совершенной конкуренции;4)качество земельных участков не принимается во внимание. Если владелец земельного участка реализует ФП-землю, зависимостью от её плодородия, он получает дифференциальную ренту - дополнительный доход,который получает владелец более качественных участков земли.Они бывают лудшими, средними и худшими. Дифференциальная рента I связана с различиями в плодородии и местоположении земельных участков. Индивидуальная цена производства единицы земледельческого продукта с лучших участков оказывается более низкой, так как труд, приложенный к более плодородной почве, при прочих равных условиях более производителен или расходы по доставке на рынок с.-х. товаров с ближе расположенных к нему земельных участков ниже, чем с более отдалённых. Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль, возникающую в результате последовательных вложений капитала в землю. Она неразрывно связана с интенсификацией с/х, является её важнейшим экономическим результатом. Повышение массы и нормы Дифференциальная рента II выражает рост производительности добавочных вложений капитала, тенденция к которому, вопреки так называемому закону убывающего плодородия почвы, в условиях научно-технического прогресса становится главной и определяющей. Получаемая в результате добавочных вложений капитала сверхприбыль до окончания арендного договора достаётся фермеру-арендатору. Но при заключении нового арендного договора землевладелец, в силу господства монополии частной собственности на землю, присваивает себе эту добавочную прибыль путём повышения арендной платы, то есть получает часть Дифференциальной ренты II порядка. Так же и с деффиринцальной рентой третьего порядка, у которой будет более высокая производительность. Цена на землю определяется путём капитализации ренты. Цена земли должна представлять собой сумму денег,положив которые в банк, индивид получал бы аналогичный процент на вложенный капитал,чем от вложения денег на покупку земли: Рземли=R/i, где R-рента,которую собственник получал бы,если бы вложил в землю, годовое значение; i-процент банка; Рземли-цена земли. На цену на землю влияют множество факторов: 1)повышение спроса на несельскохозяйственные участки,приближённые к коммуникациям; 2)инфляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Сущность  аграрных отношений. АПК и его  структура.

Аграрные отношения — это составная часть экономических отношений, которые возникают в с/х по поводу владения и использования земли как главного ресурса, а также производства, распределения, обмена и потребления с/х продукции.Земля — необходимое условие любого пр-ва, но в с/х она является и основным ресурсом. Поэтому в данной сфере результаты пр-ва в значительной мере определяются кач-вом земельных участков, их плодородием, месторасположением относительно рынков сбыта, баз снабжения нужной техникой, минеральными удобрениями и т. п.Особенность аграрных отношений обусловлена и тем, что земля в с/х является одновременно предметом труда и средством труда.Процесс пр-ва, технологические операции в аграрной сфере тесно переплетаются с природными процессами.В соответствии с этими факторами в с/х непосредственно взаимодействуют две группы объективных законов: природно-биологические и социально-экономические.Вследствие того, что экономические процессы в аграрной сфере тесно переплетается с природными, возникает ряд особенностей сельскохозяйственного производства: 1)природно-климатические усл-я,структура почвы,биол-е факторы влияют на производительность труда и обусловливают рисковость,неустойчивость с/х.Одно и то же кол-во и кач-во затраченного труда могут быть представлены разным кол-вом продукции в зависимости от названных факторов; 2)природно-климатические факторы предопределяют и особый ритм с/х пр-ва, его сезонный характер, что порождает сезонные колебания занятости рабочих и выпуска продукции;3)существуют и особенности в использовании техники, финансировании и формировании доходов сельскохозяйственных предприятий в связи с сезонным характером производства. Для выполнения с/х работ необходимо иметь полный комплект техники, однако она используется на протяжении определенного сезона, а в остальное время простаивает; 4)окончательный размер доходов в с/х формируется лишь в конце года, после реализации продукции (особенно в земледелии);5)уровень концентрации пр-ва в значительной мере определяется размерами земельных угодий, их урожайностью и интенсивностью использования;6)специализация пр-ва обусловлена прежде всего географическими и природно-климатическими факторами;7)эффективное использование земли возможно при рациональном комбинировании с/х отраслей, соблюдении биологически обоснованных севооборотов;8)значительная часть произведенной продукции потребляется внутри хозяйств, не принимая товарной формы. Поэтому в аграрной сфере дольше сохраняются натуральные виды пр-ва и доходов;9)широкая комбинация больших, средних и малых хозяйственных единиц разных форм собственности;10)большая зависимость результатов пр-ва от погодных условий требует создания в хозяйствах значительных страховых фондов на случаи засухи, наводнения, других стихийных бедствий для обеспечения непрерывного процесса воспроизводства. В создании таких страховых фондов нет необходимости в других отраслях экономики, где природный фактор не влияет или почти не влияет на результаты хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Рынок:преимущества  и недостатки. Необходимость государственного  регулирования Э.

