Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
- лизинговые кредиты;
- финансовые кредиты российским предприятиям.
По структуре иностранных
В 2001г. наиболее крупными странами – инвесторами в экономику РФ стали Кипр (16,3%), США (11,3%), Великобритания (10,9%), Швейцария (9,4%).
В.24. Новые формы привлечения Россией иностранного капитала.
Современная Россия сравнительно поздно встала на путь привлечения зарубежных инвестиций в свою экономику. Лишь в 1991 г. был принят закон об иностранных инвестициях. Привлечение иностранного капитала было затруднено весьма неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Вследствии этого приток иностранного капитала был невелик, и к началу 1998 г. накопленная сумма зарубежных капиталаов в российской экономике достигла 23 млрд. руб. Финансовый кризис 1998 г., с одной стороны, привел к выводу из России преобладающей части портфельных инвестиций, а с другой стороны – повысил заинтересованность зарубежных стран в прямых инвестициях с целью налаживания в нашей стране производства тех товаров, которые еще недавно ввозились в нее.
Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Значительным потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России.
В.25. Роль государства в регулировании экономике развитых и развивающихся стран.
Начало глубокому и
Как правило фаза подъема сопровождалась
резким повышением цен. Поэтому антициклическое
регулирование дополнялось
Большое влияние на развитие экономике государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. В большинстве развитых стран в 70-80 гг. был в основном завершен процесс формирования государственного сектора науки.
В современных условиях основная задача
государственной научно-
В развивающихся странах
В.26. Основные признаки и проблемы развития СЭЗ в России
Правительством СССР в декабре 1989 г. Было принято постановление о создании СЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношение СЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». С 1 сентября 1991 г. Введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ.
По этому закону, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала ,передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий, льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам, до 50% установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным районам. В результате предоставленные законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с уже действующими в некоторых, ранее созданных в России, зонах. Существенной особенностью процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системой государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющий той или иной территории режим свободной зоны имеется и целый ряд официальных документов которые им противоречат затрудняют работу созданных СЭЗ.
Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит, к стихийности в их образовании, превалированию местного творчества в их функционирования. В таких условиях создание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. С помощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техники и технологии.
В.27. Развитие мелкого и среднего бизнеса в развитых странах и государственные меры их поддержки
Важнейшим средством госрегулирования во всех развитых странах выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных публично-правовых фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до ½ ВВП развитых стран.
После второй мировой войны государственные
финансы стали активно использо
Средства гос. Бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает следующие элементы: маневрирование учетной ставкой центрального эмиссионного банка, т.е. изменение процента, взимаемого этим банком при приобретении коммерческих векселей у частных банков.
При помощи денежно-кредитного инструментария
государство в лице ЦБ влияет на
объем денежной и кредитной массы,
величину ссудного процента, а тем
самым и на темпы роста и
пропорции воспроизводства
К средствам госрегулирования относится и гос.собственность.
В.28. Структурные сдвиги
в экономике развивающихся
В 70-х гг наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Темпы сокращения разрыва по уровню ВВП на душу населения в 1971-1985 гг составили около 0,9% в год. Новая тенденция органически связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией.
Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций. В 1993-1996 гг. он достиг 150 млрд. долл. В год (не считая инвестиций в новые индустриальные страны) в 1996 г.- около 200 млрд. долл. И т.д.
Качественно улучшилась структура иностранных капиталовложений в развивающиеся страны. Если в 70-х гг. начале 80-х основную их массу составляли банковские кредиты, то в 90-е гг. большая часть была представлена в виде прямых портфельных вложений в реальный сектор экономики, совокупный объем которых в 1983-1988гг составил около 16,9 млрд. долл., в 1992-1996 гг- уже 604,6 млрд.долл. Самое главное – резко возрос объем прямых инвестиций, позволяющий создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга. Их доля в общем притоке долгосрочных иностранных ресурсов в развивающиеся страны достигла в 1996 г. 40%.
Повышенная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, превышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем и увеличивающиеся расходы по соблюдению стандартов экономической безопасности приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра, требования к защите окружающей среды мягче и издержки меньше.
Как показал опыт Японии и НИС юго-Восточной Азии, обычно сначала передается по цепочке текстильное производство, затем – химическое, потом металлургия, за ней – автомобилестроение и электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии еще в 1935 г. была сформулирована японским экономистом К.Акамацу и позднее получила название «летящие гуси».
Хотя уровень образования
В.29. Основные характеристики природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства
Природные ресурсы –
это предметы природы, используемые
в хозяйстве, являющиеся средствами
существования человеческого
Природные ресурсы – пространственно-
К природным ресурсам, все шире
используемым в ходе развития общества
и создающим условия
В мире имеются резервы для увеличения обрабатываемых площадей, но их освоение требует значительных капитальных вложений. Поэтому для увеличения производства продовольствия в первую очередь стремятся улучшить использование имеющихся сельхоз. Угодий. Большая часть обрабатываемой земли находится в Северном полушарии. Свыше половины ее расположено в Европе и Азии и 15% - в Северной Америке. В этих странах производится и основная часть продовольствия.