Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка по "Экономике"

Файлы: 1 файл

шпоры к экзамену по экономике.docx

— 343.91 Кб (Скачать файл)

Виды:

  1. совершенная – такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но не размер самих фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.
  2. монополистическая – данная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением, главным образом, того, что в отрасли производится похожая но не идентичная продукция.
  3. Олигопсония – ситуация на рынке при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей  отрасли.
  4. монополия – рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукции, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях.

Виды монополий:

    • естественная – ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие элементы производства.
    • легальная – образуются на законном основании.
    • Монопсония – рыночная структура в которой действует 1 покупатель ресурсов и товаров
    • Монополия практикующая дискриминацию
    • Двустороння монополия – рынок на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит 1 продавец – монополист
    • Олигопсония – рыночная структура при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.
    • Искусственные – объединения предприятий ради получения монополистических выгод: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам доступ к источникам сырья и энергоносителям; применяют более крупный капитал. Выделяют следующие формы искусственных монополий:
      1. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте.
      2. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
      3. Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
      4. Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная фирма организует финансовый контроль за всеми участниками.

 

 

 

8) Антимонопольное  законодательство. Положительные и  отрицательные черты конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательство направленное против накопления формами опасной для общества монопольной власти.

Антимонопольное законодательство:

  1. Закон Шермана – 1890г.  –запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в любой отрасли и сговор о ценах
  2. Закон Клейтона – 1914г. – запрещает ограниченную деловую практику в области сбыта, а также ценовую дискриминацию и определенные виды слияний.
  3. Закон Роббенсона – Петмена – 1936г. – запрещает ограничительную деловую практику в области торговли, ценовой дискриминации и отдельных видов слияний.
  4. Поправка к закону Клейтона – 1950г. – уточнялось понятие незаконного слияния.

Положительные черты конкуренции:

    • Способствует развитию производства и повышению его эффективности
    • Создает большое многообразие товаров и услуг
    • Вызывает необходимость гибко реагировать на изменение в производстве и реализации товара
    • Нацеливает производителей на повышение качества товара
    • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и продавцов.
    • Заставляет производителя бороться за потребителя

Отрицательные черты конкуренции:

  • Усиливает распределение доходов
  • Ведет к созданию монополий
  • Отрицательно влияет на защиту окружающей среды
  • Ухудшает материальное положение определенной части населения.
  • Не стимулирует развитие производства товаров коллективного пользования.

 

 

 

9) Обмен и его  формы.

Обмен – действие, в ходе которого мы получаем или отдаем вещь в замен другой.

Во время обмена вещь переходит  от того, кто ценит её меньше, к  тому. Кто ценит её больше, а также  стороны обменивающиеся вещами получают взаимную выгоду.  В результате обмена создается богатство, т.е. то, что  ценится людьми. Необходимость обмена вызывается общественным разделением  труда. Характер и форма обмена определяются способом производства, поэтому обмен  может существовать в обществе в  форме:

  1. Непосредственного обмена деятельностью
  2. Продукта обмена
  3. Товарного обмена и товарного обращения
  4. Прямого распределения продукта.

Формы обмена:

    • Бартер – безденежный обмен
    • Торговля – обмен в котором права собственности на ведь переходят от одного к другому.
    • Дарение – бескорыстный обмен

 

 

 

 

10) Источники доходов  семьи.

Семейный бюджет.

Доход – деньги и материальные ценности, получаемые от предприятий  или какой-либо деятельности.

Доход предприятия = выручка  – расходы на изготовление товара

Доход благотворительных  общественных организаций = членские взносы, пожертвования

Доход местных и государственных  органов власти = налоги + различные  платежи

Доход семьи = денежные + предоставление льгот + натуральные

Денежные доходы:

  • Зарплата, начисления и доплаты
  • Премии, пособия, стипендии, социальные и страховые выплаты
  • Доход с предпринимательской деятельности
  • Доход с операций с личным имуществом и денежные накопления.

Пенсии выплачиваются  в основном государством

Они делятся на:

  • Социальные (инвалиды с детства, пенсионеры)
  • Трудовые (по старости, за выслугу лет, по случаю потери кормильца)

Пособия – социальные выплаты, предоставляемые государством наименее защищенным в экономическом смысле слоям населения.

Пособия бывают:

  • Детские
  • По беременности и родам
  • На период отпуска по уходу за ребенком
  • Единовременные пособия

Доход от предпринимательства  – коммерческая деятельность без  образования юридического лица (частная  торговля, оказание частных услуг, продажа  с приусадебного участка)

Доходы от операций с имуществом и денежными средствами:

  • Доход от операция с движимым и недвижимым имуществом
  • Процент от банковских владений
  • Доход от продажи ценных бумаг и операций с ними (акции, облигации)
  • Доход от изменения курса иностранной валюты

Натуральный доход – материальные блага, получаемые на приусадебном участке, выигрыши, продуктовые довольствия.