Ры́нок-совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.Преимущества рынка:1)эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;2)возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;3)высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;4)быстрое использование достижений науки и техники; 5)свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей; 
6)способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;7)относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия. 
Недостатки рынка:1)отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;2)отсутствие механизма защиты окруж. среды от производственной и иных видов деятельности;3)неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;4)отсутствие гарантий на труд;5)неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке; 
6)нестабильность развития и подверженность спадам произ-водства и инфляционным процессам;7)неспособность обеспечить производство некоторых благ; 8)возможность нанесения вреда отдельным людям или населению. Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию гос-ва на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:1)созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;2)ликвидацией негативных последствий рыночных процессов;3)защитой национальных интересов на мировом рынке;4)решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно.Основные функции ГРЭ:1.Функция определения целей - т.е. определение целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.2.Стимулирующая функция - формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов (их интересы) и стимулировать экономические процессы в нужном для общества направлении.3.Регламентирующая (нормативная) функция - государство с помощью законов, законодательных актов и нормативов устанавливает определенные правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле. 4. Функция  корректирования  сводится к распределению ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, минимизация и ликвидация негативных экстерналий и обеспечения нормальных социально-экономических условий жизни общества.5.Социальная - предусматривает регулирование государством социально-экономических отношений (например, между наемными работниками и работодателями), перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, сохранение окружающей природной среды и т.д. 6.Непосредственное управление нерыночным сектором экономики - это регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.7.Контролирующая - это государственный контроль за выполнением законов и нормативных актов, экономических, экологических и социальных стандартов и т.д.Итак, основные функции государства:

  1. образование правовой базы;
  2. защита конкуренции;
  3. обеспечение экономики необходимым количеством денег ;
  4. минимизация негативных экстерналий;
  5. распределение и перераспределение доходов;
  6. производство общественных товаров и услуг.

Основные  цели ГРЭ:Цели государственного регулирования на каждом историческом этапе зависят от множества факторов: степени развития экономики; структуры экономики на современном этапе и от ее изменения в будущем; степени участия страны в международном разделении труда.Классический "набор" целей государственного регулирования экономически развитых стран:

  • экономическое развитие;
  • полная занятость;
  • экономическая эффективность;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • сбалансированность торгового баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Внешние  эффекты и общественные блага. Общественные блага- блага,которые не м.б. предоставлены человеку,чтобы при этом не быть предоставленными всем людям общества. Рыночная система является механизмом координаций действий отдельных производителей и достижение оптимальной структуры пр-ва. Несостоятельность Р.: 1)Р не м/т обеспечить пр-во некоторых благ; 2) Р. м/т нанести нанести вред отдельным людям или отдельному населению. Общественные блага: 1) блага, обеспечивающие внешнюю безопасность(армия); 2)блага,обеспечивающие внутреннюю безопасность(милиция, МЧС,пожарная часть);3)блага,которые обеспечивают жизнедеятельность общества(инфраструктура: освещение улиц, озеленение, уборка помещений, больницы, школы).Р не обеспечивает население общественными благами,но м/т нанести вред,е/и б/т производить в качестве побоичных прод-в антиблага-м.б. внешний эффект,е/и он оказывает влияние на пр-во или потребление. Внешний эффект-воздействие,которое оказывает пр-во или потребление 1 блага на пр-во или потребление другого. Необходимость защищать любого потребителя или фирму от антиполезных внешних эффектов является ещё одной причиной вмешательства гос-ва. Гос-во вмешивается в развтие рыночного хоз-ва,потому что Р не м/т обеспечить всех людей достаточным для их жизни доходом. Р не способен обеспечить пожилых,несовершеннолетних, инвалидов достаточным уровнем дохода .Эту роль берёт на себя гос-во. Экомические агенты в рыночной эк-ке м/т вести себя «нечестно»(притеснять слабых,неимущих). Для предотвращения подобных случаев гос-во устанавливает правила игры: 1)создание хозяйственного законодательства; 2)исключение недоброкачественной конкуренции; 3)обеспечение денежного обращения; 4)перераспределение нац.дохода; 5)снижение различия в дохоах населения и обеспечение более благоприятных условий жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"