Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификация
2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.

Файлы: 1 файл

шпоры 1-й блок.docx

— 138.70 Кб (Скачать файл)

- Активная, когда гос-во воздействует на денежные параметры, преследуя цели эк-го роста и занятости.

Методы и Инструменты  денежно-кредитной политики ЦБ:

- установка минимальных  резервных требований (какую часть  своих средств коммерческие банки  должны держать в ЦБ для  обеспечения резерва). Резервы коммерческих  банков хранятся в ЦБ, повышение  нормы обязательных резервов  означает сужение кредитной способности  коммерческих банков, они не смогут  выдавать ссуды в меньшем объеме, предложение денег уменьшается.  Снижение нормы расширяет банковские  возможности для выдачи ссуд, предложение денег увеличивается.

- регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты ЦБ даёт кредиты другим банкам). Изменение ставки рефинансирования (это % ставка, которую устанавливает ЦБ по кредитам, выдаваем кредитным банкам, чем больше ЦБ её повышает, тем больше коммерческие банки сокращают объем своих заимствований в ЦБ, тем самым уменьшая объем выдаваемых ссуд потребителям).

- операции на открытом  рынке (покупка и продажа гос-венных ц.б.: облигаций, казначейских обязательств). Купля-продажа долговых обязательств правительства (для тех стран, где хорошо развит рцб, и рынок гос.облигаций, в РФ краткосрочные гос.облигации).

Виды еще:

- Дискретная (гибкая) – направлена  на стимулирование или сдерживание  деловой активности в зависимости  от фаз среднесрочного эк-го цикла. Теоретически, она базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующей роли гос-ва в сфере управления совокупным спросом.

- Стимулирующая (политика  «дешевых» денег), она используется  ЦБ при спадах пр-ва. Базируется  на кейнсианском представлении о трансмиссионном, передаточном механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения.

- Стимулирующая (кредитная  экспансия) связана с увеличением  предложения (денежной массы)  в целях активизации экономической  активности в стране.

- Ограничительная (кредитная  рестрикция) предполагает сокращение  объема денежной массы в целях  сдерживания инфляционного роста  ВНП.

 

18. Бюджетно-налоговая  политика: сущность и инструменты

Бюджетно-налоговая политика – это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения.

Влияет на:

- объем национального  дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости,

- на уровень цен в  стране.

Направлена:

- против нежелательных  изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).

Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.

В условиях высокой экономической  конъюнктуры потенциальный избыток  бюджета (превышение гос-венных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий

Задачей госбюджетной политики – это преодоление бюджетных  дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва.

Политика госрасходов  призвана:

- удовлетворять спрос  гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео¬тложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета,

- многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета.

Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов.

Так как госбюджет наполняется  в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства  тесно сплетается с налоговой  политикой.

Налоговая политика — часть  фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов  налогов, объектов налогообложения, налоговых  ставок, условий взимания налогов, налоговых  льгот.

Государство регулирует таким  образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета.

Противоречие налоговой  и всей фискальной политики - чем  выше налоговое бремя, тем ниже желание  и возможность платить налоги. В основу госналоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

Налоговая политика гос-ва связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, гос-во способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Бюджетно-налоговая политика бывает:

Стимулирующая (фискальная экспансия) предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Ограничительная (фискальная рестрикция) имеет своей целью  сдерживание инфляционного роста  ВНП и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.

Уровни бюджетной сис-мы страны:

Первый - федеральный бюджет и федеральные госвнебюджетные фонды.

Второй - бюджеты субъектов  РФ и территориальные госвнебюджетные фонды.

Третий уровень составляют местные бюджеты.

Консолидированный бюджет –  свод бюджетов всех уровней бюджетной  сис-мы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ состоит:

-Федеральный бюджет

-Консолидированный бюджет  субъектов РФ

-бюджет субъекта РФ

-местные бюджеты.

Внебюджетные фонды - фонды  денежных средств, которые формируются  вне бюджета (гос-венные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора ЕСН).

Доходы бюджетов делятся  на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы включают поступления  в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов  и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов.

К неналоговым доходам  бюджета относятся:

-доходы от использования  имущества, находящегося в гос-венной или муниципальной собственности.

