Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Экономике»
74. Охарактеризуйте систему франчайзинга.
Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства; система взаимовыгодных партнерских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупного и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи.Предметом договора должна быть обязанность франчайзера снабжать оператора или бизнесмена, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение, своими товарами, апробированными технологиями, а также передавать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг.
77 Пути повышения произв.труда
При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производства по основным направлениям развития и совершенствования производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально- экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.Важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс.
78. Структура кадров предприятия.
Трудовые ресурсы, призванные соединять
матер-ые и финансовые факторы произв-ва,
представлены на п/п его персоналом. Персонал
п/п(кадр)- представлен рабочими различных профессий, квалификацией
граждан, занятых на п/п, как совокупность
физических лиц, связанных с п/п договором
найма как с юр.лицом.Рабочие непосредственно
участвуют в процессе произв-ва продукции,
управляют машинами, механизмами, установкой,
наблюдают за работой автоматич оборудования,
осуществляют ремонт, выполняют нагрузо-разгрузочные
работы и т.д. Рабочие делятся на 2 группы:1)основные(рабочие,
непосредственно связанные в изготовлении
продукции)2)вспомогательные(
Профессия- особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.Специальность- вид деятельности в пределах профессии, имеющий спец. особенности и требующий доп. спец. знаний и навыков.
75.Типы структур управления.
1) Линейная . Основные принципы: Все
ф-ции управления
2) Функциональная, при к-ой функц-е
рук-ли специализируются в
3) Линейно-штабная – при рук-ях
создаются штабы, т.е. управленческие
подразделения из специалистов,
выполн-их определенные
4) Линейно-функциональная –
5) Матричная орг. стр-ра. Рук-ль проекта принимает реш-ия и наделен спец-ми полномочиями , объединяет и интерпретирует инфо-ию, поступающую от функц-ых подраздел-ий, контролирует ход реализации проекта.Преим-ва: гибкость; личная заинтересованность рук-ля проекта в его успехе, обусловлен. стремлением к профессион-му росту , стимулирует сплоченность коллектива. Недостатки:отступление от принципа одномерности . каждый подчиненный имеет не одного, а нескольких рук-ей, распоряжения к-ых могут быть противоречивыми.
6 )Дивизиональная орг. стр-ра. Особенно
явно проявл-ся на крупных п\п,
с широкой номенклатурой тов-в
и услуг, быстро меняющейся техникой
и технологией, реагирующей на
изменения потребности и
76.Общая и сравнительная
экономическая эффективность
Экономическая эффективность- это способность системы в процессе функционирования производить экономический эффект и действительное создание такого эффекта. Различают общую и сравнительную экономическую эффективность. Общая может определяться на всех уровнях хозяйствования и характеризует общую величину экономического эффекта в сопоставлении с определенными видами затрат ресурсов. Назначение сравнительной состоит в определении наиболее экономически выгодного варианта решения данной хозяйственной задачи. Сравнительная экономическая эффективность определяется при разработки и внедрение новой техники, при решении вопросов по производству и применению взаимозаменяемых материалов и продукции, а также при проектировании строительства и реконструкции действующих предприятий
79. Пути повышения
Важным этапом аналитической работы
на предприятии является поиск путей для
повышения производительности труда,
которые можно классифицировать следующим
образом:повышение технического уровня
производства,улучшение организации производства
и труда ,изменение внешних природных
условий ,структурные изменения в производстве.Снижение
темпов роста производительности труда
отрицательно сказывается практически
на всех сторонах производственно-хозяйственной
деятельности предприятия.В условиях
развитой экономики главным фактором
развития, следовательно, и роста производительности
труда является наука, то есть использование
её результатов в совершенствовании средств,
процессов и организации производства.
Но, являясь могучим фактором роста производительности
труда, наука, как сфера трудовой деятельности,
нуждается в эффективном управлении. Проблемой
также является процесс объединения усилий
науки и практики по повышению производительности
(результативности) труда. Этот процесс
реализуется в научно-технических нововведениях.
