Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:54, шпаргалка
1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.
- Активная, когда гос-во воздействует на денежные параметры, преследуя цели эк-го роста и занятости.
Методы и Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ:
- установка минимальных
резервных требований (какую часть
своих средств коммерческие
- регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты ЦБ даёт кредиты другим банкам). Изменение ставки рефинансирования (это % ставка, которую устанавливает ЦБ по кредитам, выдаваем кредитным банкам, чем больше ЦБ её повышает, тем больше коммерческие банки сокращают объем своих заимствований в ЦБ, тем самым уменьшая объем выдаваемых ссуд потребителям).
- операции на открытом
рынке (покупка и продажа гос-
Виды еще:
- Дискретная (гибкая) – направлена
на стимулирование или
- Стимулирующая (политика «дешевых» денег), она используется ЦБ при спадах пр-ва. Базируется на кейнсианском представлении о трансмиссионном, передаточном механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения.
- Стимулирующая (кредитная
экспансия) связана с
- Ограничительная (кредитная
рестрикция) предполагает сокращение
объема денежной массы в целях
сдерживания инфляционного
18. Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты
Бюджетно-налоговая политика – это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения.
Влияет на:
- объем национального дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости,
- на уровень цен в стране.
Направлена:
- против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).
Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.
В условиях высокой экономической
конъюнктуры потенциальный
Задачей госбюджетной политики – это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва.
Политика госрасходов призвана:
- удовлетворять спрос гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео¬тложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета,
- многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета.
Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов.
Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.
Государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета.
Противоречие налоговой и всей фискальной политики - чем выше налоговое бремя, тем ниже желание и возможность платить налоги. В основу госналоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.
Налоговая политика гос-ва связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, гос-во способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Бюджетно-налоговая политика бывает:
Стимулирующая (фискальная экспансия) предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
Ограничительная (фискальная
рестрикция) имеет своей целью
сдерживание инфляционного
Уровни бюджетной сис-мы страны:
Первый - федеральный бюджет и федеральные госвнебюджетные фонды.
Второй - бюджеты субъектов
РФ и территориальные
Третий уровень составляют местные бюджеты.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной сис-мы РФ на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ состоит:
-Федеральный бюджет
-Консолидированный бюджет субъектов РФ
-бюджет субъекта РФ
-местные бюджеты.
Внебюджетные фонды - фонды денежных средств, которые формируются вне бюджета (гос-венные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора ЕСН).
Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.
Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов.
К неналоговым доходам бюджета относятся:
-доходы от использования
имущества, находящегося в гос-
-доходы от продажи имущества, находящегося в гос-венной и муниципальной собственности
-доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными
-средства, получаемые в
виде штрафов, конфискаций,
-доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов
других уровней, кроме
Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.
Текущие связаны с обеспечением функционирования органов гос-венной власти, бюджетных учреждений, гос. поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.
Капитальные – обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность гос-ва.
Инструменты бюджетно-налоговой политики:
• Дискреционная - целенаправленное, сознательное изменение гос. расходов и налогов со стороны гос-ва в целях изменения нац. объема пр-ва, занятости, ускорения эк-ого роста.
Основные инструменты:
1)изменение ставок
2)трудоустройство населения, 3)проекты общественных работ.
Виды:
1)экспансионистскую - кот. приводит к росту совокупных расходов. Это происходит когда гос-во *увелич. расходы; *сокращает чистые налоги.
2)рестриктивную политику (т.е. сдерживающую) - кот. ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда *снижаются гос. расходы; *увелич. чистые налоги.
• Недискреционная - (автоматическая) предполагает изменение гос. расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.
Она настроена на действие встроенных стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор - эк-ий механизм, кот. автоматически реагирует на изменение эк-ой коньюктуры.
Инструменты:
1)прогрессивный подоходный налог,
2)пособия по безработице,
3)субсидии фермерам,
4)сис-ма участия гос-ва в прибыли.
19. Мировое
хозяйство. Основные формы
Мировое хозяйство – это сис-ма национальных экономик, связанных экономическими, технологическими и социальными отношениями. Субъектами сис-мы мирового хозяйства являются имеющиеся в мире гос-ва.
Характерной чертой мирового
хозяйства является его социально-экономическая
неоднородность, которая проявляется
в наличии стран с высоким
уровнем индустриального
Особ-ти мирового хозяйства определяются следующими факторами:
- международным разделением труда;
- международным обменом;
-масштабом и характером эк-х связей между национальными эк-ками.
Основным условием участия страны в мировом хозяйстве является открытость национальной экономики.
Существует два типа национальных хозяйств:
- При замкнутом хозяйстве
развитие определяется
- Открытым является хозяйство,
в котором достаточно высок
уровень внешнеторгового
Превалирует фактор открытости.
Важнейшие формы международных эк-х отношений следующие:
-международная торговля товарами и услугами;
-международная миграция
капитала и международный
-международная миграция рабочей силы;
-международные валютные отношения;
-международное научно-
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через гос-венные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительных преимуществ, предложенный Д. Рикардо. В соответствии с данным принципом гос-ву следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, т.е. с относительно меньшими издержками, чем другие блага в этой же стране, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.
Международная торговля состоит из импорта и экспорта.
Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране.
Экспорт - продажа продукции в другие страны.
Сложились два типа гос-венной политики во внешней торговле: протекционизм и политика свободной торговли.
Протекционизм – политика защиты национального производителя от иностранных конкурентов.
Важнейшими инструментами такой политики являются налоги на экспорт и импорт – тарифы, таможенные пошлины, нетарифные барьеры, поддержка экспорта.
К мерам внешнеторговой политики относится также демпинг – продажа товаров по искусственно заниженным ценам.
Прямые инвестиции - это вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. Для такого контроля инвестор должен обладать не менее чем 20-25% акционерного капитала компании.
"Портфельные" инвестиции
означают покупку ценных бумаг
иностранных компаний. В отличие
от прямых, подобные инвестиции
не дают права контроля над
деятельностью предприятий и
используются в основном для
роста финансовых средств