Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 53 ответа на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Механизм функционирования рынка:  основные его элементы.  Система рынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться благодаря действию механизма функционирования рынка. Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема и структуры производства, предложения и спроса. Основными элементами механизма функционирования рынка являются: 
 
цена(P) – это количество денег, уплачиваемое за единицу товара; 
 
спрос (D) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах; 
 
предложение (S) – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть доставлено на рынок; 
 
конкуренция – это соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Спрос. Ценовые и неценовые факторы спроса.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка  действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым  факторам относятся:

• изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

• изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;

• изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт - заменитель —свинину и т. п.;

• изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.  

 

Рис. 6.2. Влияние неценовых факторов на спрос:

D — первоначальный спрос;

D1 — возросший спрос; D2 — уменьшившийся спрос


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Предложение. Ценовые и неценовые  факторы предложения. 

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток  времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

Помимо цены на предложение  оказывают воздействие и неценовые  факторы, среди которых можно  выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение  издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.


Рис. 6.4. Влияние неценовых факторов на предложение:

S — первоначальное предложение:                                          

S1 — возросшее предложение;

S2 — уменьшившееся предложение

 

 

21. Равновесная цена. Дефицит и излишки.

 РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ— такое состояние  рынка, которое характеризуется  равенством спроса и предложения  всех товаров и услуг. В этом  смысле синоним термина “Равновесие” — сбалансированность. Цены и объемы благ, при которых наблюдается Р. р., соответственно называются равновесными ценами и равновесными объемами: равновесный объем — это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке равен объему предложения.

Отклонения  от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:

1) избыточный  спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает  количество предлагаемых. Признаками  такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);

2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения—рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги. На графике подобные ситуации выглядят следующим образом:

Закон спроса и  предложения — объективный экономический  закон, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. .Законы спроса и предложения, их взаимосвязь.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы представлено формулой y = a / x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного  товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров  заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и  доступность ресурсов.

5. Налоги и  дотации.

6. Природные  условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

 

23.Теория   потребительского   поведения:   полезность  товара,   закон 
убывающей предельной полезности.

Закон убывающей  предельной полезности

Начнем с  объяснения закона спроса. Первое объяснение. Закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода — это когда снижение цены увеличивает  реальный доход потребителя, тем  самым позволяя ему покупать большее  количество товара.

Эффект замещения — это когда снижение цены делает продукт более привлекательным и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем количестве.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание  потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Второе объяснение. Продукт обладает полезностью. Полезность — это способность продукта удовлетворять  потребителя. Полезность определенного  продукта будет существенно различной  для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением.

Но еще продукт  обладает предельной полезностью.

Предельная  полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции.

Но самое  главное — предельная полезность каждой последующей единицы продукции  будет падать. Почему? Потому, что  потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или «насыщаться». Исходя из этого, экономисты вывели закон убывающей предельной полезности — начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ— утверждает, что при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя (насыщения потребности) сокращается с каждой дополнительной единицей блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Равновесие потребителя.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

На первой и второй кривой безразличия показаны по два товарных набора. Набор А содержит ХА единиц товара X и YA единиц товара Y. Набор В  включает ХB единиц товара X и YB единиц товара Y. Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия. Бюджетная линия-кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение  (линия цен, прямая расходов).  Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

РАВНОВЕСИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ— структура расходов потребителя на покупку набора товаров, при которой максимизируется общая полезность этого набора, что имеет место при равенстве предельных полезностей товаров, входящих в набор.

Точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия указывает на искомый Q*A,Q*B набор покупаемых благ. Формальным признаком достижения потребителем максимальной удовлетворенности при заданном бюджете является равенство абсолютного значения предельной нормы замещения двух благ соотношению их цен:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Капитал:  сущность и формы.

Капитал— одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала.

Сущность  капитала:

Термин капитал главный , основной, фундаментальный, очень  важный. Капитал как и товар, цена, деньги, прибыль одно из фундаментальных  явлений производственно-хозяйственной  практики  и одна из ведущих категорий в экономике. Функционирование капитала тесно связано с этими эк. явлениями и начинает своё движение в форме денег, так что деньги это последний продукт развития товарного обмена и первая форма движения капитала. Капитал возникает и функционирует на почве тов. пр-ва в среде тов-ден. отношений. Капитал, прежде всего, выступает как различные факторы пр-ва. товаров и денег. Эта их совокупность явл. капиталом лишь при условии их высокоэффективного функционирования с целью создания новой, в том числе и прибавочной стоимости, и получения прибыли из выручки реализации создаваемой товарной продукции. Капитал   это социальная, расширенно-самовоспроизводящаяся на основе прибавочной стоимости производительная сила общества. Это качество капитала обусловлено рыночно- конкурентной средой  его функционирования, объективно присущей и побуждающей его собственников к созданию наилучших условий для более производительного функционирования своего капитала. С учетом его натурально- вещественного содержания и социально-экон. формы капитал это фонд эк. ресурсов, представленный зданиями, сооружениями, зем. участками и др. средствами производства, а также раб. силой , деньгами, ценными бумагами, различ. объектами интеллектуальной собственности, который эк. обособленно функционирует в товарно-рыночной среде, обуславливает наиболее эффективное использование всех факторов пр-ва и приносит его собственникам доход в форме прибыли. Матер. основой капитала явл. прибавочный труд  прошлых и современных поколений работников. Для неёмных работников это фактор заинтересованного создания ими фондов жизненных средств для своих семей путём   работы по найму, а также и орудие их эксплуатации, то есть безвозмездного отчуждения опред. части создаваемого ими прибавочного продукта в пользу собственников. Со стороны собственников капитал это авансированная  стоимость, приносящая им доход в форме прибыли. Глуб. сущностью капитала  явл. то, что он представляет собой  основанную на личном интересе предпринимателей и наёмных работников социально- экон. форму организации наиболее рацион. хоз-ва. Эксплуататорская черта капитала преходящая и угасающая. Универсальной и обобщающей формой капитала явл. деньги. начиная своё движение в денежной форме, всегда пребывает в обобщающ. стоимостно-денежном  выражении и непрерывно возращ. к своей исход. денежной форме. От обычной денежной массы капитал в денеж. форме отличается тем, что непрерывно возвращ. к своему владельцу в форме денежной выручки и ещё возросшей на величину прибавочной стоимости.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"