80. Концентрация производства
на предприятии.
Концентрация капитала и производства — закон капитализма. При капитализме условием К. п. является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. К. п. усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. С концентрацией и централизацией капитала и производства всё более углубляются основное противоречие капитализма и весь комплекс характеризующих его противоречий. Складывается широкая антимонополистическая коалиция. Растут материальные предпосылки социализма, развиваются социально-политические условия новых социалистических революций.
81. Специализация и
В промышл-ти существуют 2 вида п\п: универсальные и специализированные.Спец-я пр-ва развивается в том случае, если появл-ся объективная необходимость, и становится экономически целесообразно применять высокоэффективную технику, прогрессивную технологию и организацию пр-ва. Специал-ое пр-во - приспособленное к выпуску сходной в технологическом отношении пр-ции и достигшей мощности, превышающ. миним-но допустимую.
Форма специализации:
1 предметная (выпуск самолетов, станков и т.д.);2 подетальная; 3 технологич-ая (стадийная); 4функциональная(специализация вспомогательных производств) ( ремонтные п\п, выпускающие тару и упаковку, автотранспортные цеха).
Основным показателем уровня спец-ии п\п явл-ся удельный вес пр-ции, соответ-ий основному профилю специал-ии п\п в общем объеме выпускаемой пр-ции.
Кооп-е в промышл-ти заключается в установлении м\у специализированными, самостоят-ми по отношению друг к другу п\п-ми , отраслями, длительных прямых производственных связей по совместному изготовлению продукции. Объкты кооп-я изготавливаются для определенного кол-ва потребителей или для сравнительно небольшого их числа.
Объекты материально-технического снабжения не имеют узкой определенной направленности, предназначены для широкого круга потребителей.
В соотв-ии с формами специализации выделяют 3 формы промышл-го кооп-я:
1 предметное (агрегатное) 2 подетальное кооп-е3 технологическое (стадийное)
Основным показателем уровня кооп-я явл-ся удельный вес стоимости полуфабрикатов, заготовок и т.д., получаемых от других п\п в порядке кооп-я в общей стоимости пр-ции п\п.
82. Маркетинговая деятельность предприятия.
Если принять во внимание возможные различия в размере ресурсов предприятий, в продукции, которую они выпускают, в рынках, на которых они действуют, становится очевидным, что не может быть единой организационной структуры, рекомендуемой в виде некого стандарта для всех предприятий. Самостоятельная служба маркетинга при её параллельном существовании со службой сбыта имеет главными недостатками разрозненность их функций, мешающую эффективной организации продажи. Эффективность функционирования той или иной маркетинговой организационной структуры во многом определяется теми кадрами, которые заняты маркетингом на предприятии. Главное, на что особо хочется обратить внимание - это на включение в перечень задач любой службы маркетинга вопросов, связанных с планированием ассортимента, разработкой предложений по освоению новых видов продукции и новых видов сервиса, включая анализ организации обслуживания потребителей при получении и отгрузке им продукции на предприятии.
83. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешнеторговая деятельность (ВТД), которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами и интеллектуальной деятельности.
В государственном регулировании ВЭД и ВТД сочетаются экономические и административные методы при приоритете экономических. Декларируется равенство участников ВЭД независимо от форм собственности, хотя государство вправе сохранить монополию на некоторые виды товаров и услуг во внешней торговле.
Организация (фирма), участвующая во внешнеэкономической деятельности, заключает международную коммерческую (торговую) сделку. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение, контакт) между двумя или более сторонами, находящимися в различных странах. Главное направление ВЭД предприятия (фирмы) – это заключение внешнеторговых контактов с иностранными контрагентами. Второе направление – совместное предпринимательство, привлечение иностранных инвестиций или вывоз предпринимательского капитала.
84. Финансы предприятия.
Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развития предприятия.
Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно - правовой формы предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.