Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия
основных элементов рынка: спроса, предложения,
цены, конкуренции и основных экономических
законов рынков. Такими законами являются:
закон стоимости (ценности) и полезности,
конкуренции, падающего спроса, изменения
предложения, равновесной цены и др.
Рыночный механизм
– механизм формирования цен
и распределения ресурсов, механизм
взаимодействия продавцов и покупателей
товаров по поводу определения их
количества, качества, структуры производства.
Известно, что рыночный
механизм, хотя и представляет
собой хорошо отлаженный механизм,
способный решать важнейшие экономические
задачи, стоящие перед обществом,
все же не срабатывает в
ряде областей хозяйственной жизнедеятельности.
Такие ситуации, при которых рыночный
механизм не может обеспечить эффективное
использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью)
рынка.
Обычно выделяют четыре
типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих
о «провалах» рынка:
- Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками.
- Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.
- Несовершенная (асимметричная) информация – ситуация, в которой часть участников рыночной сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерная для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. Асимметричная информация приводит к несостоятельности рынка в регулировании распределения ресурсов. Факт асимметричной информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная информация может разрушить рынки.
- Монополии – тип структуры рынка, в которых существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, т.е. обладает монопольной властью. Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изме<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_