Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 3 файла

билеты1.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

К примеру, по этому показателю одним  из мировых лидеров является швейцарская  фирма «Нэстле» (98%). Международную  корпорацию можно узнать и по структуре  ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», а также четыре фирмы из США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ».

Разновидности международных корпораций

В зарубежной экономической литературе можно встретить множество определений  международных монополий: многонациональные  корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний.

Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.

1. Транснациональные корпорации (ТНК)  — это национальные,  монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово- сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерное  общество, а поскольку большинство современных. ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.

Правовой режим транснациональных  корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый, крупный производственный комплекс, с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные корпорации (МНК)  — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ (Аsеа Воvегу), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. АВВ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

С точки зрения международного права  отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

 

 

В.39.Россия на международном  рынке труда.

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80-90-х гг. В середине 90-х гш в странах дальнего зарубежья трудилось около 100 тыс. россиян. Наибольшая (50%) часть  российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы- Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США,Канаде,Австралии, а также в странах Западной Азии.

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным валютным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

Внешняя трудовая миграция в Россию получила в 90-х гг значительно большее распространение, чем отъезд россиян на заработки. В середине 90-х гг в России ежегодно было занято 250-300 тыс. легальных иностранных рабочих (281 тыс. чел.-в1995г, 240 тыс. чел.-в1997г), а с учетом нелегальной иммиграции итеневого использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых мигрантов в России оценивается в 400-500 тыс. чел.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной  рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москва, Ростовская, Белгородская,Тюменская областей,Приморского края).

Поток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые  даже в условиях растущей безработицы  не идет местное население. Свыше 90% всех иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда: 60%- в строительстве, 8,9%- сельское хозяйство, 7%- на транспорте.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.), всем гражданам России предоставлено  юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж  есть и  его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

- снижение давления на внутренний  рынок труда;

- минимизация существующих в  его структуре дисбалансов;

- уменьшение безработицы;

- финансовые поступления от  мигрантов;

- повышение профессионального  и культурного уровня райков-мигрантов.

 

В.40. Основные этапы и  особенности развития ТНК

Трансформация национальной компании в международную проходит через  ряд этапов.

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

На втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей со всеми другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компании. Компания приобретает черты международной.

На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет  и становится в один ряд со многими  внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми вышеперечисленными признаками.

Названные три этапа  являются типичными для процессов  интернационализации бизнеса во всех странах, начиная с США.

Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и  большим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-технического прогресса.

Обобществляя труд и  капитал в мировом масштабе, ведущие  международные корпорации создают международное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выходят на свой новый уровень глобальных корпораций.

Глобальные корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного мирового финансового капитала. Значительная доля международного производства, в том числе основная часть наукоемкого, контролируется глобальными корпорациями. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.

Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация  хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появляется и третий аспект интернационализации — интернационализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов — подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонациональным корпорациям.

 

В.41. Национальная валютная система. Валютный курс.

Валютный (обменный) курс- это  цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Следует различать номинальный  и реальный валютные курсы. Номинальный валютный курс представляет собой относительную цену валют. Реальный валютный курс есть относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Он показывает соотношение, в котором товары одной страны могут обмениваться на товары другой страны.

Реальный курс рассчитывается как произведение номинального курса  на соотношение уровней (индексов) цен  в двух странах:

Е *(Р : Р ), где Е - реальный валютный курс; Е - номинальный валютный курс; Р -уровень (индекс) внутренних цен, выраженных в национальной валюте; Р - уровень (индекс) зарубежных цен, выраженных в иностранной валюте.

При низком реальном обменном курсе  иностранные товары относительно дороги, а отечественные – относительно дешевы. Экономические агенты в подобном случае приобретают меньшее количество иностранных товаров и большее  – отечественных. Поэтому величина чистого экспорта будет выше, чем было бы в случае высокого реального обменного курса, когда иностранные товары были для экономических агентов предпочтительнее вследствие их относительной дешевизны по сравнению с отечественными. Отсюда следует, что чистый экспорт является функцией реального обменного курса.

Поскольку чистый экспорт представляет также текущий счет платежного баланса, то между реальным валютным курсом и текущим счетом платежного баланса  наблюдается следующая связь: чем  выше реальный валютный курс, тем меньше величина положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Текущий счет должен уравновешивать счет движения капитала, т.е. сальдо текущего счета должно быть равно разнице между сбережениями и инвестициями. Поэтому равновесный реальный валютный курс устанавливается на уровне, при котором предложение национальной валюты по операциям с капиталом уравновешивает спрос на национальную валюту, предъявляемый для текущих операций.

Реальный валютный курс повышает протекционистская торговая политика, стимулирующая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Номинальный курс валюты устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения на валюту, которые  формируются под воздействием всех операций, опосредствующих международный обмен и находящих отражение в платежном балансе страны.

В числе важный факторов, воздействующих на спрос и предложение, можно  выделить следующие: изменения во вкусах потребителей, относительные изменения  в доходах, относительное изменение  цен, сальдо торгового баланса, относительные реальные процентные ставки, спекуляция. Разница темпов инфляции внутри страны и за рубежом согласно теории покупательской способности является определяющим фактором динамики номинального валютного курса в краткосрочном периоде. Паритет покупательской способности (ППС)– это реальная цена национальной денежной единицы в валюте другой страны. Она рассчитывается как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в сравниваемых странах. Данные исчисления позволяют оценить  ВНП с поправкой на уровень жизни. МВФ устанавливает паритеты для больших зон планеты. Согласно теории ППС валютный курс меняется в соответствии с необходимостью компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах.

При отрицательном сальдо торгового  баланса возрастает спрос на иностранную  валюту, что будет способствовать снижению курса национальной валюты, и наоборот.

Вместе с тем, снижение курса  национальной валюты стимулирует экспорт  и ослабляет побудительные мотивы к импорту, в  результате чего должно уменьшиться отрицательное сальдо торгового баланса и возникнуть положительное сальдо. В долгосрочном периоде динамика валютного курса оказывает стабилизирующее влияние на торговый баланс.

Как показывает практика, валютные курсы чувствительны к изменению процентных ставок. Более высокие реальные процентные ставки в данной стране повышают спрос на ее валюту со стороны инвесторов и курс валюты растет. При понижении процентных ставок курс валюты падает.

Под воздействием  денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде валютный курс меняется незначительно, тогда как реальный курс более динамичен. Его изменения вызывают нарушение паритета покупательской способности валют, сопровождающиеся колебаниями чистого экспорта. В длительном периоде номинальный курс меняется более заметно при относительной стабильности реального валютного курса, обеспечивая соблюдение паритета покупательской способности.

Теория паритета покупательской способности  используется для прогнозирования  динамики номинального обменного курса в долгосрочной перспективе. В краткосрочном прогнозировании используются оценки биржевых экспертов по конъюнктуре.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.doc

— 904.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ТИТ ЛИСТ К билетам.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"