Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.

Файлы: 1 файл

шпоры 1-й блок.docx

— 138.70 Кб (Скачать файл)

Классификация издержек. Главная  цель компании любой формы собственности  – получение максимально возможной  прибыли. Прибыль есть разница между  валовым доходом, получаемым фирмой, и ее издержками, т.е. всеми затратами, которые несет фирма в ходе произ-ва и реал-ии продукта. Макс-ция прибыли в то же время сопровождается выпуском оптимального количества готовой прод-ии при имеющихся ресурсах. Так же как и в других компаниях, издержки фермы делятся на две категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема произ-ва. Эти издержки также называют накладными или неизбежными, обязательными издержками. К ним обычно относятся капиталовложения в основные средства – в здания, сооружения, оборудование, в покупку или аренду земли и т.д.

Когда строится или берется  в аренду здание, когда покупается оборудование, предпр-ль предполагает, что они будут ему служить определенное количество лет, прежде чем потребуется заменить определенное количество лет, прежде чем потребуется заменить их на новые. Так, если известно, что здание в среднем служит 40 лет, то каждый год начисляется 1/40 стоимости здания в качестве постоянных издержек фирмы. Этот вид издержек называется амортизацией и направляется на покрытие износа здания. Если известно, что данный вид оборудования служит 10 лет, то каждый год предпр-ль начисляется 1/10 стоимости оборудования в качестве постоянных издержек фирмы. Затраты на амортизацию оборудования также направляются На покрытие износа оборудования. Срок службы машин и оборудования в большей мере зависит от темпов технического прогресса, чем от реального физического износа.

 

7. Конкуренция  и ее виды. Российское антимонопольное  законодательство.

Конкуренция - (от лат. сoncurre – сталкиваться) :

Конкуренция - в  повседневном понимании - соперничество  эк-х субъектов за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров.

Конкуренция - в  классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который  позволяет уравновесить спрос и  предложение.

Конкуренция - в  теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция служат одним  из важнейших способов повышения  эффективности, как целой экономической  сис-мы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная эк-ка превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товаром рынке.

Рассматривая конкуренцию  необходимо показать ее как положительные  стороны, так и отрицательные.

Говоря о конкуренции  необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

1.  функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2.  видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3.  предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4.  ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5.  неценовая конкуренция: выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее

6.  недобросовестная конкуренция:

·  антиреклама товаров конкурентов;

·  производство товаров имитаторов (подделка).

 

В билете этого нет, но для  знаний я это включил в ответ. Кто знает, что они спросят.

Существует четыре возможные  конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:

1.  Чистая конкуренция.

2.  Монополистическая конкуренция.

3.  Олигополия.

4.  Чистая монополия.

Чистая конкуренция

Характеризуется:

1.  Множеством мелких фирм.

2.  Однородностью продукции.

3.  Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

4. Равным доступом ко  всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

1.  Множеством мелких фирм.

2.  Неоднородностью продукции.

3.  Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

4.  Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется:

1.  Небольшим числом крупных фирм.

2.  Неоднородностью (или однородностью) продукции.

3.  Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).

4.  Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия

Характеризуется:

1.  Одной фирмой.

2.  Уникальностью продукции.

3.  Практически не преодолимыми барьерами на вход.

4.  Несколько ограниченным доступом к информации.


Несмотря на относительно небольшой срок существования российского  конкурентного законодательства, в  истории его создания можно выделить несколько этапов.

1. Начальным этапом  считается принятие в 1991 г.  Закона РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».  Закон о конкуренции определил  основные положения гос-венной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации пр-ва и сбыта.

2. Второй этап  — формирование конституционных  основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской  Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала  единство эк-го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

3. Третий этап  в развитии конкурентного законодательства  начался в ноябре 1994 г. и связан  с принятием нового Гражданского  кодекса Российской Федерации.  Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.

17 Конституции  Российской Федерации о том,  что осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно  нарушать права и свободы других  лиц.

4. Четвертым этапом  в развитии конкурентного законодательства  можно считать создание ряда  новых направлений Закона о  конкуренции.

А. Ценовое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила  добросовестной конкуренции применительно  к отдельным сферам хозяйственного оборота.

5. Пятый этап  связан с отменой монополии  внешней торговли, либерализацией  экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап  — формирование законодательства  о защите конкуренции на рынке  финансовых услуг, так как российское  конкурентное право нельзя было  бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало  такой важной сферы, как рынки  банковских, страховых и иных  услуг, связанных с пользованием  денежными средствами юридических  и физических лиц.

Обобщая обзор  истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, следует  констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Об остроте  проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия гос-венных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Гос-венный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Федеральным органам  исполнительной власти запрещается  принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений  на создание новых хозяйственных  объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов  деятельности;

установление  запретов и иных ограничений на вывоз  и продажу товаров из одного региона  в другой;

выдачу хозяйственным  субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей; предоставлять  отдельным хозяйственным субъектам  необоснованных льгот, ставящих их в  преимущественное положение по отношению  к другим предприятиям, действующих  на данном рынке.

Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год  они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.

В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе гос-венного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.

Практика показывает, что в различных субъектах  Российской Федерации имеют место  несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом  нарушений Закона о конкуренции  является необоснованное препятствие  осуществлению деятельности хозяйственных  субъектов со стороны органов  исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется  практика необоснованного препятствования  предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня  видов деятельности, подлежащих лицензированию.

 

8. Макроэкономические  цели и задачи. Основные макроэкономические  проблемы

Предметом макроэкономики являются экономические процессы на уровне общества, эк-ка рассматривается как единое целое.

Макроэкономическая теория формулирует научные представления  о функционировании экономической сис-мы на национальном уровне.

Макроэк-ка дает определенные рекомендации по выработке вариантов макроэкономической политики гос-ва на основе анализа реальных эк-х параметров.

Цели макроэкономики:

1. Стабильный рост национального  пр-ва. Основной критерий результативности  экономики - объём пр-ва. От него  зависит уровень благосостояния  граждан. Только в условиях  эк-го роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, разв-я инфраструктуры, увеличение доходов гос-венного бюджета.

2. Стабильный уровень цен.  Стабильные конкурентные цены  устанавливаются на основе взаимодействия  спроса и предложения. Минимизация  уровня инфляции. Длительное и  ощутимое повышение цен – это  проявление инфляции, устойчивое  снижение цен – дефляции. И  то и другое нежелательно для  здоровья экономики. Поэтому состояние  цен – это предмет постоянной  заботы любого правительства.  Индикаторами уровня цен являются  индексы валового внутреннего  продукта, корзины товаров и услуг,  частного потребления населения  и др.

3. Высокий уровень занятости  ресурсов. Противоречивость этой  цели и цели минимизации уровня  инфляции. Рыночный механизм до  сих пор не смог создать  гарантий от массовой безработицы.  Эту задачу вынуждено взять  на себя гос-во. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показ-ли уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

4. Поддержание равновесного  внешнеторгового баланса. Чем  больше страна производит конкурентоспособной  продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной  валюты. Целям внешнеэк-го равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного эк-го сотрудничества.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"