-доходы от продажи имущества,  находящегося в гос-венной и муниципальной собственности

-доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями

-средства, получаемые в  виде штрафов, конфискаций, компенсаций,  а также возмещение вреда, причиненного  РФ, ее субъектам и муниципальным  образованиям.

-доходы в виде финансовой  помощи, полученной от бюджетов  других уровней, кроме бюджетных  кредитов, а также безвозмездные  перечисления от физических и  юр. лиц, международных организаций  и правительств иностранных гос-в.

Расходы бюджетов делятся  на текущие и капитальные.

Текущие связаны с обеспечением функционирования органов гос-венной власти, бюджетных учреждений, гос. поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.

Капитальные – обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность гос-ва.

Инструменты бюджетно-налоговой  политики:

• Дискреционная - целенаправленное, сознательное изменение гос. расходов и налогов со стороны гос-ва в целях изменения нац. объема пр-ва, занятости, ускорения эк-ого роста.

Основные инструменты:

1)изменение ставок налогообложения,

2)трудоустройство населения, 3)проекты общественных работ.

Виды:

1)экспансионистскую - кот. приводит к росту совокупных расходов. Это происходит когда гос-во *увелич. расходы; *сокращает чистые налоги.

2)рестриктивную политику (т.е. сдерживающую) - кот. ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда *снижаются гос. расходы; *увелич. чистые налоги.

• Недискреционная - (автоматическая) предполагает изменение гос. расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного спроса.

Она настроена на действие встроенных стабилизаторов. Встроенный автоматический стабилизатор - эк-ий механизм, кот. автоматически реагирует на изменение эк-ой коньюктуры.

Инструменты:

1)прогрессивный подоходный  налог,

2)пособия по безработице,

3)субсидии фермерам,

4)сис-ма участия гос-ва в прибыли.

 

19. Мировое  хозяйство. Основные формы международных  эк-х отношений

Мировое хозяйство – это  сис-ма национальных экономик, связанных экономическими, технологическими и социальными отношениями. Субъектами сис-мы мирового хозяйства являются имеющиеся в мире гос-ва.

Характерной чертой мирового хозяйства является его социально-экономическая  неоднородность, которая проявляется  в наличии стран с высоким  уровнем индустриального социального  разв-я и развивающихся стран с низким уровнем социально-эк-го разв-я.

Особ-ти мирового хозяйства определяются следующими факторами:

- международным разделением  труда;

- международным обменом;

-масштабом и характером  эк-х связей между национальными эк-ками.

Основным условием участия  страны в мировом хозяйстве является открытость национальной экономики.

Существует два типа национальных хозяйств:

- При замкнутом хозяйстве  развитие определяется внутренними  тенденциями и не зависит от  внешних факторов.

- Открытым является хозяйство,  в котором достаточно высок  уровень внешнеторгового оборота  по отношению к уровню национального  дохода и промышленной продукции.  В открытом хозяйстве внешнеторговый  оборот является стимулом общего  эк-го роста, структура пр-ва формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.

Превалирует фактор открытости.

Важнейшие формы международных  эк-х отношений следующие:

-международная торговля  товарами и услугами;

-международная миграция  капитала и международный кредит;

-международная миграция  рабочей силы;

-международные валютные  отношения;

-международное научно-техническое  сотрудничество.

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через гос-венные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительных преимуществ, предложенный Д. Рикардо. В соответствии с данным принципом гос-ву следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, т.е. с относительно меньшими издержками, чем другие блага в этой же стране, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.

Международная торговля состоит  из импорта и экспорта.

Импорт заключается в  приобретении продукции в другой стране.

Экспорт - продажа продукции  в другие страны.

Сложились два типа гос-венной политики во внешней торговле: протекционизм и политика свободной торговли.

Протекционизм – политика защиты национального производителя  от иностранных конкурентов.

Важнейшими инструментами  такой политики являются налоги на экспорт и импорт – тарифы, таможенные пошлины, нетарифные барьеры, поддержка  экспорта.

К мерам внешнеторговой политики относится также демпинг –  продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Прямые инвестиции - это  вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. Для такого контроля инвестор должен обладать не менее чем 20-25% акционерного капитала компании.

"Портфельные" инвестиции  означают покупку ценных бумаг  иностранных компаний. В отличие  от прямых, подобные инвестиции  не дают права контроля над  деятельностью предприятий и  используются в основном для  роста финансовых средств путем  получения процентов и дивидендов  на вложенный капитал.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"