Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

шпоры микро.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

ЦЕНА — фундаментальная  экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать (цена продавца), а  покупатель готов купить (цена покупателя) единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как стоимости товара в денежном выражении (меновой стоимости). В случае когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, такое количество становится товарной ценой данного товара.

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА — 1) цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и  предложения; равновесная цена; 2) цена товара, складывающаяся на реальном рынке в определенный период времени; цена, по которой можно продать товар на рынке.

 

18) Спрос. Закон спроса. Кривая спроса, факторы спроса и эластичность.

Спрос, предложение и  цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных  связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага. Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения;  действием принципа убывающей предельной полезности. 1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров.      2. Эффект замещения - готовность потреб. при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по ср. с другими более дорогими.     3. Закон убывающей предельной полезности закл. в том, что каждая доп. единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.

 К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе.

Функция спроса показывает зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин. Зависимость между величиной спроса на данный товар и уровнем его цены можно изобразить графически (см. настенную таблицу). На графике видно, что эта зависимость обратная: чем ниже цена, тем больше спрос на этот товар. Такой график называется графиком спроса, а линия, соединяющая точки величины спроса на данный товар, - кривой спроса. Она полого опускается сверху вправо, т.к. с увеличением цены на данный товар, спрос на него падает. Изменение величины спроса на графике выражается в перемещении точки по кривой спроса.

Если изменяются другие факторы, то меняется сам спрос в  целом, что проявляется на графике  спроса в сдвиге самой кривой спроса влево вниз или вправо - вверх. Например, если увеличивается доход потребителя, что позволяет ему увеличить свой спрос, то кривая спроса смещается вправо -  вверх и наоборот.

P - цена единицы конкретного товара,    Q - количество единиц товара (величина спроса),    D - кривая спроса.   Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответствует готовность потребителя приобрести определенное количество продукта

Спрос на разные товары в  ответ на изменение цен ведет  себя по-разному, что находит отражение  в коэффициенте эластичности спроса, который представляет собой отношение процентного изменения в объема спроса на данный товар к процентному изменению цены на этот товар. Эластичность - это степень реагирования спроса на изменение цены товара или других факторов. Мы рассмотрим коротко эластичность спроса по цене, которая выражается  отношением процентного изменения в количестве продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению цены на эту продукцию. Если это отношение больше единицы, то спрос эластичный, если меньше единицы - спрос неэластичный; если равно единице, то речь идет о единичной эластичности спроса, т.е. когда снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема спроса.

 

 

 

19) .Предложение. Кривая предложения Закон предложения,  факторы и эластичность

Предложение - это кол-во товара, находящееся на рынке или способные быть доставленными в короткие сроки. . Основными факторами (неценовыми), смещающими кривую предложения, явл-ся:

Цены на ресурсы (факторы  производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведет к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо). Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет. Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение. Цены на другие товары. Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен. Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся).Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

Предложение характеризует  рынок со стороны продавцов. На рынок  свои продукты поставляют многие производители, каждый из них создает разное количество товаров и в разных условиях, а значит с неодинаковыми затратами, издержками. Но все они стремятся полнее реализовать свой экономический интерес; продать товар подороже, чтобы получить больше дохода. Естественно, что как только цены на данные товары начинают расти производители стараются больше их выбросить на рынок. Устанавливается определенная зависимость между ценой и количеством предлагаемых для продажи товаров. Это можно изобразить на графике декартовой системы координат с помощью  кривой предложения,.

 

  

Если же цена на товар  будет оставаться неизменной, а благодаря  использованию достижений НТР - удается  сократить затраты на производство товара, то при тех же имеющихся  ресурсах будет произведено больше товара, что приведет к увеличению самого предложения и на графике это выразится в смещении кривой предложения вправо. А если, например, увеличат налоги, тогда это приведет к уменьшению предложения и кривая предложения сместится влево. Все это четко видно на графике предложения.

Если все выше перечисленные  факторы остаются неизменными, а  меняется только цена, то чем выше будет  цена, тем больше будет предложение  данного товара и наоборот,- в  этом и состоит суть закона предложения.

