Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

шпоры микро.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

 1)

2) Предмет эк теории: различные подходы

Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распред, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

 

3)

 

 

4) Проблема  выбора в экономике. Кривая производственных возможностей

  Ограниченность экон  ресурсов и неограниченность  человеческих желаний порождают  фундаментальную экон проблему - проблему выбора. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Р. Х. Франк, автор популярного учебника по микроэкон анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита.

Кривая производственных возможностей - трансформация. Её экон смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. Трансформация иллюстрирует тот факт, что нац экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить произ-во какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.

 

Кривая АBС определяет границу произв возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем произ-ва обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

 В условиях, когда  объем внутренних и внешних ресурсов ограничен, доп. производство 1-го из товаров возможно только за счет сокращения произ-ва другого товара.

Альтернативные  издержки- издержки 1-го блага, выраженного в др. благе, от которого пришлось отказаться (издержки упущенных возможностей).

 

 

6) Бюджетное ограничение выбора потребителя и его изменения под влиянием изменения доходов и цен

Кривые равнодушия разрешают  обнаружить преимущества потребителя,. но не учитывают такие факторы  влияния на процесс потребления, как цены товаров и доход потребителя.  Для того чтобы визначити, какой именно набор товаров или услуг приобретет потребитель, нужна дополнительная информация, которая пов”язана с бюджетным ограничением.

                                     

Б.ограни. – это линия, которая показывает, какое количество товаров и услуг (потребительских наборов) может приобрести потребитель за определенную сумму денег в границах своего дохода В (budget).  Уравнения Б.о.: B=PxQx+PyQy, где B- доход (бюджет) потребителя; Рх,Ру – цена віповідно товара х и в; Qx,Qy – их количества.

Факторы, которые влияют на бюбжетну линию:

  • изменение дохода потребителя;
  • изменение цен на товары.

При изменении дохода бюджетная линия перемещается соответственно его увеличению с B1 к В2 (рис.2) (или  уменьшения с В2 к В1) и занимает параллельное предыдущему положения.  Изменение цены на товар х приводит к соответствующему изменению угла наклона бюджетной линии (рис.3).

 

 

 

5)

 

7)

8) Рынок: содержание, ф-ции, хозяйственный механизм.

  Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавцовнастолько свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы.

  Одни рынки являются  локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

  Механизм рынка  - это механизм прогресса.

Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Рын мех действует как мех принуждения, заставляющий предпринимателей действовать в конечном счете на пользу потребителей. Рын мех- мех формирования цен и распредел ресурсов, мех взаимод продавцов и покуп по поводу производства и потребления. Особ рын мех-каждый его элемент тесно связан с ценой! 

Рынок выполняет определенные функции:      

- выдает сигналы производству  по выработке определенных товаров  и услуг, их увеличению или  сокращению;    

- уравновешивает спрос  и предложение;    

- обеспечивает сбалансированность  экономики;    

- на основе дифференциации  товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;    

- это своеобразный  двигатель научно-технического прогресса;     

- объективно формирует  корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных  отношений.    

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:   

- неограниченным числом  участников рыночных отношений  и свободной конкуренцией между  ними;    

- свободным доступом  к любым видам хозяйственной  деятельности всех членов общества;    

- неограниченной свободой  продвижения капитала и рабочей силы;    

- наличием у каждого  участника полной информации  о рынке;    

- стихийным установлением  цен в ходе свободной конкуренции;     

- на свободном рынке  ни один участник не в состоянии  изменить рыночную ситуацию по  своему усмотрению.

Формы рынков:

  • Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)
  • Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)

 

9) Структура  и инфраструктура рынка 

Рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка

  • по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
  • по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
  • по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
  • по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
  • по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок.

 

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют  собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский  рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

 

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где  предметом купли-продажи выступают  деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

 

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных  между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению и распространению  экономической информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению  информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов  и инструментов их деятельности.

 

Инфраструктура рынка  выполняет определенные функции 

 

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы

`

 

10)Спрос как  экономическая категория: кривая  спроса, факторы спроса.

Спрос- это обобщающий термин, описывающий поведение фактических  и потенциальных покупателей  продукта. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Функция спроса – зависимость  объема спроса от определяющих его  факторов.Qd=Q(P,Pc,Ps,I,T,E,N)

Qd – количество товара, которое покупатели желают и могут (готовы) приобрести в единицу времени при данной цене. (P-цена товара, Рс-цена товаров, дополняющий данный товар в потреблении,Ps-цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении, I-доход потребителя, Т-вкусы и предпочтения потребителя, Е-ожидания потребителей, N- количество потребителей)

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Все факторы, кроме цены данного товара, называется неценовыми детерминантами спроса.

Между ценой данного  товара и величиной спроса на него существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, которая называется законом спроса.

Исключение из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: рост цены приводит к росту величины спроса на благо.

Qd=a-bP, где Qd- количество спроса на товар, Р- цена данного товара, а- минимальный, не зависящий от цены объем спроса, b- коэффициент, характеризующий реакцию потребителей на изменение цены.

Неценовые детерминанты спроса

1.Изменение доходов  потребителей.

Спрос на товар зависит  от изменения доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту  спроса на товар при прочих равных, то такой товар называется нормальным товаром. Товары, которые люди начинают покупать в меньших количествах  если их доход возрастет при прочих равных условиях – инфериорные ( низшие ) товары.

Блага:

1.Нормальные – блага, спрос  на которые растет при росте доходов.

2.Инфериорные – блага, спрос  на которые падает при росте доходов.

2.Изменение цен других товаров,  связанных с данным товаром.

Спрос на товар зависит от изменения  цены на другой товар. Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар  при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимозаменяющими. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются взаимодополняющими.

3. Ожидания покупателей: Изменения  цен в будущем. Изменение доходов  в будущем

4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение  числа покупателей.

5. Вкусы и мода.

6. Государственное регулирование

Если повышаются налоги на заработную плату, то располагаемый доход покупателей  снижается, что приводит к понижению  спроса на товар.

Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.

Рост спроса – сдвиг  вправо вверх, падение спроса – сдвиг  влево вниз.

Рыночный спрос  это общий объем спроса всех потребителей данного товара.

Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.

 

11) Эластичность спроса.

Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.

1.)Ценовой показатель эластичности  спроса.

( эластичность спроса по цене ) показывает на сколько процентов изменится объем спроса при однопроцентном изменении цены данного блага.

Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)

Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.

Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)

Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"