Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 3 файла

билеты1.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

- лизинговые кредиты;

- финансовые кредиты российским  предприятиям.

По структуре иностранных инвестиций, поступивших в РФ в 2001 г. наибольший рост отмечен среди портфельных  инвестиций, которые возросли более  чем в 3 раза. Но несмотря на их значительный прирост, увеличение иностранных вложений почти целиком было обеспечено ростом прочих инвестиций, а объем прямых инвестиций за 2001 г. снизился на 10,1%. При существенном росте портфельных инвестиций основная часть вложений в российскую экономику приходится на прочие инвестиции, которые формируются за счет торговых кредитов, кредитов иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций –Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

В 2001г. наиболее крупными странами –  инвесторами  в экономику РФ стали  Кипр (16,3%), США (11,3%), Великобритания (10,9%), Швейцария (9,4%).

 

В.24. Новые формы привлечения  Россией иностранного капитала.

Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят закон об иностранных инвестициях. Привлечение иностранного капитала было затруднено  весьма неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Вследствии этого приток иностранного капитала был невелик, и к началу 1998 г. накопленная сумма зарубежных капиталаов в российской экономике достигла 23 млрд. руб. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, привел к выводу из России преобладающей части портфельных инвестиций, а с другой стороны – повысил заинтересованность зарубежных стран в прямых инвестициях с целью налаживания в нашей стране производства тех товаров, которые еще недавно ввозились в нее.

Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Значительным потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России.

 

В.25. Роль государства  в регулировании экономике развитых и развивающихся стран.

Начало глубокому и систематическому вмешательству государства в  экономику развитых стран в мирное время было положено антикризисным  регулированием в условиях экономического кризиса 1929-1933 гг. Основными инструментами антикризисной политики в соответствии с кейсианской теорией стали налоговая, ценовая политика, манипулирование государственными расходами, в т.ч. и военными, а также меры по стимулированию и ограничению спроса. В периоды спада государство стимулировало совокупный спрос, наращивая государственные расходы, уменьшая налоги на бизнес и проводя мягкую денежно-кредитную политику,  нацеленную на увеличение доступности кредита. В период подъема государство сокращало свои расходы и увеличивало налоги, ограничивало доступность кредита, проводя жесткую денежно-кредитную политику.

Как правило фаза подъема сопровождалась резким повышением цен. Поэтому антициклическое  регулирование дополнялось мерами, направленными против инфляции. Антициклическая  и антиинфляционная политика получили широкое распространение в послевоенные годы, особенно в период экономических кризисов 70-80 гг.

Большое влияние на развитие экономике  государство оказывает путем  разработки и проведения научно-технической  политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. В большинстве развитых стран в 70-80 гг. был в основном завершен процесс формирования государственного сектора науки.

В современных условиях основная задача государственной научно-технической  политики развитых стран – создание благоприятных условий для инновационной  деятельности частного предпринимательского сектора. При этом используются такие методы, как: включение затрат НИОКР частного сектора в себестоимость продукции, списание значительной части стоимости научного оборудования по ускоренным нормам амортизации, применение системы адресных налоговых льгот, направленных на постоянное наращивание объемов научных исследований в крупных корпорациях и на привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий, льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование больших научных проектов, безвозмездная передача либо предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий. Активная политика льготного налогового стимулирования проводится всеми развитыми странами.

В развивающихся странах государство  на первой стадии индустриализации взяло  на себя расходы по формированию современной  инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решению других социальных проблем. Индустриализация развивающихся стран начиналась с промышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

 

 

В.26. Основные признаки и  проблемы развития СЭЗ в России

Правительством СССР в декабре 1989 г. Было принято постановление  о создании СЭЗ в городах  Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношение СЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». С 1 сентября 1991 г. Введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ.

По этому закону, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала ,передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий, льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам, до 50% установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом  для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной  раздаче льгот и привилегий отдельным  районам. В результате предоставленные  законом  «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят более скромно  по сравнению  с уже действующими в некоторых, ранее созданных в России, зонах. Существенной особенностью процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системой государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющий той или иной территории режим свободной зоны имеется и целый ряд официальных документов  которые им противоречат затрудняют работу созданных СЭЗ.

Отсутствие комплексного подхода  к процессам организации СЭЗ  приводит, к стихийности в их образовании, превалированию местного творчества в  их функционирования. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многими  местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. С помощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техники и технологии.