Льгота – получают некоторые  категории населения, которые определяются государством.

Льготы бывают:

  • Льготные проездные
  • Льготы на покупку
  • Льготы на лекарства

Классификация доходов по источникам:

  • От богатства:
  1. проценты от вкладов в банк
  1. дивиденды и доходы по ценным бумагам
  2. от сдачи в аренду
  3. другие операции с имуществом и землей
  4. страховые поступления
  • от профессиональной деятельности
    1. заработная плата
    2. пенсии и стипендии
    3. от предпринимательской деятельности
    4. материальные выплаты

 

Расход семьи (классификация)

  1. удовлетворение материальных потребностей (питание, одежда, обувь, оплата жилья, бытовые услуги)
  2. удовлетворение духовных потребностей (получение образования, театр, кино)
  3. удовлетворение социальных потребностей (газеты, журналы, политическая литература)
  4. удовлетворение неразумных потребностей (сигареты, алкоголь, сладкое в больших количествах, престижные вещи)
  5. удовлетворение жилищных потребностей (строительство собственного дома – ремонт квартиры, строительство дачи, собственного гаража)
  6. на покупку необходимых материалов, оплату электроэнергии, пользование транспортом, расходы, связанные с надомным и индивидуальным трудом
  7. расходы на ведение личного подсобного хозяйства (минеральные удобрения, инвентарь)

Расходы делятся на:

    • постоянные (оплата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания)
    • переменные:
      1. циклические (периодические) – предметы различного срока действия
      2. непредвиденные -  связаны с частными ситуациями
      3. сезонные – связаны с определенными сезонными явлениями  (закупка семян, крышки)

Денежные расходы делятся  на следующие группы:

  1. личные
  2. ведение личной предпринимательской деятельности
  3. налоги, обязательные платежи
  4. денежные накопления (на черный день; на долговую покупку)

Величина расходов семьи  зависит:

    • уровень различных цен
    • потребности семьи в конкретных благах
    • объем ее  денежных доходов
    • сумма налогов и других обязательных платежей
    • знания, умения, навыки членов семьи.

Бюджет – совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени.

Бюджет «денежная сумка»:

  • личный
  • семейный
  • предприятия, фирмы, общественные организации
  • государственные

Доходы = Расходы – сбалансированный бюджет

Доходы < Расходы – дефицитный бюджет

Доходы > Расходы – профицитный бюджет

Баланс – равновесие

Фазы составления бюджета:

  • учет всех видом расходов
  • вычесть все постоянные расходы
  • все оставшееся следует положить на счет

Сумма за предыдущий месяц  – обязательные постоянные расходы  – сумма сбережений на большие  покупки – число которое получится нужно поделить на число дней в месяце, и это число будет суммой, которую вы можете тратить каждый день.

 

 

 

11) Теория предельной  полезности

Действия непосредственно  связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями характеризует поведение потребителя. Потребность возникающая из необходимости или желания потреблять различные богатства, считается экономическим мотивом человека. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей.  Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, т.е. он хочет получить определенную полезность. Следовательно полезность – это удовольствие или удовлетворение, которое потребители получают от покупаемых товаров и услуг.

Функция полезности – это  функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.

), где U – полезность блага, - последовательные части блага

Предельная последовательность блага – изменение общей полезности, вызванная изменением в потреблении  данного товара или услуги на 1 единицу  при условии, что потребление  других товаров останется неизменным или полезность, получаемая от потребления  каждой дополнительной единицы товара.

Общая полезность – это  мера общего удовлетворения, полученного  от потребления товара или набора товара и услуг за данный период времени.

Кардиналистский  подход предполагает абсолютно точное количественное определение величины полезности.

Ординалистский подход означает ранжирование в определенном порядке, построение товара и услуг по принципу предпочтения.

 В экономике принято  обозначать предельную полезность  – MИ, общую полезность ТИ.

Предположим, что мы измеряем МИ какого-то товара – х- , тогда алгебраическое выражение выглядит:

МИ имеет свойство уменьшаться, в то время как общая возрастать.

Первый закон  Госсена.

По мере увеличения количества потребляемого товара, его предельная полезность имеет тенденцию к  сокращению.

Второй закон  Госсена.

При максимилизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

Правила максимилизации полезности: распределение денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на потребление каждого вида продуктов приносит одинаковую определенную полезность.

Условия равновесия потребителя – это соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

Условие максимизации полезности и равновесия потребителя выглядит следующим образом:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"