  Функция предложения показывает его зависимость от  разных факторов. Важнейшими из них являются такие

Зависимость изменения  объема предложения от изменения  цены проявляется в эластичности предложения, которая характеризует его чувствительность, т.е. реакцию предложения на изменение цены товара.

Коэффициент эластичности предложения определяется отношением процентного изменения количества предложенного товара к процентному изменению цены на данный товар, т.е. это относительное изменение предложения в соответствии с относительным изменением цены.

Эластичность  предложеня зависит от ряда факторов.

1. Способности  товаров к длительному хранению: свежая рыба, земляника и др. не могут долго храниться,  а потому эластичность их предложения низка.

2. Стоимость  хранения: если хранение товаров обходится дорого, то эластичность их предложения будет низкой.

3. Особенности  производства: если производитель может легко увеличить выпуск товара при росте цен за него, либо быстро переключиться на выпуск другого товара при снижении цен,  то предложение этого товара будет эластичным.

4. Фактор времени: товаропроизводители в отличие от потребителей не могут быстро реагировать на изменение цен, т.к. для расширения  требуется время. И потому, в отличие от спроса, предложение эластичнее в более длительном отрезке времени.

Эластичность предложения  по цене аналогична эластичности спроса и бывает больше единицы - предложение  эластично, меньше единицы - неэластично, и единичная эластичность предложения.

 

 

20) КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И ИХ СВОЙСТВА.Ординалистский подход к анализу потребительского поведения является более современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя.

Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия.

Кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или, если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность). Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Рис. 32. Карта безразличия                                                       ИСХОДНЫЕ АКСИОМЫ АНАЛИЗА                                      Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

•Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта)

•Аксиома непрерывности.

Все товары можно непрерывно разбивать на все более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

•Аксиома возможности  выбора)

Предполагает способность  человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора А (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А=В).

•Аксиома транзитивности.

Согласно этой аксиоме  для любых трех потребительских  корзин(наборов) А, В и С, если потребитель  предпочитает набор А в большей  степени, чем набор В, и набор  В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С, или

если А>В> С, то А > С.

Аналогичным образом, если для потребителя потребительская  корзина А столь же значима, что  и потребительская корзина В, а корзина В - что и корзина С, то корзины А и С также являются одинаковыми по своим полезностям для данного потребителя, или,

если А = В = С, то А = С.

•Аксиома ненасыщенности.

Для любого набора А всегда существует набор В, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что  у потребителя нет порога насыщения  и он всегда предпочтет иметь большее  количество товаров меньшему. При  этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

1.3. СВОЙСТВА  КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ СТАНДАРТНОГО  ВИДА

Выполнение выше названных  ограничений обуславливает следующие  свойства стандартных кривых безразличия:

•Кривая безразличия  является непрерывной функцией, а  не набором дискретных точек;

•Для любого заданного  уровня полезности может быть проведена  своя кривая безразличия, отражающая различные  комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.

•Кривые безразличия, описывающие  поведение одного потребителя, никогда  не пересекаются.

Докажем это. Предположим, что две кривые безразличия с  разными уровнями полезности имеют  одну общую точку А. Отметим на графике еще две произвольные ( В и С), как это представлено на рисунке 33.

Рис. 33. Кривые безразличия

Потребительские наборы А и В лежат на одной кривой безразличия и, следовательно, удовлетворяют  одинаковую полезность, аналогичным  образом наборы А и С также  принадлежат одной кривой безразличия и приносят одинаковое удовлетворение потребителю. Отсюда следует, что в соответствие с аксиомой транзитивности А=В и А= С, т.е. В=С, что противоречит исходному положению.

•Кривые безразличия  не имеют участков возрастания.

Если бы участок возрастания существовал, то при движении вдоль него увеличивалось бы количество как первого (q1), так и второго (q2) товара, т.е. в соответствие с аксиомой ненасыщенности возросла бы степень удовлетворения потребителя, а она (степень) должна быть постоянной на всем протяжении кривой безразличия.

Отрицательный наклон кривой безразличия отражает возможность  замещения потребителем одного товара другим для поддержания уровня своего удовлетворения постоянным.

 

 

 

 

21)Пределы возможностей  рыночного механизма. Роль гос-ва в рыночной экономике. Смешанная экономика.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"