 

В.27. Развитие мелкого  и среднего бизнеса в развитых странах и государственные меры их поддержки

Важнейшим средством госрегулирования во всех развитых странах выступают  государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных публично-правовых фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до ½ ВВП развитых стран.

После второй мировой войны государственные  финансы стали активно использоваться для целенапрвленного воздействия на темпы и пропорции общественного воспроизводства, сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включает маневрирование ставками налогов на доходы и прибыль для изменения величины инвестиций и потребительского спроса; введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков уплаты налогов.

Средства гос. Бюджета используются для предоставления частному бизнесу  субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает следующие элементы: маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков.

При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента, а тем  самым и на темпы роста и  пропорции воспроизводства капитала.

К средствам госрегулирования относится и гос.собственность.

 

В.28. Структурные сдвиги в экономике развивающихся стран; факторы, влияющие на них.

В 70-х гг наступил исторический перелом  в динамике разрыва между индустриально  развитыми и развивающимися странами. Темпы сокращения разрыва по уровню ВВП на душу населения в 1971-1985 гг составили около 0,9% в год. Новая тенденция органически связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией.

Внутриэкономические реформы и  упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом  с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций. В 1993-1996 гг. он достиг 150 млрд. долл. В год (не считая инвестиций в новые индустриальные страны) в 1996 г.- около 200 млрд. долл. И т.д.

Качественно улучшилась структура  иностранных капиталовложений в развивающиеся страны. Если в 70-х гг. начале 80-х основную их массу составляли банковские кредиты, то в 90-е гг. большая часть была представлена в виде прямых портфельных вложений в реальный сектор экономики, совокупный объем которых в 1983-1988гг составил около 16,9 млрд. долл., в 1992-1996 гг- уже 604,6 млрд.долл. Самое главное – резко возрос объем прямых инвестиций, позволяющий создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга. Их доля в общем притоке долгосрочных иностранных ресурсов в развивающиеся страны достигла в 1996 г. 40%.

Повышенная динамика прямых иностранных  инвестиций во многом объясняется постепенным  перемещением трудоемких, ресурсо и  энергоемких, а также вредных  для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в  высокоразвитых странах, превышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем и увеличивающиеся расходы по соблюдению стандартов экономической безопасности приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра, требования к защите окружающей среды мягче и издержки меньше.

Как показал опыт Японии и НИС  юго-Восточной Азии, обычно сначала  передается по цепочке текстильное производство, затем – химическое, потом металлургия, за ней – автомобилестроение и электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии еще в 1935 г. была сформулирована японским экономистом К.Акамацу и позднее получила название «летящие гуси».

Хотя уровень образования населения  в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить  некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран  в развивающиеся.

 

В.29. Основные характеристики природно-ресурсного потенциала  мирового хозяйства

Природные ресурсы –  это предметы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие  растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло, влага осадков), энергия ветра.

Природные ресурсы – пространственно-временная  категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества.

К природным ресурсам, все шире используемым в ходе развития общества и создающим условия существования, в первую очередь относится земля. Земля, территория – это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность. Без земли, без территории нет и не может быть взаимодействия людей, составляющих общество, и самой их жизни. Из общей площади поверхности земли в 510 млн. кв. км на долю суши приходится 149 млн. кв. км, остальное составляют океаны и моря. Общую площадь земельных ресурсов мира определяют в 129 млн. кв. км., или 86.5% площади суши (около 20 млн. кв. км составляют льды Арктики и Антарктики). Сельхоз. угодья занимают 51 млн. кв. км и покрытые лесами площади – 38 млн. кв. км. В составе сельхоз. Угодий пашня и многолетние насаждения – 13,4 млн. кв. км, сенокосы и пастбища – 37,4 млн. кв. км. Таким образом, в среднем на душу населения в мире приходится 0,3 га пашни – основного источника получения продовольствия и фуража. В отдельных странах площадь пашни на душу населения резко отличаются. Так, в США на душу населения приходится 0,67 га пашни, в ФРГ - ,12 га, в Англии – 0,11 га, в Японии – 0,03 га.

В мире имеются резервы для увеличения обрабатываемых площадей, но их освоение требует значительных капитальных вложений. Поэтому для увеличения производства продовольствия в первую очередь стремятся улучшить использование имеющихся сельхоз. Угодий. Большая часть обрабатываемой земли находится в Северном полушарии. Свыше половины ее расположено в Европе и Азии и 15% - в Северной Америке. В этих странах производится и основная часть продовольствия.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 904.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТ ЛИСТ К билетам.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"